Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
3 октября 2016, 20:30 • Экономика

Россияне охладели к российскому сыру

Россияне охладели к российскому сыру
@ Илья Питалев/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Производство сыров в России падает вот уже два месяца, хотя после введения продэмбарго оно набирало обороты. В Минэкономики РФ уверены, что причина кроется в насыщении рынка, то есть больше сыров российскому потребителю и не нужно. Но так ли это на самом деле? Версия министерства кажется как минимум спорной.

В производстве сыров и сырных продуктов за последние два месяца наметилась негативная динамика. Выпуск этой продукции падает уже два месяца подряд, тогда как в предыдущие месяцы оно только росло. Так, в июле производство упало на 2,1%, в августе падение ускорилось 3,5% по сравнению с прошлогодними месяцами. Отрицательная динамика могла быть вызвана насыщением рынка, отмечается в мониторинге Минэкономразвития.

Всплеск спроса на сырную продукцию был спровоцирован желанием оценить российскую продукцию

Интересно, что импорт сыров и творога за семь месяцев этого года, наоборот, вырос – на 17,3%. Доля импортной продукции выросла до 13,8% с 12,9% за аналогичный период прошлого года.

После введения продэмбарго в августе 2014 года в России наблюдался рост производства молока и молочной продукции, причем наибольший – именно по сырам и сырным продуктам. Так, в 2015 году было произведено более 580 тыс. тонн этого товара, на 17,6% больше, чем годом ранее.

Почему же спустя два года после введения эмбарго и снижения конкуренции на рынке выпуск сыра начал сокращаться?

Во-первых, сравнение текущих показателей производства идет с достаточно высокой базой 2015 года, когда после введения эмбарго российские производители серьезно наращивали выпуск сыров. «Производство не может продолжать расти такими же высокими темпами, как раньше», – говорит газете ВЗГЛЯД независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова.

И причиной тому является снижение потребления сыра россиянами. «Среднедушевое потребление сыра упало до уровня 2005 г. Потребление сыра сейчас составляет менее 5 кг на человека, хотя еще в 2014 г. оно составляло 5,8 кг», – отмечает Рыбалова.

И в этом нет ничего удивительного. Снижение потребления такого продукта, как сыр, традиционно наблюдается в России в кризисные периоды. Если в 2013 году годовой объем потребления сыра был примерно 800 тысяч тонн, то в 2015-м в физическом отношении потребление сыра снизилось на 10–15% и составило порядка 700 тысяч тонн. При этом импорт резко упал из-за эмбарго, но выросло производство российского сыра.

«Сыр относится к той категории продуктов, на которой россияне традиционно экономят. Это характерно для нашей страны. Если у французов сыр – продукт первой необходимости, то в России он еще не вошел в перечень повседневных продуктов. Его потребление растет в благополучные экономические периоды и падает в кризис, что мы наблюдали в прошлые годы», – рассказывает Татьяна Рыбалова.

«Если в 2015 году тезис о том, что сыр – это дорогая продукция, мог бы вызвать усмешку, то сейчас это уже реальность», – говорит генеральный директор агрохолдинга «М9 АГРО» Кирилл Морозов. «Всплеск спроса на сырную продукцию был спровоцирован желанием оценить российскую продукцию, однако она оказалась в одной ценовой категории с импортной продукцией, более того, куда более низкого качества – за редким исключением», – полагает он. Этим летом запал явно пропал.

Масла в огонь подлили также разговоры о засилье фальсификата и использовании пальмовых масел вместо молочных жиров для производства сыра. И, конечно, распробовав отечественные сыры, российский покупатель мог оказаться неудовлетворенным их вкусовыми качествами. «В период, когда надо экономить, покупатель отказывается в первую очередь от дорогих продуктов сомнительного качества в пользу традиционных молочных продуктов: молока, кефира и прочего, что считает натуральным», – объясняет Татьяна Рыбалова.

Рост объемов фальсификата на рынке сыра после введения продэмбарго был вполне ожидаем. Способствовали этому неудовлетворенный спрос и отсутствие конкуренции со стороны европейских производителей качественного сыра. «Конкуренция на рынке упала из-за отсутствия продукции европейских сыроделов. Осталась практически только белорусская продукция, сходная с нашей и по ассортименту, и по вкусу. Вслед за снижением качества упало и потребление сыра», – говорит Рыбалова. Потребительские предпочтения ушли в категорию более дешевых продуктов, а качественный сыр не может стоить дешево.

«Реальная цена настоящего сыра не может быть составлять менее 350 рублей за килограмм. Очевидно, что такой продукт будет содержать дополнительные примеси, в том числе и дешевые растительные жиры. Реальный ценник 1 кг сыра – от 600 рублей, но такой продукт на полках в магазинах надо еще постараться найти», – говорит Сергей Звенигородский из «Солид Менеджмент».

Наконец, производство сыров в России снижается на фоне роста спроса на импортные сыры из других стран. Так, по данным «Союзмолока», в первом квартале 2016 года импорт сыров вырос аж на 31% по сравнению с прошлогодним периодом. Большая часть импорта пришла из Белоруссии.

«Другой вопрос, конечно, действительно ли все поставляемые через белорусскую границу сыры местного производства? Надои и общее производство молока в этой стране не увеличивается, а вот производство молочной продукции растет удвоенными темпами. Здесь вопрос может встать точно так же, как с овощами и фруктами, которые по импорту из Белоруссии превысили в пять раз объемы годового урожая», – не исключает Звенигородский фактов реэкспорта европейских сыров через Белоруссию.

В такой ситуации российские сыроделы мало что могут изменить, кроме как воспользоваться отведенным эмбарго временем, чтобы создать качественный и вкусный продукт, с которым они смогут «выстрелить», как только российская экономика вместе с реальными доходами населения начнет расти.

«Ситуацию может исправить только рост доходов населения, а также увеличение масштабов сырного бизнеса. С одной стороны, спрос будет стремиться к адекватной равновесной точке, с другой стороны, к ней будет стремиться цена в связи с ростом производства», – полагает гендиректор агрохолдинга «М9 АГРО» Кирилл Морозов.

«Прекращать выпуск фальсификата производители не хотят. Однажды заменив молочный жир на растительный и получив дополнительно 30–50% прибыли, никто не хочет отказываться от нее. Идея производства качественного сыра себе в убыток никого не прельщает. Сегодня производители озабочены только получением дополнительной прибыли. Качественный сыр дорогой, а продавать в кризис в экономически обоснованных объемах удается только дешевые продукты. Когда отменят эмбарго и появятся полноценные импортные сыры, тогда начнется вытеснение с рынка производителей фальсификата. Только обострение конкуренции может заставить изменить ассортимент сыров в пользу увеличения натуральных продуктов. На деле продэмбарго развратило наших сыроделов», – считает независимый эксперт молочного рынка.  

..............