Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
23 января 2014, 14:41 • Экономика

Пример для подражания

Давос: России стоит брать пример с Ульяновска и Калуги

Пример для подражания
@ volvotrucks.com

Tекст: Ольга Самофалова

В России уже есть отдельные регионы, которые продвинулись по пути институциональных реформ дальше, чем страна в целом. Это Ульяновск, Северная Осетия, Ростов, Татарстан и Калуга. Именно с них предлагают брать пример эксперты Всемирного экономического форума в Давосе. И это лучший сценарий для развития России.

Москва давно перестала быть двигателем экономической активности в стране, и предпринимателям стоит обратить внимание на другие российские города. Если Россия в целом пока не достигла большого прогресса в достижении производительности, качестве институтов или улучшении бизнес-среды, то некоторые регионы страны развиваются заметно лучше других.

В России образуется две экономики. С одной стороны, регионы, которые справились с реформами и начали быстро расти, а с другой – депрессивные регионы, которым это не удалось

Ульяновск, Северная Осетия, Ростов, Татарстан и Калуга уже продвинулись по пути институциональных реформ дальше, чем Россия в целом, и вести бизнес там проще всего. Поэтому инвесторам лучше смотреть не на Россию в целом, а на конкретные регионы, считает группа экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина и профессора Йельского университета Олега Цывинского. Они подготовили обзор «Российские регионы: драйверы роста».

Так, Ульяновск лучше других справляется с коррупцией. Лишь 5% местных компаний говорят, что коррупция мешает развитию их бизнеса, свидетельствует исследование Европейского банка реконструкции и развития. В процесс принятия решений в регионе вовлечено множество людей – это и главы местных администраций и муниципалитетов, и эксперты, и ассоциации предпринимателей. Обсуждения происходят на различных встречах и комиссиях.

Ульяновск также лидер в России по легкости ведения бизнеса среди 30 крупнейших городов, которые проанализировал в 2012 году Всемирный банк. Согласно рейтингу Doing Business, Ульяновск занял третье место в стране по простоте открытия бизнеса, четвертое – по получению разрешения на строительство, 5-е – по подключению к электричеству и 8-е – по простоте регистрации собственности. Хорошие результаты в этом рейтинге показали также Саранск и Владикавказ, а вот Москва и Санкт-Петербург оказались в самом конце рейтинга «легкости ведения бизнеса».

И все же пока еще есть жалобы у ульяновских бизнесменов – это недоступность финансирования, нехватка образованной рабочей силы плюс излишняя бюрократия.

Эксперты ВЭФ также особенно выделяют Калужскую область как пример для подражания для всей России. По легкости ведения бизнеса у Калуги почетное шестое место в российском рейтинге Doing Business. При этом первое место регион получил по категории простоты регистрации собственности.

И главное, регион стал лидером в России по привлечению прямых иностранных инвестиций, в частности, от автомобильных компаний. Как известно, там обосновались Volkswagen, Volvo и развивается целый ряд промышленных заводов.

Калуга делает ставку на развитие промышленных парков со сниженными административными барьерами, а также поощряет бизнес с помощью различных налоговых льгот. При этом регион не забывает о поддержке малого и среднего бизнеса, которому облегчается доступ к финансированию и образованию рабочих кадров, и опять же предлагаются налоговые преференции. В итоге, согласно опросу ЕБРР, бизнес в области практически не жалуется на отсутствие доступа к финансированию – эту проблему упоминали 5% опрошенных бизнесменов по сравнению с 20% по России в целом. То же самое касается уровня коррупции и образования рабочих.

Северная Осетия – Алания – на третьем месте. Этот регион также может похвастаться развитием гидроэнергетики, с помощью которой может производить до 5,2 млрд киловатт ежегодно. Вести бизнес легко также в Ростове (четвертое место), который делает ставку на транспортное машиностроение. Этот город – главный в стране производитель вертолетов, локомотивов и уборочной техники.

Эксперты особо отмечают также Татарстан, который занял пятое место по легкости ведения бизнеса. Регион активно развивает промышленность: на нее приходится 44% регионального валового продукта (РВП). И еще одно достижение – это ставка на малый бизнес, от которого зависит целых 25% РВП.

Правильный курс

Оценивая ситуацию в России спустя год после предыдущего форума в Давосе, эксперты ВЭФ констатируют, что страна пошла по самому лучшему сценарию из трех возможных, которые назывались год назад. Россия начала создавать новый баланс на уровне регионов, которые проводят реформы и привлекают инвесторов. В итоге в России образуется две экономики. С одной стороны, регионы, которые справились с реформами и начали быстро расти, а с другой – депрессивные регионы, которым это не удалось.

