Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
24 марта 2015, 20:30 • Экономика

Российские продавцы хотят наказать «Дженерал Моторс»

Российские продавцы хотят наказать "Дженерал Моторс"

Российские продавцы хотят наказать «Дженерал Моторс»
@ akb-b.ru

Tекст: Ольга Самофалова

Концерн «Дженерал Моторс» (GM) своим решением покинуть российский рынок подложил свинью не только потребителям. Пострадают главным образом те, кто продавал эти автомобили – автосалоны и дилеры. Примером того, как российские продавцы могут наказать американского производителя, может стать аналогичная ситуация, произошедшая во Франции.

Власти Франции оштрафовали компанию производителя автомобилей Chevrolet, подразделение корпорации General Motors, почти на 8 млн евро за нарушение правил ухода бренда с рынка Европы, сообщает «Франс Пресс».

GM должен выплатить компенсации российским дилерам. Если он добровольно этого не сделает, то, значит, в суде будем разбираться

General Motors в декабре 2013 года объявил, что уберет автомобили Chevrolet с рынка Франции к концу 2015 года из-за плохих продаж. Второй причиной ухода из Европы стало желание Chevrolet не конкурировать с другими автомобильными линейками General Motors – Opel и Vauxhall.

По данным агентства, 17 дилеров Chevrolet подали в суд на компанию за то, что та не предоставила им срок для расторжения договоров в связи с прекращением деятельности бренда в стране. Они также утверждали, что французское подразделение Chevrolet оказывало на них давление, прекратив выпуск маркетинговых материалов и задерживая поставки машин.

Судьи парижского коммерческого суда приняли сторону дилеров, частично удовлетворив их требования и вынудив Chevrolet заплатить штраф, а также компенсировать их расходы.

Пусть суд не удовлетворил полностью запрошенную сумму компенсаций в 33 млн евро, но французские дилеры вернули себе 8 млн евро. Усредненно они получили по 470 тыс. евро на дилера. Неплохой результат, учитывая, что это дополнительная компенсация.

GM в Европе не только предупредил дилеров об уходе бренда с рынка за два года, но и предоставил компенсацию. Другое дело, что во Франции дилеры посчитали размер компенсаций от концерна недостаточным и уже через суд добились доплаты. «В Америке, конечно, производители себе такого не позволяют, они добровольно выплачивают сразу достаточные суммы, которые устраивают обе стороны», – рассказывает газете ВЗГЛЯД вице-президент РОАД (Российской ассоциации автодилеров) Олег Мосеев.

С российскими дилерами GM поступил некрасиво

С российскими дилерами General Motors повел себя куда хуже, чем с французскими. Большинство дилеров Chevrolet и Opel России получили информацию об уходе марок не напрямую от производителя, а вообще из СМИ, им даже не были заранее отправлены официальные документы, говорят в РОАД. Не говоря уже о том, что их поставили перед фактом разрыва дилерских договоров в одностороннем порядке не за два года, как в Европе, а всего за 10 месяцев.

Столь нецивилизованное отношение к своим же дилерам просто обескураживает. «Вполне разумно, что GM должен выплатить компенсации российским дилерам. Если он добровольно этого не сделает, то в суде будем разбираться», – заявил Олег Мосеев из РОАД (в ассоциацию входит 40% дилеров GM).

«РОАД обратила внимание GM на то, что производитель должен договориться со своими дилерами о размере компенсаций за уход с рынка. И РОАД оставляет право за собой инициировать коллективный иск против GM. Сейчас идет анализ документов вместе с юристами, формирование позиции. Для начала планируется договориться в досудебном порядке, но если не получится, то дилеры пойдут в суд. Отдельные дилеры заявили, что они самостоятельно могут подать иски против GM. Например, в «Фаворит-Моторсе», – рассказывает Мосеев.

