Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
24 марта 2014, 21:58 • Экономика

«На уровне Северного Кавказа»

Владимир Горчаков: Крым - донор не ранее чем через 5 лет

«На уровне Северного Кавказа»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

«При текущей бюджетной системе в России всего два региона-донора: Москва и Санкт-Петербург. Калуга сейчас подходит к тому, чтобы стать регионом-донором. Но для Крыма это перспектива как минимум пяти лет», – говорит в интервью газете ВЗГЛЯД директор регионального направления «Эксперт РА» Владимир Горчаков.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает необходимым создать в Крыму особую экономическую зону, чтобы обеспечить полуострову долгосрочные перспективы развития. Все федеральные министерства и ведомства РФ до конца года представят конкретный план действий по поддержке Крыма по своему профилю, заявил премьер на специальном совещании по поддержке социально-экономического положения Республики Крым и Севастополя.

Многие аналитики сходятся во мнении, что регион может и имеет для этого все основания – из дотационного стать регионом-донором

Правительство также рассмотрит возможность подключения Крыма к объединенной энергосистеме России через Керченский пролив, а также создание собственной генерации. Планируется также увеличить добычу газа в Крымском регионе в 1,5–2 раза. «По оценкам экспертов, этого должно хватить для покрытия потребностей Крыма в электроэнергии. Насколько я знаю, у Газпрома есть инициативы на сей счет», – отметил глава правительства.

По словам Медведева, зависимость Крыма от энергии и воды, поставляемых с Украины, периодически дает о себе знать. «Этот вопрос, конечно, нужно регулировать путем международных переговоров, но нам нужно будет выбрать оптимальный способ снабжения полуострова», – сказал Медведев.

«Нам точно стоит подумать о разработке правил, которые освободят от уплаты налогов на переходный период те компании, которые платят налоги в Крыму, работают там и которые перешли в российскую юрисдикцию», – добавил премьер.

Крымский полуостров может стать регионом-донором, считает Медведев. «Многие аналитики сходятся во мнении, что регион может и имеет для этого все основания – из дотационного стать регионом-донором», – сказал он, указав, что крымским предприятиям при этом необходимо помочь с поставками комплектующих и сырья, а также с обеспечением сбыта продукции. В ближайшее время, по его словам, заработает государственная комиссия по развитию социально-экономического положения Крыма.

Что касается выплат бюджетникам Крыма, то они должны идти по курсу рубля и гривны, зафиксированному по дате присоединения региона к РФ, то есть 18 марта, сказал Медведев. Он также подтвердил, что зарплаты работников бюджетной сферы Крыма будут доведены до среднероссийского уровня.

Полуостров также обеспечат связью и телекоммуникациями за счет Ростелекома, чтобы не прибегать к услугам украинских компаний. Также премьер призвал озвучить конкретные предложения, как обеспечить безопасность финансовых активов крымчан, чтобы исключить сложности при безналичных расчетах и риск недружественных действий со стороны киевских властей.

Правительство РФ намерено еще запустить на территории Крыма управленческий эксперимент, в ходе которого будут опробованы новые технологии работы бюрократических структур. «Территориальные органы должны быть компактными, нельзя допустить создания новых, ничем не оправданных бюрократических структур. Можно было бы пойти на проведение целого ряда управленческих экспериментов – разумных экспериментов», – сказал Медведев.

О том, что ждет экономику Крыма и станет ли регион донором, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал директор регионального направления «Эксперт РА» Владимир Горчаков.

ВЗГЛЯД: Что значит для Крыма создание особой экономической зоны? На опыт какой российской ОЭЗ будут опираться? В Крыму создадут налоговый рай?

Владимир Горчаков: В России накопился опыт создания федеральных особых экономических зон. Единственная ОЭЗ, которая была создана в рамках целого субъекта РФ, – это Калининградская область. Создание там ОЭЗ еще в начале 90-х годов позволило привлечь определенную порцию сборочных иностранных предприятий. Но пример Калининграда в Крыму не сработает, потому что Калининград сразу ориентировался на иностранцев, в частности на немецкие и польские компании. А для Крыма из-за текущих политических рисков в течение как минимум ближайшего года потенциальные инвесторы – это российские государственные структуры.

В России есть еще примеры успешных локальных ОЭЗ – в Липецке и в Татарстана (ОЭЗ «Алабуга»). Но их опыт тоже может не получиться реализовать в Республике Крым, потому что полуострову нужны масштабные вложения в инфраструктуру.

Что касается налогов, то налоговый рай может быть только в офшоре. Конечно, в Крыму никакого офшора создавать не будут. ОЭЗ дает ключевые льготы по НДС, налогу на прибыль и по таможенным пошлинам. Снижение НДС – самая значимая льгота. По налогу на прибыль в Липецке и Татарстане была нулевая ставка, но только на первый период, далее – 13,5%. Снижение целого ряда таможенных пошлин – это тоже магнит для инвесторов. Это привлекательно иностранному бизнесу, чтобы ввозить комплектующие по льготным ставкам, и российским экспортерам.

Владимир Горчаков (фото: из личного архива)

Владимир Горчаков (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Если не совсем подходит опыт других российских ОЭЗ, значит, для Крыма надо предложить что-то новое, чтобы привлечь инвесторов? Чем их еще завлечь?

