Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
17 ноября 2016, 08:24 • Экономика

Дальнейший рост цен на сигареты несет в себе скрытую угрозу

Дальнейший рост цен на сигареты несет в себе скрытую угрозу
@ Сергей Савостьянов/ТАСС

Tекст: Николай Проценко

В третий четверг ноября отмечается день отказа от курения, введенный еще в 1977-м. Статистика утверждает, что за год курить в России стали меньше. Политика повышения цен на табак и даже на электронные сигареты будет продолжена – грядет внеочередной рост акцизов. Но в то же самое время табачные компании фиксируют рекордные прибыли, а эксперты пугают расцветом криминала на табачном рынке.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам все-таки поддержал правительственную инициативу дополнительно повысить адвалорную составляющую ставки акциза на сигареты на 1,5%. Ранее предполагалось, что в бюджет на 2017–2019 годы будет заложено повышение процентной ставки акциза с нынешних 12% до 13%, однако ко второму чтению ставка увеличилась до 14,5% от расчетной стоимости.

О такой рентабельности – более 30% – компании из большинства других отраслей российской экономики могут только мечтать

Одновременно планируется повысить и фиксированную ставку акциза с нынешних 1250 рублей за тысячу сигарет до 1890 рублей в 2019 году. Как сообщил СМИ член бюджетного комитета Госдумы Алексей Чижов, стоимость одной пачки в следующем году может вырасти на 20–35 рублей, и тенденция роста акцизов на табак, вероятно, сохранится до 2020 года, благо им еще есть куда расти. Сейчас одна пачка сигарет стоит порядка 100 рублей, тогда как в Евросоюзе по текущему курсу евро – до 300 рублей. Более того, к подакцизным товарам теперь относятся «одноразовые электронные системы доставки никотина» (электронные сигареты) – ставка акциза по ним составит 40 рублей за штуку, по никотинсодержащей жидкости – 10 рублей за миллилитр, по нагреваемому табаку – 4,8 тысячи рублей за килограмм.

Постоянное повышение акцизов на табак в течение последних нескольких лет привело к результатам, схожим с теми, которые были достигнуты на алкогольном рынке. Прежде всего, это значительное сокращение «официальной» его части. По данным двух работающих в России крупных транснациональных производителей – Philip Morris International (PMI) и JTI – падение рынка под влиянием роста акцизов и снижения покупательной способности населения в прошлом году составило 6,2–6,3% (это примерно 294 млрд сигарет), а годом ранее – порядка 10%.

На первый взгляд, это говорит о том, что курить в России стали меньше, что соответствует одной из долгосрочных целей проводимой акцизной политики – заботе о здоровье нации. В мае этого года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что за весь период активных действий против табака число курильщиков в стране снизилось впервые за 25 лет. По данным Росстата за 2008–2013 годы, сокращение составило 16%, а соцопросы, включающие 2014 и 2015 годы, показали сокращение в 25%. С этим соглашаются и табачные компании, отмечая при этом, что в России все равно курят значительно больше, чем на Западе. По некоторым данным, к курильщикам можно отнести примерно 37% взрослого населения России, тогда как в 2009 году этот показатель составлял 47%.

Но обратной стороной сокращения «официального» рынка стал рост его теневого сегмента с миллиардными оборотами. В исследовании аналитического агентства InfoLine говорится, что нелегальные табачные изделия продаются в каждой восьмой торговой точке традиционного формата, а еще в 10 тыс. нестационарных точек (лотков, «магазинов на колесах») продают исключительно нелегальные сигареты. Только через традиционные форматы розницы в этом году может быть продано более 12 млрд сигарет, имеющих нелегальное происхождение, то есть примерно 4% от всего объема «официального» потребления сигарет. Годовые потери магазинов, торгующих легальной табачной продукцией, при этом оцениваются более чем в 45 млрд рублей, а потери бюджета – более чем в 20 млрд, из которых подавляющая часть (17 млрд) приходится на неуплату акцизов.

Известный российский экономист, руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений* Василий Колташов считает, что Россия без оглядки на специфические условия страны повторяет акцизную политику Евросоюза и США, которые уже много лет ведут наступление на курильщиков. На Западе курильщики отвечают на рост акцизов именно тем, что покупают не сигареты, а табак для самокруток, но в России эта практика многим кажется странной, ведь вполне доступны контрафактные сигареты, по которым акциз не платится вовсе. Причем, подчеркивает эксперт, этот рынок пока держится в условно цивилизованных рамках, то есть нелегальные сигареты продаются в официальных торговых точках. «Возможности нелегального рынка очень велики: можно продавать контрафактные сигареты через интернет, на углу из-под полы и так далее, – перечисляет Колташов. – Это дает достаточно большую прибыль, чтобы многие шли на нарушение закона, и здесь есть риск возвращения к бизнесу в духе девяностых, где основная идея – не платить налоги. Если сейчас ввести в России европейские цены на сигареты, то торговля, имеющая мафиозный характер, будет процветать».