«Позиция GM крайне странная. Все, что они сделали на сегодняшний день по отношению к дилерам, это провели конференц-колл с дилерским клубом, который состоит из 10 человек – представителей дилеров. Они (GM) зачитали по бумажке, что у них новая стратегия, и они уходят с российского рынка. Не сказав ни «спасибо», ни «извините», – рассказывает Мосеев.

По его словам, только после того, как РОАД пригрозила судом, в GM сказали, что обсудят компенсации с каждым дилером индивидуально. Плюс разослали дилерам письмо о распродаже своего склада, а в прессе объявили о скидке в 25% на все свои автомобили, хотя распродажа оказалась с подвохом.

Суть акции GM в том, чтобы распродать собственные складские остатки. Скидка физически распространяется только на те автомобили GM, которые дилеры еще не оплатили. Но на складах дилеров Opel и Chevrolet куча автомобилей, на которые эта акция не распространяется.

Структура поставок и оплаты между производителем и дилером такова: производитель отгружает в автосалон заказанные автомобили, дает дилеру срок одиндва месяца на продажу, по истечении которого требует оплаты товара вне зависимости от того, удалось салону продать эти машины или нет. Учитывая жесткое падение продаж в начале года, большинство дилеров, конечно, не успели реализовать машины в срок, поэтому они из своих денег заплатили производителю. Так вот на такие машины скидка от производителя в 25% не распространяется. Ведь GM получил за них деньги, а продаст дилер эти авто или нет – это уже не проблема концерна.

«То есть если дилер еще не отдал деньги за машину, то на нее скидка в 25% действует. Но на машины, в которые дилер уже вложил свои деньги, скидки не будет, сами виноваты. Продавайте как знаете», – возмущается Мосеев. В итоге дилеры должны за свой счет давать скидку 25% при марже в 5%, добавляет он. Ведь понятно, что у покупателя может появиться желание купить автомобиль марки, которая через несколько месяцев уйдет с российского рынка, только при значительной уценке.

Один из дилеров GM также пожаловался газете ВЗГЛЯД, что концерн даже со своих складов продает машины со скидкой в 25% формально: сначала он требует оплатить полную сумму за машину, и только потом обязуется вернуть эти 25% от ее стоимости. Причем доверия к концерну, что он вернет потом сумму скидки, у дилера уже нет.

Вообщем, в GM пообещали, что в течение двух недель начнут переговоры с дилерами. «Если этого так и не произойдет, то в течение месяца мы юридически сформулируем свои претензии. Пока у них еще есть собственность в России, хотелось бы решить вопрос с компенсациями», – говорит Мосеев.

По мнению юристов РОАД, и в дилерских контрактах, и в российском законодательстве есть на что опираться юристам при защите дилеров. Но защита российского автобизнеса находится не на должном уровне. «Эта история нам показывает, что достаточно долго российские законодатели больше беспокоились о приходе иностранных инвесторов и их защите. А вот о защите национальных инвесторов они слегка подзабыли. Надеемся, что эта ситуация с GM повернет историю в правильное русло. Тем более что Мантуров (глава Минпромторга) наконец-то признал дилерский бизнес существенной частью экономики. Еще некоторое время назад такое невозможно было и предположить», – говорит вице-президент РОАД.

Что теряют российские автодилеры

Жертвами решения мирового автопроизводителя (кроме, конечно, миллионов россиян – владельцев автомобилей Opel и Chevrolet) могут стать 284 официальных дилера данных марок: 137 Opel и 147 Chevrolet.

GM должен российским дилерам, по самым скромным подсчетам, 12–18 млрд рублей компенсаций

Справедливый размер компенсации по каждому дилеру, конечно, разный. Но минимальный объем возмещения для дилера, который работает на рынке больше пяти лет и у которого остается неликвидный склад не более чем на 30 автомобилей, должен быть 4264 млн рублей. То есть GM должен российским дилерам, по самым скромным подсчетам, 812 млрд рублей компенсаций. Но для многих справедливая сумма будет куда выше.

