Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
7 апреля 2017, 16:45 • Экономика

Ракеты «Томагавк» способны помочь российскому бюджету

Ракеты «Томагавк» способны помочь российскому бюджету
@ Виктор Филатов/РИА Новости

Tекст: Ольга Самофалова

Военный удар США по Сирии сделал то, чего, несмотря на все совместные усилия, так долго не могли добиться страны-нефтедобытчики. Цена на нефть резко пошла вверх и перевалила за 55 долларов. Долго ли продлится рост цен и что именно помогло удержать рубль от резкой девальвации в таких обстоятельствах?

Россия ожидала, что после достигнутого с ОПЕК соглашения о сокращении добычи цены на нефть вырастут до 55–60 долларов за баррель, рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович. И хотя стратегия в целом была выбрана правильно, но из-за ряда факторов (американской сланцевой нефти, кстати), эффект оказался не таким, как ожидали в российском правительстве. Цена на нефть оставалась на относительно низких значениях.

Единственный благоприятный момент для России – рост цен на нефть, который может оказать поддержку и курсу рубля, и российской экономике в целом

Однако военный удар Дональда Трампа по Сирии может дать России нефть по той цене, на которую она рассчитывала. После ракетных ударов США в Сирии нефть резко пошла вверх (на открытии торгов прибавила сразу 2%) и в момент перешагнула 56 долларов за баррель сорта Brent. Это фактически двухлетние максимумы. «Нефть дорожает на опасениях, что конфликт может распространиться на весь Ближний Восток, что в свою очередь может привести к перебоям в поставках нефти на рынке. Правда, пока это больше эмоциональная реакция, нежели реальная угроза», – говорит Анна Устинова из «Кит Финанс Брокер». Реальных перебоев с поставками нефти может и не быть: Сирия не такой серьезный экспортер, хотя рядом находится Ирак, и проблемы с экспортом иракской нефти уже могут оказать влияние на мировое предложение черного золота.

Дорожающая нефть не смогла удержать российские активы от снижения. Рубль на этом фоне потерял в первой половине дня более 1% против доллара и евро, поднявшись при открытии  до 57,1 и 60,8 рубля соответственно (слабеют и остальные валюты развивающихся стран). Индексы ММВБ и РТС к 13:00 мск теряли 1,9% (2015 пунктов) и 2,9% (1115 пунктов) соответственно.

Правда, после резкого взлета цен на нефть и такого же ослабления рубля во второй половине дня наблюдается коррекция. Так, нефть марки Brent торгуется к 15:30 мск у отметки 55,08 долларов. Рубль стоит уже 56,92 к доллару, падая менее чем на 1%. Падение российской валюты, на самом деле, могло бы быть куда более резким, если бы не поддержка Центробанка. Как раз с сегодняшнего дня ЦБ РФ (случайно или нет) запустил трехдневный депозитный аукцион на 350 млрд рублей. Но вот когда аукцион закончится, рубль может упасть куда серьезнее.

При этом, как это часто бывает при эскалации конфликтов, выстрелили золото и валюты-«убежища» – японская иена и швейцарский франк. Практически всегда при появлении военных конфликтов в лидеры роста выходит золото – инвесторы традиционно считают защитными активами этот драгоценный металл, говорит Владимир Чернов из компании «Аналитика Онлайн». Так, золото за сегодня уже выросло в цене примерно на 1,2%, и продолжает дорожать. Японская иена, правда, дорожает пока не очень значительно, а вот швейцарский франк растет заметно быстрее.

Доходность 10-летних казначейских облигаций обновила минимумы, и нельзя исключать увеличения стоимости страховки от дефолта по российскому долгу, что способно оказать давление на еврооблигации отечественных компаний, говорит Станислав Клещев из ВТБ 24.

«Сирийский вопрос оказывает влияние прежде всего на рынок нефти и на оценку инвесторами российских активов – как из-за привязки к конъюнктуре рынка нефти, так и по причине ограничений, которые могут быть скорректированы в зависимости от развития отношений с Западом. Остальные рынки в целом безразличны к происходящему в Сирии», – отмечает Клещев.

Пожалуй, единственный благоприятный момент для России – рост цен на нефть, который в долгосрочной перспективе может оказать поддержку и курсу рубля, и российской экономике в целом, не исключает Чернов. Но пока сложно однозначно предсказывать, продолжится он или нет. Дальнейшая динамика будет зависеть от развития отношений между Россией и США в связи с событиями вокруг Сирии.

«Инвесторы по всему миру заняли выжидательную позицию. Все ждут действий России», – говорит Сергей Костенко из Global FX. Первая реакция уже последовала – Москва охарактеризовала действия США в Сирии как агрессию.

«На политической арене появился очень серьезный, а главное непредсказуемый игрок. Главный вывод для нас уже понятен: сближение РФ и США как минимум откладывается на неопределенный срок. Ни о каком снятии экономических санкций теперь даже думать не приходится», – считает Чернов.

Определенность может появиться уже через несколько дней, после визита госсекретаря США в Москву. Если эскалация событий будет нарастать, то можно ожидать продолжения роста цен на нефть и ослабления рубля. «Вероятность военного столкновения между РФ и Штатами заставит иностранных инвесторов и далее покидать финансовый рынок России, что усилит распродажи на национальном рынке акций и государственных облигаций федерального займа, доходность на которые будет расти, оказывая давление на курс рубля», – объясняет Костенко.

Если же удастся купировать кризис, то падение рубля и рост котировок нефти могут остановиться. Денис Давыдов из Nordea Bank уверен, что текущий рост цен на нефть, обусловленный геополитическими факторами и военными рисками, будет весьма ограничен по времени. После найденного компромисса цены на нефть могут вернуться к предыдущим значениям на уровне 54 долларов.

Между тем Клещев из ВТБ 24 настроен относительно цен на нефть оптимистичнее, чем, например, Минэкономики России (ждет 40 долларов вплоть до конца 2020 года), и видит потенциал роста доллара выше 60 рублей в ближайшие месяцы.

..............