В. Г.: Если в дополнение ко всем этим административным преференциям, которые дает режим ОЭЗ, будут существенные вложения в инфраструктуру преимущественно со стороны федерального центра, тогда это станет определенным преимуществом для прихода инвесторов. В Крыму инфраструктура – это главная проблема. Полуостров завязан на энергосети Украины и не является самодостаточным по водным ресурсам.

Чтобы сделать новый субъект РФ автономным и полностью независимым от Украины, и нужны существенные вложения. Сколько именно, сейчас сложно сказать.

Плюс нужны специальные площадки для инвесторов. Мы исследовали субъекты Федерации и сделали вывод, что основной фактор прихода сейчас инвесторов в регионы – это наличие нормальных подготовленных производственных площадок. Ульяновская, Калужская, Ленинградская области и Татарстан предлагают промышленным инвесторам такие площадки в формате индустриальных парков. Это должна быть не голая земля, а площадка с инженерной инфраструктурой и коммуникациями.

ВЗГЛЯД: Российские власти заявляют, что готовы решать инфраструктурные проблемы полуострова, в том числе по дефициту электроэнергии и воды. Если все эти проблемы решить, то будет всплеск экономической активности?

В. Г.: Сейчас сложно прогнозировать что-то долгосрочное. Но при продолжении заявленной политики РФ очевидно, что в Крыму будет инвестиционная активность. В ближайший год это будут пока нерыночные инвестиции. На полуостров сначала придут государственные, потом квазигосударственные структуры, а следом и частный российский бизнес. В более отдаленной перспективе – иностранный бизнес.

#{image=790530}Можно провести аналогию с Северным Кавказом. В очень многих республиках, в той же Чеченской Республике, в последние годы мы наблюдали всплеск инвестиционной активности. Больше половины объема инвестиций в основной капитал приходилось на инвестиции из федерального центра.

Хотя российский бизнес в Крыму тоже может появиться следом. Сейчас и «Опора России», и «Деловая Россия» говорят, что их компании готовы инвестировать. Были заявления НЛМК о планах вложиться в полуостров.

ВЗГЛЯД: Как изменится характер экономики Крыма?

В. Г.: Очень резко ни один субъект Федерации, за исключением, наверно, Калужской области, структуру своей экономики не менял. И Крым, скорее всего, не исключение.

Калуга – это хороший пример, но это 150–200 км от Москвы – основного рынка сбыта автомобильной продукции. У Крыма нет рядом рынка сбыта, экспортный потенциал пока спорный, внутренний источник спроса сейчас небольшой, потому что уровень доходов населения по сравнению с Россией сейчас очень низкий.

Но на полуострове есть очевидные кластеры для развития: судостроительный, портовый, агропромышленный, особенно винодельческий сектор и, конечно, обширный туристический сектор. Плюс нефтегазовая добыча, в том числе на шельфе Черного моря. Газпром уже заявил, что намерен войти в капитал добывающей компании.

ВЗГЛЯД: При прочих равных у Крыма больший потенциал развития, чем у республик Северного Кавказа, Абхазии и Южной Осетии? Эффект от вложения и затрат государства и бизнеса в Крыму будет выше?

В. Г.: В ближайший год качественных изменений в Крыму пока не будет, хотя поднимутся зарплаты. Но в долгосрочном плане – да, потенциал больше. У Крыма внутренний потенциал выше, там есть промышленность, хоть и в не очень хорошем состоянии, там лучше инфраструктура изначально.

ВЗГЛЯД: Какой сейчас уровень у Крыма, какой будет?

В. Г.: Мы сейчас начали исследование инвестиционной привлекательности Республики Крым и оцениваем риски и потенциал региона на основе доступной официальной статистике Укрстата. Мы видим, что пока Крым находится на уровне республик Северного Кавказа. Большинство республик Северного Кавказа входят в группу либо с низким потенциалом и экстремальным риском, либо с низким потенциалом и высоким риском.

В Крыму, к сожалению, очень низкий платежеспособный спрос населения, есть потенциальные социальные риски этнического характера, связанные с крымскими татарами. Но в долгосрочной перспективе развитие полуострова будет более динамичным, чем на Северном Кавказе. Со временем все-таки эти риски станут существенно меньше.

Через три года Крым будет иметь потенциал со средним уровнем риска. Для сравнения – это Курская область сейчас. Это означает, что Крым через три года станет небольшим регионом (по площади) со средней компактной экономикой и средними относительно страны рисками инвестирования. Это, по сути, среднестрановой уровень риска.

Качественно в перспективе трех лет Крым выйдет на уровень ЮФО за пределами Северного Кавказа. Но сравнивать с южными российскими регионами я бы не стал, потому что они все крупные. У Краснодарского края и Ростовской области похожие природные условия с Крымом, но на фоне этих гигантов полуостров слишком маленький. Поэтому лучше сравнивать с черноземными регионами, с теми же Белгородской и Курской областями.

ВЗГЛЯД: Когда Крым станет регионом-донором?

В. Г.: При текущей бюджетной системе в России всего два региона-донора: Москва и Санкт-Петербург. Калуга сейчас подходит к тому, чтобы стать регионом-донором. Но для Крыма это перспектива как минимум пяти лет.

..............