Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
25 января 2017, 09:32 • Экономика

«После падения рубля производить в России стало выгодно»

Алексей Гребцов: После падения рубля производить в России стало выгодно

«После падения рубля производить в России стало выгодно»
@ dragon-fly.su

Tекст: Ольга Самофалова

«Мы все рыдаем, что у нас все ужасно. Но на самом деле в России происходит масса событий, которые вызывают гордость», – заявил газете ВЗГЛЯД председатель правления ассоциации «Российская Оутдор Группа» Алексей Гребцов. Статистика фиксирует рост промышленного производства в России, и Гребцов на конкретных примерах показал, за счет чего возрождается российский легпром.

В декабре 2016 года промышленное производство России показало максимальный за последние два года рост – на 3,2% по сравнению с предыдущим годом, сообщил Росстат. Учитывая, что промпроизводство в ноябре увеличилось на 2,7%, можно говорить о росте на протяжении двух месяцев подряд.

По качеству наша продукция не отличается от западных аналогов, а по цене доступней в два и более раз

Таким образом, к концу 2016 года России удалось ликвидировать снижение производства, наблюдавшееся в течение года, в частности в обрабатывающем секторе, сохранив его на уровне 2015 года.

Рост промышленного производства обеспечила не только холодная погода, благодаря чему логично выросла выработка энергии. Свой значительный вклад сделала и легкая промышленность. «В составе обрабатывающих производств уровень прошлого года превышен в производствах, ориентированных на внутренний рынок: производстве пищевой продукции, текстильных и швейных изделий, изделий из кожи, обуви, обработке древесины и производстве изделий из дерева, целлюлозно-бумажном и химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, автомобилей, мебели», – говорится в официальном сообщении Росстата.

В легкой промышленности после многолетнего кризиса из-за наплыва импорта сейчас, наоборот, наблюдаются тенденции улучшения ситуации, в том числе благодаря господдержке. В последние несколько лет качественно улучшилось взаимодействие государства и отрасли, что начинает давать свои плоды. К примеру, в 2017 году по плану государство выделит 500 млн рублей на субсидии для легпрома для компенсации части затрат на обслуживание кредитов.

О том, как в России, несмотря на кризис, появляются новые высокотехнологичные производства, на примере товаров для активного отдыха газете ВЗГЛЯД рассказал председатель правления некоммерческой ассоциации поставщиков товаров и услуг для туризма и активного отдыха «Российская Оутдор Группа» Алексей Гребцов. 

ВЗГЛЯД: Есть компании, которые, несмотря на кризис, построили свой бизнес практически с нуля и даже расцвели в тяжелое экономическое время?

Алексей Гребцов: Моя цель – найти молодые российские компании, которые выпускают самую высокотехнологичную и качественную экипировку с использованием новейших технологий и оборудования. Далее, используя поддержку Минпромторга и «Деловой России», помочь им показать свой продукт на лучших площадках. И таких ребят, которые фактически с нуля создали в России высокотехнологичное производство, на самом деле много.

Например, совместно с Минпромторгом на крупнейшей выставке ISPO в Германии состоится уже третья российская Outdoor-деревня, где будут представлены как раз такие российские высокотехнологичные производства. На российском стенде будет представлено порядка 35 российских фирм. Это позволяет разбить миф о «стране-бензоколонке» и привлечь зарубежных партнеров в российское производство.

Некоторые компании существуют уже давно, но многие образовались за последние несколько лет. Но мы действительно совершили достаточно большой рывок.

Например, небольшая фирма из Екатеринбурга Dragon Fly. Они лет пять назад начали производить одежду для снегоходов и мотоциклов. Я нашел их два года назад на одной из выставок. У них был совсем маленький стенд, но я был поражен качеством и уровнем вещей, которые они делают. И недавно я их вытащил на форум легкой промышленности, подготовленный Минпромторгом. И все, кто видел, что они шьют, были просто поражены. К слову, уральский парень Сергей Карякин выиграл гонку Дакар-2017 в костюме, который сшили ребята из Dragon Fly.

ВЗГЛЯД: Их бизнес именно в кризис пошел в гору? Как они выживают?

А. Г.: Государство за последние два–три года вложило очень большие деньги в легкую промышленность, и вот сейчас стали появляться первые результаты этой работы. И редкость заключается в том, что они производят продукцию именно в России (а не в Китае, например). Да, материалы пока иностранные, потому что материалы такого класса только-только начинают у нас производить, но само производство работает на Россию.