Как говорит Мосеев из РОАД, в эту в сумму входит, во-первых, компенсация минимального склада автомобилей в 30 штук, выкупленных дилерами. Это 30 млн рублей. «А я знаю дилера, у которого на складе 300 автомобилей закуплено», – говорит он.

Во-вторых, компенсация затрат на склад запасных частей, которые дилеры формировали по настоятельной рекомендации производителя, исходя из долгосрочной работы. Сумма колеблется от 7 до 25 млн рублей на одного дилера.

В-третьих, это затраты на идентификацию дилера с брендом, которая теперь никому будет не нужна. «Это вывески, пилоны, всевозможные щиты, таблички. Это внушительная сумма, особенно учитывая, что производитель сам указывает поставщика, у которого надо все это купить, а цены у них зачастую выше, чем на рынке. Это от 3 до 5 млн рублей в среднем», – рассказывает Мосеев.

В-четвертых, специнструмент и спецоборудование (применяется только для обслуживания и ремонта автомобилей конкретной марки), которые дилеру также пришлось закупать. Здесь сумма колеблется от 2 до 4 млн рублей.

В минимальную сумму компенсаций еще не входят затраты на ребрендинг: в прошлом году Opel и Chevrolet требовали его провести, и часть дилеров уже начали вкладывать в это деньги. Не входят в эту сумму и затраты дилеров на обучение сотрудников, чего также требовал производитель.

Для ряда автосалонов встанет вопрос об инвестиционных вложениях в недвижимость и инфраструктуру. «Часть дилеров только построилась. Есть даже те, кто еще не успел открыться. Например, в Челябинске дилер GM построил новое здание и должен был открыть автосалон со дня на день, вложив в него больше 100 млн рублей, и тут такое объявление», – говорит Мосеев. Вложения в строительство дилерского центра и инфраструктуру без учета затрат на персонал составляют от 120 до 200 млн рублей, говорил один из дилеров американского концерна.

В «Кодексе производителей», который концерны заставил подписать ФАС РФ, признан срок окупаемости дилерских центров в пять лет, хотя в реальности сейчас он доходит до 1012 лет. Но кто, как не GM, должен возвращать потерянные инвестиции российскому бизнесу, который не по своей воле вынужден будет свернуть новое дело по продаже автомобилей Opel и Chevrolet.

Еще один вопрос возникает с затратами на выплату трехмесячных окладов уволенным сотрудникам. «Дилерская сеть GM насчитывает примерно 25 тыс. сотрудников. Из них работу сохранит 57, максимум 10 тыс. человек. Это высококвалифицированные специалисты, которых переведут на работу по другим брендам. Но 15 тыс. сотрудников точно надо будет уволить. И затраты на увольнение на ком должны лежать?» – говорит вице-президент РОАД. Если взять условную зарплату в 10 тыс. рублей в месяц (30 тыс. за три месяца), то выплаты для 15 тыс. уволенных – это 45 млн рублей.

Что ждет дилеров GM

Те, у кого есть серьезная клиентская база, смогут продолжить зарабатывать на обслуживании машин на гарантийном и постгарантийном обслуживании. Мосеев надеется, что уж со своими клиентами-автомобилистами GM не поступит некрасиво и не лишит их сервисного осблуживания. Стать дилером другой марки получится у единиц. С одной стороны, Ford Sollers сделал предложения дилерам GM стать его дилерами. Но если в зоне рядом с этим автосалоном уже есть дилерский центр Ford Sollers, то контракт с ним не подпишут. «Кроме того, в России сейчас избыточное количество дилерских центров. Их строили исходя из рынка новых машин в 4 млн, а в этом году будет продано лишь 1,51,7 млн», – объясняет Мосеев.

Многие автосалоны будут перепрофилированы в продуктовые и торговые центры. «Я знаю, что уже один из дилеров сдал салон в аренду продуктовому магазину «Магнит», сейчас идет реконструкция. В прошлый кризис в Нижнем Новгороде один из дилерских центров был превращен в мясной рынок», – рассказывает собеседник. Но многим придется закрываться.

..............