Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
21 декабря 2016, 17:50 • Экономика

Таджикистану придется согласиться на условия полетов из России

Таджикистану придется согласиться на условия полетов из России
@ Валерий Матыцин/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Москва грозит остановить авиасообщение с Таджикистаном, если Душанбе не прекратит вставлять палки в колеса российским авиаперевозчикам. Бывшая советская республика вновь выдвигает те же нелепые требования, от которых отказалась еще месяц назад, и российские авиакомпании несут серьезные убытки. Но ситуация такова, что Таджикистану придется вновь пойти на попятную.

Россия может остановить авиасообщение с Таджикистаном с 22 декабря, если Душанбе откажется от своих обязательств, сообщил Минтранс. Таким будет ответ Москвы на отказ таджикских авиавластей разрешить полет российской авиакомпании «Ямал» по маршруту Худжанд – Жуковский со ссылкой на отсутствие паритета, объяснили в ведомстве. Там считают такой запрет неправомочным.

Политическая и бизнес-элита Таджикистана тесно аффилированы. И действия Душанбе обусловлены стремлением сохранить долю собственных компаний на рынке авиаперевозок

Авиакомпания «Ямал» подала в ведомство гражданской авиации Таджикистана заявки на выполнение полетов Жуковский – Душанбе и Жуковский – Худжанд. Вылет первого рейса Жуковского в Душанбе был запланирован на вторник, 20 декабря, на 08.00 мск. Более 100 пассажиров рейса прошли таможенный и паспортный контроль, находились в зале ожидания, воздушное судно было готово, но рейс не вылетел. Авиационные власти Таджикистана не дали разрешение на полет.

В министерстве транспорта Таджикистана оправдали такое решение тем, что процедура согласования документов занимает 45 дней, а прошло лишь 20. И авиакомпания «Ямал», не дождавшись получения официального разрешения, самовольно начала продажу авиабилетов. До окончания срока получения разрешения оставалось еще 25 дней, и некоторые вопросы еще не решены, говорят в Душанбе. То есть разрешение на полет должны были дать в середине января, после самых «жирных» для перевозчиков новогодних праздников.

Министерство транспорта России «выразило протест очередным попыткам пересмотра действующих договоренностей и настоятельно призвало таджикских коллег строго следовать взятым на себя обязательствам».

Конфликты с Таджикистаном в сфере авиасообщения случаются часто. Последний раз конфликт разгорелся всего месяц назад. Тогда авиавласти Таджикистана также отказались принимать рейсы российских компаний из аэропорта Жуковский. И Москва также вынуждена была пригрозить приостановкой воздушного сообщения. За день до даты приостановки, 7 ноября, состоялась встреча между Минтрансом РФ и ведомством Таджикистана, на которой в протоколе было обозначено, что таджикская сторона принимает назначения российских авиакомпаний из Жуковского по нотам МИД России. Однако на деле получается, что Душанбе свои обещания не выполняет.

Напомним, что тогда Москва рассматривала запрет российским авиакомпаниям совершать полеты из Жуковского как посягательство Душанбе на суверенитет российской власти. Позиция Таджикистана была такова: новый аэропорт в Жуковском относится к московскому авиаузлу (МАУ), а полеты оттуда регулируются межправсоглашением по полетам. По ним должны быть паритетные условия выполнения рейсов между странами, то есть одинаковое количество авиакомпаний и рейсов с обеих сторон. Душанбе потребовал пересмотра межправсоглашения.

Однако российский Минтранс поставил соседа на место. Жуковский законодательно относится к Подмосковью, поэтому полеты из него не имеют никакого отношения к межправсоглашению по полетам из МАУ и ничего пересматривать не надо. Иными словами, Таджикистан самовольно определил статус нового аэропорта и отнес его к той категории, которая больше выгодна его перевозчикам.

Новый конфликт, собственно, рассматривается в том же ключе, ибо Душанбе опять требует некоего паритета.

«Блокирование рейсов «Ямала» является грубейшим нарушением соглашений, как достигнутых 7 ноября, так и действовавших ранее в рамках двухстороннего документа. Причем нарушение тем грубее, что минтранс Таджикистана никоим образом не скрывает исключительно корыстных намерений, связанных с достижением некоего «паритета» в количестве рейсов, совершаемых российскими и таджикскими авиакомпаниями», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. По мнению Душанбе, число рейсов «Уральских авиалиний» и «Ямала» не должно превышать число рейсов Somon Air и Tajik Air. Но это касается только московского авиаузла, тогда как вылеты из аэропорта Жуковский не имеют к этому отношения.

Конечно, протекционизм в отношении домашних авиакомпаний – нормальная практика в мировой авиации. Однако в данной ситуации Таджикистан переходит черту.

«Данная ситуация, к сожалению, является привычной для политической практики Таджикистана, но не соответствует нормам делового сообщества. Положение осложняется тем, что политическая и бизнес-элита Таджикистана тесно аффилированы. И действия Душанбе обусловлены стремлением сохранить долю собственных компаний на рынке авиаперевозок между странами», – говорит управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.

Таджикистанские авиакомпании также имеют право осуществлять два рейса из Жуковского, но в действительности они их не осуществляют. Возможно, в этом и заключается реальная причина противодействия Душанбе. «При прямой конкуренции «Ямал» и «Уральские авиалинии» победят, имея более сильный бренд и высокое качество сервиса. Если это произойдет, то «Таджик Эйр» станет нерентабельным», – говорит Алексей Антонов из «Алор Брокер».  

Кроме того, увеличение числа рейсов означает расширение предложения и невозможность слишком завышать цены на полеты, что любят делать таджикистанские перевозчики.

И все это делается менее чем за 10 дней до Нового года, когда пассажиропоток между странами находится на пиковых значениях. Это означает прямые убытки для российских перевозчиков и аэропортов, не говоря уже о неприятностях для пассажиров. Потери российской авиакомпании от простоя в Жуковском можно оценить примерно в 1 млн рублей в день, говорит Алексей Антонов из «Алор Брокер».

«Ситуация вопиющая и, на мой взгляд, вводить ограничение на авиасообщение между странами с российской стороны необходимо не в конце января, когда спрос на билеты вернется к годовым нормам, а незамедлительно. Только в случае, если Somon Air и Tajik Air начнут терять прибыль наравне с «Ямалом», ситуация сдвинется с мертвой точки», – говорит Дмитрий Лукашов.

Впрочем, скорее всего, страны найдут компромисс. «Думаю, стороны снова сядут за стол переговоров и вопрос будет решаться именно с точки зрения заработка обеих компаний, чтобы он был более-менее равным, а также будут обсуждать объем пассажиропотока и прогноз этого объема. Конфликт, скорее всего, разрешится мирно, поскольку российская сторона явно сильнее и Таджикистану придется проявить гибкость на переговорах. Близость новогодних праздников и растущий в этой связи пассажиропоток сделают стороны немного сговорчивее», – говорит Антонов.

«Вероятнее всего, это недоразумение разрешится в короткие сроки. Тем более что Таджикистан уже дал понять, что готов положительно рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на выполнение авиакомпанией «Ямал» полетов в Душанбе», – согласен Сергей Мельников из Global FX.

..............