Алексей Гребцов: Моя цель – найти молодые российские компании, которые выпускают самую высокотехнологичную и качественную экипировку с использованием новейших технологий и оборудования (фото: из личного архива)

Алексей Гребцов: Моя цель – найти молодые российские компании, которые выпускают самую высокотехнологичную и качественную экипировку с использованием новейших технологий и оборудования (фото: из личного архива)

У нас есть предприятия типа БТК (российский холдинг легкой промышленности), которые являются швейными монстрами, но они не могут выжить за счет денег, заработанных на свободном рынке. Они живут за счет заказов от государства. Они важны, потому что одевают наших военных. А такие небольшие компании, как Dragon Fly, выживают исключительно на свои. Что они произвели и продали, на те деньги и существуют. Их не дотируют никакими госзаказами. Они не могут делать плохо, так как разорятся в момент.

ВЗГЛЯД: Есть примеры создания или модернизации заводов с нуля в кризис?

А. Г.: Например, Ярославская текстильная фабрика. Люди взяли умирающую текстильную фабрику и наладили производство термобелья высокого качества. Для этого они нашли производителей шерстяной нити и помогли им модернизировать производство. Плюс стали использовать самое современное синтетическое волокно.

Там же, в Ярославле, работает фабрика по производству ботинок для беговых лыж Spine. Там был бывший завод по производству сапог для военных, который уже успели распилить на офисы. Но пришли молодые ребята, переоборудовали завод и начали производить беговые ботинки. Причем то, что вы видите в крупнейших торговых сетях, – это по большей части произведено на этой фабрике. Они производят также всякие сверхсовременные системы для конькового хода, используют платформу для креплений на двух основных базах SNS и NNN, да и про старенький стандарт на 75 мм не забывают. Они достигли высокого качества ботинок, используют самые современные материалы – часть их них российского, часть зарубежного производства. И сейчас наша российская компания – один из крупнейших производителей беговых ботинок в мире. На недавнем форуме легпрома министр промышленности Денис Мантуров сначала даже не поверил, что эти ботинки российского производства.

К ботинкам в России производят прекрасные беговые лыжи на фабрике STC в Балабаново. Так что даже в «Декатлоне» признают, что полный комплект – лыжи плюс ботинки плюс палки – лучше и дешевле нигде в мире не произвести.

Или есть казанские ребята из фирмы «Заряд», которые тоже с нуля стали производить из нашего углепластика клюшки для хоккея мирового уровня. Им года три–четыре. Они достигли больших высот.

Есть примеры производства в России современной обуви («Трек»), шапки («Сатила» и «Каное»), шелковые платки с изумительными принтами, горнолыжная одежда (Stayer) и многие другие.

Еще один интересный и показательный пример. Владельцы торгового центра мебели «Гранд» в Московской области решили вложиться в производство. Основной бизнес для них – это коммерческая недвижимость, сдача в аренду помещений в ТЦ. Производство – это же всегда головная боль. Однако ребята взяли и потратили деньги не на новую яхту, а на создание самого современного производства. Они купили закрытый завод и самое дорогое оборудование, и теперь производят все виды носков, от обычных до спортивных. Народ у нас все же старается о душе подумать, а не только о деньгах.

Или ребята из «Тритона», которые стали выпускать титановые велосипедные рамы. Они варят их здесь, в Москве, в небольшом цеху. Остальные запчасти для велосипедов они покупают в Японии и Китае. Средняя стоимость их велосипедов – 5–10 тыс. долларов. Но это действительно высокотехнологичное производство. Кроме них, я не знаю никого, кто бы производил титановые рамы в России.

ВЗГЛЯД: А зачем титановые рамы на велосипеде и кто покупает такие дорогие детали?

А. Г.: Дело в том, что сейчас все борются за то, чтобы сделать велосипед максимально легким и прочным. По этим характеристикам идут сначала стальные, потом алюминиевые рамы, а титановые считаются самыми лучшими. Такие рамы покупают, конечно, спортсмены. Конечно, такие дорогие велосипеды – для людей, которым деньги жгут руки. Это такие «Майбахи» или «Бентли» среди велосипедов. То, что делается в России, – это, конечно, штучные элитные вещи, но создано производство тоже с нуля и в России.

ВЗГЛЯД: И это все высокотехнологичное отечественное производство? Каких успехов мы здесь достигли?