Двух других сценариев России удалось избежать, что не может не радовать. Один из них предполагал падение цены на нефть до 60 долларов за баррель, что грозило бы шаткой стабильностью: потерями резервов, ростом дефицита бюджета, ухудшением макроэкономической ситуации на фоне попыток правительства сохранить высокими социальные расходы. Впрочем, рост цен на нефть тоже не сулил бы ничего хорошего, хотя доходы населения бы снова начали расти. Но при этом сценарии необходимость реформ автоматически отошла бы на задний план, и это ознаменовало бы упущенные возможности.

Из успеха этих регионов, особенно Ульяновска и Калуги, эксперты ВЭФ выводят четыре урока для России, которые должны помочь экономике вернуться к росту. Во-первых, надо повышать качество институтов, что и станет новым и главным драйвером экономики России. На рост цен на нефть, как это было в 2000-х, теперь уже не стоит надеяться. Это значит, что нужно обеспечить главенство закона, укрепить права собственности и облегчить условия для ведения бизнеса. Со временем это приведет к росту конкуренции между компаниями, а значит и к инновациям, считают авторы обзора.

Во-вторых, именно регионы России должны стать основой для ускорения роста и повышения качества институтов. В-третьих, ускорить рост экономики (2,3 процентных пункта) может снижение регулирования. А вот снижение инфляции, рост госпотребления и улучшение качества образования в меньшей степени влияют на темпы роста. И, наконец, четвертый урок, который должна вынести Россия: реформы оказывают большой эффект в тех регионах, которые уже имеют достаточно хорошие институты, а проведение реформ в регионах со слабыми институтами может дать даже отрицательный результат. Так, сокращение различных проверок бизнеса в успешном регионе приводит к тому, что продажи мелкой компании увеличиваются на 12%. В регионах же с плохими институтами эффект составляет всего 1,6%.

«Для построения в России инновационной экономики, о чем так много и часто говорят первые лица государства, компетентным лицам необходимо проанализировать все положительные моменты, существующие у нас, и распространить их по всей территории страны», – соглашается первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.

Поэтому стоит перенять положительный опыт ряда регионов, обозначенный на Давосском экономическом форуме 2014 года, который толкает вверх экономику России. «Среди них следует выделить борьбу с коррупцией, инвестиционную привлекательность, развитие инновационной промышленности, создание стимулов увеличения числа малых и средних предприятий, а также внедрение технологий по пяти основным направлениям, включающим информационно-коммуникационное направление, биомедицину, электросбережение и энергоэффективность, ядерные технологии и развитие космоса», – указывает Касьянова.

Конечно, по ее словам, при переносе положительного опыта из одного региона в другой могут быть выявлены препятствия, полностью исключающие реализацию ряда направлений модернизации.

«Слепое копирование положительного опыта, например, Нижегородской области в вопросе автомобилестроения и перенос его в условный Дагестан может обернуться полным крахом этой идеи, – приводит пример Тамара Касьянова. – Потому что в Республике Дагестан попросту нет необходимой инфраструктуры для развития этого направления. Чтобы Северный Кавказ стал центром отечественного автомобилестроения, необходимо вложить не один миллиард долларов. Но даже вливание денег может не помочь».

Ведь в регионе должны быть высококвалифицированные специалисты и предприятия, которые будут поставлять свою продукцию для нужд этих заводов, а также необходимо обеспечить спрос на готовую продукцию в регионе. «Последнего добиться особенно сложно в республике из-за крайне низкого уровня благосостояния населения, о чем свидетельствует рейтинг городской среды проживания (обитания), подготовленный Российским союзом инженеров», – добавляет экономист.

 «Однако для того чтобы опыт, работающий в одном регионе, прижился и на всей территории страны, порой необходимо лишь немного его подкорректировать и учесть мелкие нюансы, характерные в той или иной части страны», – резюмирует Касьянова.

Ведущий финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Андрей Цион обращает внимание, что успехи и проблемы в отдельных регионах определяются не только экономической конъюнктурой субъекта РФ – подъем в одних отраслях и спад в других, а во многом также действиями главы каждого конкретного региона.

«В теории любой регион без проблем сможет перенять те или иные успехи своих соседей, если это будут позволять сделать экономические, климатические, социальные и другие условия, – считает экономист. – Основная трудность будет заключаться именно в человеческом факторе и коррумпированности властей на местах».

..............