Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.
19 комментариевИсторик: США намеревались сделать джаз оружием против СССР
Историк: США намеревались сделать джаз оружием про
Власти США в период «холодной войны» намеревались использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и расширения советского влияния на страны третьего мира через специальный проект Госдепартамента США.
Об этом заявила профессор истории и американской культуры Университета Мичигана Пенни Ван Эсчен, посвятившая этой странице истории свою книгу.
«Проект «Послы джаза» родился в разгар «холодной войны» в 1955 году и был рассчитан как противовес советской идеологии и пропаганде. Его предложил друг культового джазмена «Диззи» (Джон Биркс) Гиллеспи чернокожий сенатор от Гарлема Адам Клэйтон Пауэлл.
«Оружие джаза» или культуры, альтернативной тоталитарным ценностям, было нацелено на СССР, Восточную Европу, Азию, а также новоявленные африканские государства, только появившиеся на политической карте мира и видевшие в западных цивилизациях проявления расизма.
«Джаз, который играли чернокожие американцы, призван был, по замыслу чиновников, послать миру сигнал о том, что никакого расизма в Америке нет», - сказала Ван Эсчен.
Первым «послом джаза» в СССР стал Бенни Гудмен в 1962 году. Он прибыл в Россию в наихудший момент в истории отношений между Москвой и Вашингтоном на волне карибского кризиса, когда две сверхдержавы балансировали на грани войны и мира.
Однако после завершения гастролей Гудмена идеологические гонения на джаз, как на чуждое строителям коммунизма веяние, были усилены в СССР, отмечает Ван Эсчен.
«Было бы слишком просто сказать, что «Послы джаза» все-таки разрушили СССР и Восточный блок. Но их музыка несла дух свободы, срывающий железные занавесы и идеологические установки обществам с авторитарными режимами. Они представляли чисто американскую культуру, но одновременно их музыка стала международным языком духовной независимости», - сказала Ван Эсчен.
Проект закрылся в 1979 году без видимых причин - то ли кто-то из сенаторов призвал не транжирить государственные деньги, то ли просто Америка после Уотергейта сосредоточилась на внутренних проблемах, полагает искусствовед, передает РИА «Новости».