А. Г.: Да. Мы помогаем Минпромторгу делать выставки в сегменте outdoor в России и за рубежом. И оказалось, что у нас появляются компании, которые работают на уровне мировых стандартов с точки зрения понимания высоких технологий в легкой промышленности. И понемногу начинают подтягиваться производители ткани, фурнитуры и других комплектующих. Россия начинает себя закрывать по целому ряду направлений, которых еще три года назад даже не существовало.

На международных выставках мы показываем высокий класс как производства, так и технологий. Мы одни из лидеров в разработке низкотемпературной одежды. Очень мало стран, где люди не просто выходят на мороз в минус 45 градусов на пару часов во время путешествий, а работают и постоянно живут в таких условиях, да еще и мороженое едят. И в подборе тканей и утеплителя мы можем дать фору кому угодно. Посмотрите на модели от фирмы «Баск» и «Сивера». Канада тихо плачет в уголке.

Например, мы производим гагачий пух, который ценится на вес золота. Канада, Исландия и еще пара стран производят такой пух, и мы одни из лидеров. В целом Россия может полностью обеспечить себя высококачественным пухом.

И, конечно, самые высокие достижения в легкой промышленности сосредоточены в снаряжении для высокогорных восхождений. Когда вы находитесь на высоте восемь тысяч метров (обычный человек может побывать на такой высоте, сидя в самолете и глядя в иллюминатор), то каждый лишний грамм снаряжения, любая ошибка при выборе материала, утеплителя, фурнитуры или неправильном производстве может стоить вам жизни. Поэтому самые современные технологии тестируются альпинистами, а потом это используют и военные, и другие отрасли. А наши люди – одни из лидеров в экстремальном туризме и альпинизме, с хорошим базовым образованием и золотыми руками. Поэтому в России школа создания такой одежды оказалась очень сильной.

#{smallinfographicleft=757291}Еще одна хорошая новость – Россия полностью закрыла свои потребности по синтетическим утеплителям. В народе это называется «синтепон», хотя это, конечно, уже давно никакого отношения к синтепону не имеет. У нас в последние несколько лет появилось несколько фабрик, например «Весь Мир» или «Термопол». И это самые современные в мире заводы по производству синтетического утеплителя, потому что хозяева не пожалели денег и купили новейшее импортное оборудование.

Раньше покупали в основном старые производственные линии, списанные на зарубежных заводах. А теперь стараемся ставить самое современное. А это очень важно. Например, почему в свое время мы смогли легко запретить куриные «ножки Буша» из США? Потому что у них старые технологии производства: там до сих пор обрабатывают тушки хлором, а современные технологии предполагают обработку холодным паром. Как только российские компании закупили французские и немецкие комплексы с современным оборудованием, Россия тут же смогла сказать американцам, что мы запрещаем «ножки Буша» из-за химической обработки. Теперь мы не просто обеспечиваем себя полностью курицей, но и впервые вышли на зарубежные рынки. По такому пути мы начинаем идти и в легкой промышленности.

ВЗГЛЯД: Мы реально может конкурировать с зарубежными рынками в сегменте outdoor?

А. Г.: На самом деле единственные наши конкуренты находятся в Азии. Да, в Европе очень много технологичных производителей тканей. Но готовой продукции Европа почти не производит. Это смешно, но в России для outdoor-индустрии производят больше, чем по всей Европе. Например, в «Декатлоне» товаров, произведенных в России, два года назад было 10%, сейчас уже 20%. А это пять миллионов единиц. И в компании рассчитывают увеличить этот процент до 35%. Это притом что на родине «Декатлона» – во Франции – товаров, произведенных во Франции, 0,1%. Все остальное – это азиатское производство.

То есть мы сейчас боремся не с Европой, а с Китаем и Вьетнамом. Здесь мы, конечно, в серьезном провале. Однако, когда ввели продэмбарго, тоже выяснилось, что у нас много чего нет своего. Но за три года было решено много задач, и мы стали вылезать из ямы. И в легкой промышленности мы можем сделать такой же рывок.

У нас не будет другого шанса. Если мы сейчас ничего этого не сделаем, то говорить нам будет больше не о чем

Тем более что после падения рубля производить в России стало выгодно. Расходы на энергию не такие высокие, как на Западе, а наемный труд дешевле, чем в Китае. Например, швея в России получает меньше. В среднем в Китае она зарабатывает сейчас 400–600 долларов в месяц. В России – 15–18 тыс. рублей, то есть 250–300 долларов. Правда, производительность у нас в три–четыре раза ниже. Именно поэтому пока у нас выгодней производить более дорогие высокотехнологичные вещи. Одно дело – трусы сшить за один доллар, а другое – куртку, которая в рознице будет стоить 25–30 тыс. рублей. Количество швов что в дешевой, что в дорогой куртке почти одинаковое, разница небольшая, а вот стоимость изделия зависит от ткани, от того, как сделан крой, дизайн, как проведен маркетинг.

