Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
7 июня 2013, 08:32 • Экономика

«Их везут из Китая»

Алексей Воскобойник: Надо создавать свои бренды для детей

«Их везут из Китая»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

«Штамповать детские товары дешевле в Китае, и весь мир туда уже «переехал». А в России необходимо создавать свои бренды, своих национальных героев в сегменте детских товаров», – прокомментировал призыв премьера развивать индустрию детских товаров заместитель генерального директора по стратегии и аналитике розничной сети «Детский мир» Алексей Воскобойник.

В правительстве в четверг обсуждалась программа развития индустрии детских товаров. Общий объем российского рынка детских товаров составляет порядка 700 млрд рублей. «Из них лишь пятая часть – это товары отечественного производства, а всего в индустрии детских товаров в нашей стране занято более 300 тысяч человек, это 15 отраслей деятельности», – отметил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Государство должно подумать о налоговых режимах для производителей детской продукции

Он призвал развивать индустрию детских товаров, отметив, что нужно справиться с технологической отсталостью отрасли.

Он считает, что поддержку должно оказать также государство, в том числе, возможно, налоговыми льготами. «Государство должно и в этой сфере поддерживать малый и средний бизнес, подумать о налоговых режимах для производителей детской продукции, усилить защиту от недобросовестных конкурентов и контрафактной продукции», – цитирует его Прайм.

Медведев также призвал жестче бороться с контрафактной продукцией на рынке детских товаров, «потому что речь идет о детях».

Минпромторг пообещал в этом году разработать подпрограмму «Развитие индустрии детских товаров». В результате доля отечественных производителей на российском рынке детских товаров должна вырасти до 45% с нынешних 22%, а цены – снизиться как минимум на 15%.

В каком состоянии сейчас рынок детских товаров, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель генерального директора по стратегии и аналитике розничной сети «Детский мир» Алексей Воскобойник.

ВЗГЛЯД: Что в основном сейчас производят российские компании, а что импортируется? Структура рынка довольно специфическая.

Алексей Воскобойник: Да, российских производителей не так много. Их доля в товарообороте крупных федеральных сетей, торгующих детскими товарами, составляет всего 10–15%. Причем в некоторых категориях она меньше. Например, в сегменте одежды и в сегменте игрушек доля отечественных производителей не более 5% у большинства продавцов. Обычно наши компании производят школьные принадлежности, книги, тетрадки, канцтовары и детское питание.

«Некоторые игрушки выглядят настолько ужасно, что наносят вред психике ребенка», - говорит Алексей Воскобойник(фото: mirdetstva.imperiaforum.ru)

«Некоторые игрушки выглядят настолько ужасно, что наносят вред психике ребенка», - говорит Алексей Воскобойник (фото: mirdetstva.imperiaforum.ru)

Есть также несколько отечественных производителей игрушек, но, в основном, это деревянные игрушки. Все брендовые игрушки известных марок производятся в Китае, хотя номинально являются европейскими. Дело в том, что все чаще дизайн игрушек и одежды разрабатывается в Европе, но производятся они в Китае.

ВЗГЛЯД: Как планируется изменить структуру рынка к 2020 году? Что мы должны начать производить?

А.В.: Минпромторг создал программу развития индустрии, встречался с экспертами. В ней ставится цель – довести долю отечественного производителя на рынке детских товаров до 40%. Хотя это достаточно сложно сделать.

ВЗГЛЯД: В чем мы точно не можем стать конкурентоспособными и даже не стоит давать на это субсидий, так как это бесполезно?

А.В.: В штамповке, в производстве товаров. Рабочая сила у нас дороже, чем в Китае, поэтому сделать дешевый товар одинакового качества с китайским у нас не получится.

ВЗГЛЯД: Как у нас обстоят дела с дизайном детских товаров?

А.В.: Вот дизайнерские бюро можно и нужно создавать в России. Разрабатывать дизайн, концепцию новых товаров, игрушек, программ для детей – это все интеллектуальная составляющая, которая должна быть в России. На самом деле, наибольший потенциал мы видим как раз в развитии интеллектуального направления в России.

Большая часть стоимости современной детской игрушки – это разработка, дизайн, маркетинг, а сама штамповка, то есть производство, стоит все дешевле и дешевле. Штамповать детские товары дешевле в Китае, и весь мир туда уже «переехал». Мы считаем, что в России необходимо создавать свои бренды, своих национальных героев в сегменте детских товаров.

