Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
13 февраля 2015, 20:45 • Экономика

Порошенко оказался в еще большем шоколаде

Порошенко оказался в еще большем шоколаде
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Принадлежащая президенту Украины Петру Порошенко корпорация Roshen в прошлом году сумела увеличить прибыль в разы. Неудивительно, что олигарх не спешит прощаться со своей шоколадной империей, хотя делает вид, что активно ищет покупателей. Если бы Порошенко действительно хотел сдержать обещание и быстро выйти из бизнеса, он бы это уже сделал.

Несмотря на кризис и падение украинской экономики, ПАО «Киевская кондитерская фабрика «Рошен» увеличило прибыль в 2014 году почти в девять раз – до 34,8 млн гривен (около 1,4 млн долларов), сообщает интернет-издание «Вести» со ссылкой на данные Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (данные раскрыты к собранию акционеров 7 апреля).

На Украине высокие политические риски – от конфискации до «простого» роста налогов в несколько раз

При этом киевская фабрика сумела еще сократить текущую задолженность на 22,6% – до 213,07 млн гривен (8,5 млн долларов), долгосрочную – на 9,8%, до 51,8 млн гривен (около 2 млн долларов).

Здесь идет речь только об украинском кондитерском бизнесе холдинга Roshen, куда помимо завода в Киеве также входят две производственные площадки в Виннице и по одной в Кременчуге и Мариуполе.

Помимо них в корпорацию Roshen Порошенко входят еще три актива – Липецкая кондитерская фабрика (Россия, две производственные площадки), Клайпедская кондитерская фабрика (Литва) и фабрика Bonbonetti Choco в Венгрии.

Roshen выпускает около 200 видов кондитерских изделий и в целом производит даже больше, чем 19 фабрик российского холдинга «Объединенные кондитеры» (450 тыс. тонн продукции против 350 тыс. тонн). В мировом рейтинге Candy Indusrty Top-100 2014 года Roshen занимала 20-е место с чистыми продажами на 1,021 млрд долларов.

Так как шоколадный холдинг украинского президента-олигарха не является публичной компанией, сложно сказать, как закончили прошлый год фабрики в России, Литве и Венгрии. Однако если даже украинские активы озолотили украинского президента, когда экономика страны упала на 7,5% (данные Нацбанка Украины), то, скорее всего, и остальные фабрики показали неплохую прибыль (ВВП Литвы, Венгрии и России, по оценкам, не показывали отрицательные результаты по году).

Хотя у российского бизнеса Порошенко в прошлом году были проблемы как с правоохранительными органами, так и с органами потребительского контроля РФ. Производство на российском заводе не раз приходилось останавливать, но ненадолго, счета липецкой фабрики замораживались, и заводу пришлось сократить производство и уволить ряд сотрудников. Поэтому российское отделение украинской корпорации могло понести и потери в прошлом году. Впрочем, сейчас уголовное дело в отношении кондитерской фабрики в Липецке уже закрыто, а российское отделение не только работает в полную мощность, но и запустило в начале года две новые производственные линии по выпуску вафельных трубочек в шоколадной глазури и молочной помадки (по данным «Прессы Украины»).

То, что нынешний президент Украины продолжает получать доход от частного бизнеса, вызывает обоснованную критику, в том числе и у украинцев. На Украине законодательно запрещено совмещать государственную деятельность с предпринимательством. Поэтому Порошенко, выдвигая свою кандидатуру в президенты, и пообещал во всеуслышание в случае победы на выборах продать свой бизнес, причем «сразу после выборов». Однако он явно не спешит расставаться с золотым тельцом и по-прежнему остается собственником кондитерской фабрики Roshen (как и украинской телекомпании «Пятый канал»).

Без спешки 

Сначала Порошенко потребовалось целых три месяца только для того, чтобы определиться, кто же займется поиском покупателей на его бизнес-активы. Этим с августа 2014 года начала заниматься инвестиционная компания Rothschild. С тех пор прошло еще полгода, но ничего не изменилось – покупателей как не было, так и нет.

Макар Пасенюк из Rothschild, которому Порошенко платит за поиск покупателей «Рошен», на днях сам признал, что процесс идет не так быстро, как того бы хотелось. Правда, после праздников, по его словам, работа с потенциальными покупателями «Рошен» хотя бы оживилась.

«На сегодняшний день мы продолжаем общаться с рядом заинтересованных сторон: кто-то уже посетил предприятия «Рошена», кто-то посетит в ближайшие дветри недели», – сказал Пасенюк. Интерес, по его словам, проявляют как стратегические покупатели, так и финансовые инвесторы, как из США, Швейцарии, Италии, так и из России. Однако до продажи дело так и не доходит, и тянуться это может бесконечно.