ВЗГЛЯД: Но ведь потребительский спрос в кризис сильно упал, кто же их будет покупать?

А. Г.: Будут. Потому что по качеству наша продукция не отличается от западных аналогов, а по цене доступней в два и более раз. Например, компания «Баск» производит куртки по типу Canada Goose как с очень качественным пухом, так и с дорогим синтетическим утеплителем. Максимально такая куртка стоит 38 тыс. рублей. В среднем – от 15 до 27 тыс. рублей. Немало. Но иностранная куртка канадской фирмы по производству пуховиков Canada Goose стоит от 80 тыс. до 120 тыс. рублей. Или стоимость горнолыжного костюма российской фирмы Stayer – от 15 до 28 тыс. рублей. Из тех же тканей такие же костюмы, но японских производителей стоят порядка 60–80 тыс. рублей.

В сегменте дорогой высококачественной одежды российская продукция, конечно, не копеечная. Все-таки 30 тыс. рублей – это приличные деньги. Но в то же время это в два–три раза дешевле, чем такая же одежда, но сделанная за рубежом.

ВЗГЛЯД: А качество нашей продукции действительно не уступает?

А. Г.: По качеству вы не сможете отличить. Когда нашего главу Минпромторга водили по выставке на форуме легпрома, он не верил, что все эти товары именно российского производства. Просто у нас тоже есть компании, которые только дизайн здесь разрабатывают, а шьют все в Китае, как и европейцы. При этом одежда у них без особых технических изысков, ничего из себя не представляет с точки зрения современных технологий, но маркетинг чудесный, ну, например, Bosco. Но есть компании, которые шьют в России одежду, которая и по ткани, и по «швейке», и по технологиям находится на мировом уровне.

ВЗГЛЯД: А мы начали развивать экспорт российской outdoor-продукции? Удается новые рынки завоевывать?

А. Г.: Наши производители уже два года подряд участвуют в международной выставке товаров и идей для активного отдыха ISPO. И нам есть что там показать. Но когда мы начинаем говорить, что нам надо выходить на зарубежные рынки, мне хочется спросить: «Ребята, а свой рынок не хотите обратно вернуть? Хотя бы наполовину?»

Ведь в крупнейших розничных сетях – «Декатлоне», «Спортмастере», «Адидасе» – еще пять лет назад 98% товаров были зарубежного производства, а это огромные обороты на десятки миллиардов. Теперь нашей продукции становится в рознице больше.

В пример можно привести ИКЕЮ. Вы знаете, сколько в этой сети продается товара, произведенного на территории РФ? Целых 60%, и стремится к 70%. Это огромный показатель. Ни в одной стране мира, где работает ИКЕА, такого нет. Они активно работают с российскими заводами по производству фанеры, мебели, товаров. Мы все рыдаем, что у нас все ужасно. Но на самом деле в России происходит масса событий, которые вызывают гордость.

ВЗГЛЯД: Это обнадеживает?

А. Г.: У нас не будет другого шанса. Если мы сейчас ничего этого не сделаем, то говорить нам будет больше не о чем. У нас за последнее время уже появилось огромное количество новых марок и производств, которыми мы действительно можем гордиться. Да, какие-то вещи мы еще до ума не довели, но через год-два мы спокойно сможем зарубежных производителей игнорировать по многим товарным группам, как было с курятиной.

Западные товарищи, которые спешат отменить санкции, спинным мозгом чувствуют, что еще чуть-чуть – и их товары в России совсем не понадобятся. Они на самом деле находятся в панике. Я знаю это по нашим немецким партнерам. Россия для них реально большой рынок. Это большое заблуждение, что наша доля небольшая, по некоторым направлениям мы закрывали у них 40% товарных групп. А не производя эти 40% для нас, они не смогут и остальные 60% произвести. Так как при падении объемов сразу дорожают комплектующие. 

Но, если честно, проблемы индейцев нас уже не должны интересовать. Пока мы попали в идеальный шторм, надо использовать все возможности для возврата рынка.

..............