Когда мы писали стратегию, мы основывались на современных трендах. Например, сегодня жизнь детей все больше компьютизируется, морально дети раньше становятся старше и самостоятельней. Развитие детей обгоняет то, что общество может им предложить. Процесс взросления детей сейчас никем не поддерживается. Поэтому есть ниша для создания образовательных программ и социальных симуляторов, которые бы позволили ребенку интегрироваться во взрослую жизнь и получить некий опыт. Необходимо создавать обучающие игры, в том числе компьютерные.

ВЗГЛЯД: Могли бы привести пример?

А.В.: Например, в Питере открыли детский центр, где располагается большое количество студий, в которых имитируется та или иная взрослая профессия – работа пожарного, работа банкира и т.д. Ребенка можно оставить в этом центре на полдня. Здесь он погружается в адаптированную «взрослую» жизнь, получает представления о разных профессиях. Примерно то же самое можно сделать и на компьютере. Необходимо активней внедрять компьютерные технологии для создания образовательных игр для детей. Это то, в чем у нас есть возможность быть конкурентоспособными с иностранными производителями.

ВЗГЛЯД: Почему развивать производство детских товаров в России сейчас невыгодно?

А.В.: Из-за того, что в Китае сделать дешевле и из-за налогов. Есть два варианта: правительство может либо освободить от налогов производство детских товаров, либо, наоборот, поднять ввозные пошлины. Но у таких решений есть как плюсы, так и минусы. Если, например, импортные пошлины поднять, то может пострадать обычный потребитель, так как цены в рознице поднимутся. Это скользкий вопрос. Поэтому нужно разработать пошаговую программу с привлечением поддержки государства.

Если снизить таможенные пошлины на товары, без которых ребенок действительно не может обойтись, то розничные цены могут упасть на 20-30%

ВЗГЛЯД: Какие меры сейчас обсуждаются в рамках подготовки программы? Они помогут?

А.В.: Обсуждается предоставление дотаций, а также создание неких зон с льготным налогообложением для производства детских товаров. Обсуждаются также вопросы снижения НДС для ряда детских товаров.

В нынешней ситуации невыгодно заниматься производством в России ни при каких раскладах. Но если государство со своей стороны предложит решение этой проблемы, тогда все может получиться.

ВЗГЛЯД: В программе ставится задача снизить цены на все детские товары на 15% к 2020 году. Это вообще реально, и как этого можно добиться?

А.В.: Пройдя путь от производителя, например, в Китае до полки в российском магазине, товар становится дороже в 3–5 раз. Чтобы снизить цены на детские товары, необходимо, в частности, расширить перечень товаров, которые попадают под ставку НДС в 10%, а не 18%. Сейчас 10% НДС установлены на детские товары первой необходимости, но на большую часть продукции распространяется обычная ставка налога. Если снизить таожменные пошлины на товары, без которых ребенок действительно не может обойтись – образовательные программы, одежда, обувь, то розничные цены могут упасть на 20–30%.

ВЗГЛЯД: Медведев говорит, что надо начать жесткую борьбу с контрафактом, потому что вскрываются случаи, когда поставляются опасные для здоровья игрушки. Насколько сейчас много небезопасных игрушек? Их везут из Китая?

А.В.: Сейчас ситуация улучшилась по сравнению с тем, что было пять лет назад. Улучшилась она благодаря специальным сетям и форумам в интернете. Потребители стали более образованными, стали сами разбираться в качестве товаров, что запрещено к использованию, тщательней выбирать. Например, они перестали покупать детскую еду на рынках, где отсутствует сертификация и информация, где это было произведено. Это сказалось и на рынке, который стал более цивилизованным, стало меньше завозиться подделок.

Это касается продукции первой необходимости. Но вот подделка игрушек и одежды до сих пор происходит. Их везут в основном из Китая.

ВЗГЛЯД: Почему такая ситуация? Нет нормального контроля? Как надо решать проблему?

А.В.: Я считаю, что достаточного контроля нет. Причем контроль должен быть как за физическим качеством, так и за психологическим качеством детских товаров. Некоторые игрушки выглядят настолько ужасно, что наносят вред психике ребенка. Сертификация на физический состав продукции проводится и сейчас. Но необходима также сертификация на психологическое соответствие.

Однако мы опасаемся, что введение такой сертификации может увеличить коррумпированность, что лишь добавит дополнительную статью расходов вкупе с прохождением сертификации на качество и таможни. Поэтому мы считаем, что должен быть не только государственный, но и экспертный контроль. Мы предлагаем создать некий коллегиальный орган, который будет заниматься этим вопросом.

..............