Порошенко оправдывается тем, что время для продажи сейчас непростое, и тем, что, передав шоколадный бизнес в трастовое управление, он теперь не имеет на корпорацию какого-либо влияния. Однако от конфликта интересов это ведь не спасает. Это можно сравнить с тем, как бизнесмены, став госслужащими, переводят свои бизнесы и недвижимость на родственников.

Недовольство украинцев этим моментом только нарастает. А наличие у украинского президента еще и бизнеса в России используется для политических уколов Порошенко. Так, украинский депутат Нестор Шуфрич на этой неделе в эфире ток-шоу на канале ICTV возмутился тем, что верховный главнокомандующий Порошенко платит налоги стране-«агрессору». «Как это возможно? Сегодня налоги, уплаченные в России «Рошеном», – это годовое обеспечение 82 тысяч российских солдат», – заявил Шуфрич.

Само заявление, что налоги, которые платит кондитерская фабрика в Липецке, идут на финансирование российской армии, конечно, вызывают лишь улыбку. Не говоря уже о том, что липецкая фабрика существовала в России еще задолго до того, как украинский олигарх Порошенко решил прибрать ее в свои руки и за счет российского производства увеличить свои доходы и свою сладкую бизнес-империю.

Просто не хочет

На самом деле проблемы с реализацией корпорации «Рошен» как единого целого носят вполне объективный характер, говорит газете ВЗГЛЯД Дмитрий Лукашов из IFC Markets. Всю кондитерскую группу Roshen весной эксперты оценивали в 1–1,3 млрд долларов. Однако покупателям корпорация будет интересна только при большом дисконте – 3565%, то есть по цене в 450850 млн долларов. Война в Донбассе, снижение покупательского спроса из-за резкого падения украинской экономики – все это отпугивает потенциальных инвесторов от шоколадного бизнеса Порошенко.

«На Украине высокие политические риски от конфискации до «простого» роста налогов в несколько раз», – говорит Дмитрий Лукашов. К тому же украинские фабрики живут за счет экспорта конфет за рубеж, они продаются в разных странах (в том числе ЕС, США и Канаде), но главным и самым крупным экспортным рынком всегда был российский. Но ведь сам Порошенко приложил немало усилий, чтобы разорвать торговые отношения с Россией. А без этого рынка сбыта украинские фабрики сразу теряют в цене. Вероятно, что Порошенко на большие уступки в цене не идет.

Однако зарубежные активы Roshen не испытывают ни политических, ни экономических проблем. Если разделить бизнесы по регионам – российский, украинский, венгерский и литовский, можно было бы намного быстрее продать их местным инвесторам. Проблемы возникли бы разве что с украинскими фабриками. На них желающие найдутся разве что среди самих украинцев (но доверяют ли и они украинскому государству настолько, чтобы инвестировать в его экономику свои деньги – тоже большой вопрос).

Поэтому если бы Порошенко действительно хотел выполнить предвыборное обещание и быстро выйти из бизнеса, чтобы избежать конфликта интересов, то он бы не раздумывая начал распродавать холдинг по частям и с дисконтом. Однако Порошенко, видимо, слишком долго был олигархом и забыл, что долг перед государством априори должен быть выше деловых интересов.

Порошенко по-прежнему хочет продать весь холдинг целиком. Фактически это признает и Пасенюк, который занимается поиском покупателей для шоколадного бизнеса Порошенко. Он уточнил на днях, что в приоритете по-прежнему остается продажа всего бизнеса Roshen с производственными активами на Украине, в России, Венгрии и Литве.

У президента есть еще один путь – продать активы Roshen менеджменту корпорации. Порошенко сам недавно озвучил эту идею, но сказал, что сделает это только если не сможет продать компанию новому собственнику. Непонятно только, зачем тянуть и сразу не отдать компанию в руки тех, кто как раз знает о ней больше, чем любой другой, и кто будет лично заинтересован в ее процветании. Не потому ли, что отказ менеджмента от такого предложения может поставить полный крест на дальнейшем поиске инвесторов?

Что касается телевизионного Пятого канала, то продавать его Порошенко отказывается в любом случае, уверяя, что обещал продать только свои бизнес-активы, а не медийные. Хотя с этим согласны не все. Недавно глава Радикальной партии Украины Олег Ляшко призвал «отжать» все телеканалы у украинских олигархов и национализировать их. Впрочем, Порошенко тут бояться нечего, учитывая, что он является и украинским олигархом, и представителем украинского государства: телеканал при любом раскладе останется у него в руках.

..............