На алкогольном рынке проблему нелегальной продукции (которая зачастую производится на тех же мощностях, что и официальная) власти решают при помощи системы ЕГАИС, которая с этого года внедряется в розничных продажах практически повсеместно. Если верить чиновникам, то эта мера оказалась весьма эффективной. В конце сентября в ходе Московского финансового форума глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян заявил, что благодаря подключению к ЕГАИС более 80% всей розницы удалось сократить разницу между официально произведенным алкоголем и официально проданной по декларациям продукцией почти до нуля. При этом обороты алкогольного рынка за восемь месяцев выросли почти на 32 млрд рублей.

#{intervieweco}Аналогичные меры теперь планируется предпринять и на табачном рынке. На одном из недавних совещаний правительства под председательством вице-премьера Александра Хлопонина (известного, кстати, курильщика) обсуждался вопрос о системе контроля за производством и оборотом табачной продукции. В качестве одного из вариантов рассматривалось и распространение на табак системы ЕГАИС. По некоторым данным, профильные ведомства должны представить соответствующие предложения до конца ноября.

Между тем рост акцизов и сокращение числа курильщиков не сказываются на доходах табачных компаний в России. В частности, в прошлом году крупнейший российский актив PMI «Филип Моррис Ижора» показал рост выручки на 26,7% (до 88,6 млрд рублей), а чистой прибыли – на 21,4% (до 30,5 млрд рублей). Еще одна фабрика транснационала – краснодарская «Филип Моррис Кубань» – зафиксировала рост выручки на 14,5% к уровню 2014 года (до 17,9 млрд рублей), а чистой прибыли – на 13,2% (до 6,3 млрд рублей), и это несмотря на снижение объема продаж сигарет на 9,1%. О подобной рентабельности – более 30% – компании из большинства других отраслей российской экономики могут только мечтать.

Получить сверхприбыль табачники могут и в этом году. Например, еще один крупный транснационал – British American Tobacco (BAT), которому принадлежат фабрики в Санкт-Петербурге и Саратове, – по итогам первого полугодия сообщил о росте выручки и продажи сигарет, отметив «сильную динамику» на российском рынке. А в прошлом году выручка ЗАО «БАТ-СПБ» выросла в полтора раза – до 48,8 млрд рублей, а чистая прибыль превысила 5,2 млрд рублей.

Во многом высокие доходы табачников объясняются именно тем, что рынок в высокой степени монополизирован крупными транснациональными игроками и независимым игрокам занять там серьезную нишу практически нереально. Хотя и сохранившиеся компании с российской «пропиской» чувствуют себя вполне неплохо. Крупнейшая из них – ОАО «Донской табак» – в прошлом году увеличила выручку почти на 72% (до 9,733 млрд рублей), при этом чистая прибыль превысила 192 млн рублей.

По словам Василия Колташова, в Европе и США рентабельность табачных компаний в последние годы упала, причем их основные покупатели находятся за границей. Например, огромную прибыль приносит китайский рынок, на высоком уровне держится число курильщиков в странах периферии мировой экономики. Российская же табачная индустрия работает главным образом на внутренний рынок и прекрасно себя чувствует даже в условиях постоянного роста акцизов.

«Политика повышения акцизов может быть эффективной только в том случае, если одновременно нарастает борьба с курением как очень затратной вредной привычкой, борьба за здоровый образ жизни, за экологию, – резюмирует Колташов. – Бороться с курением нужно и с точки зрения экономической эффективности, поскольку курильщики тратят впустую гораздо больше рабочего времени, чем некурящие. Отдельные меры следует предпринимать по борьбе с женским курением – мужчины в последние годы бросают курить, а женщины не ощущают себя достаточно самостоятельными, им приходится копировать образ мужчины прошлого, и они начинают курить. Россия способна очень сильно сократить потребление табака. Но сейчас новые акцизы обсуждаются вне контекста дальнейших мероприятий по борьбе с курением, нового наступления на курение. А без этого дальнейшее повышение акцизов будет вести лишь к росту теневого рынка».

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

..............