Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
3 апреля 2012, 21:01 • Экономика

Правила для живых и мертвых

Эксперты оценили предложение о создании частных кладбищ

Правила для живых и мертвых
@ РИА "Новости"

Tекст: Ольга Самофалова

Одну из самых прибыльных отраслей экономики – похоронные услуги – ждут большие перемены. Федеральная антимонопольная служба предлагает поправки в законодательство, которые могут привести к созданию частных кладбищ и появлению новых правил оказания ритуальных услуг. Однако реформа, как рассказали специалисты, столкнется с целым рядом проблем.

Рынок ритуальных услуг в России по прибыльности уступает лишь теневому бизнесу по продаже наркотиков, говорит газете ВЗГЛЯД директор-координатор Межрегиональной общественной организации «Корпорация руководителей похоронных предприятий России» Андрей Цветнов. По его мнению, рынок ритуальных услуг коррумпирован так же, как и любой другой бизнес в России, ни больше, ни меньше.

Вывести из теневой сферы и сделать публичным похоронный рынок в России взялась Федеральная антимонопольная служба.

Если раздробить СРО по регионам, то на практике это приведет к очередному переделу рынка и большому бардаку

ФАС занялась этим делом еще в прошлом году. Тогда она предложила сделать выдачу участков на кладбище открытой, разместив в свободном доступе в интернете карту с обозначенными местами для могил в каждом муниципальном районе. Таким образом каждый мог сам выбрать любой свободный участок для захоронения покойного. Это бы помогло устранить коррупцию, когда муниципалитеты передают участки похоронным компаниям, которые потом продают их по высоким ценам, тогда как по закону каждый россиянин имеет право на бесплатное место на кладбище.

Однако теперь ФАС передумала. Свободная раздача участков для захоронения приведет к хаосу, поэтому ведомство решило отказаться от этой идеи, заявил накануне начальник управления контроля социальной сферы ФАС Тимофей Нижегородцев.

ФАС разработала ряд поправок в закон о похоронном деле, который в апреле намерена внести в правительство. По словам Нижегородцева, которые цитирует РИА «Новости», главная проблема в этой сфере – высокая стоимость захоронения (порой больше, чем в ЕС) при неудовлетворительном состоянии кладбищ. Это следствие деятельности полулегальных частных компаний, которым местные недобросовестные чиновники передают свои полномочия. Эти компании, обладая контрольными функциями, создают препятствия для деятельности независимых похоронных компаний. «Они занимаются произволом и устанавливают невероятные цены», – заявил представитель ФАС.

Есть случаи, когда за высокое вознаграждение места для захоронения находятся даже на закрытых кладбищах. В Москве, к примеру, стоимость таких мест варьируется от 150 до 500 тыс. рублей.

Чтобы вывести этот рынок из тени, ФАС предлагает создать саморегулирующиеся организации (СРО), которые будут следить и контролировать, чтобы одни компании не получали более хорошие участки. Служба также более четко сформулировала термины, используемые при погребении, подробно расписала похоронную этику и разделила услуги по обслуживанию кладбища и услуги по погребению между частными организациями и муниципалитетами.

«Из революционных предложений – это возможность организации частных кладбищ и возможность повторных захоронений на тех кладбищах, которые не являются мемориальными и которые формально закрыты», – сказал Нижегородцев.

Под частные кладбища будут выделяться земельные участки в аренду сроком на 49 лет. Если фирма обанкротится, то такое кладбище будет передано под опеку органам местного самоуправления.

Сейчас, по словам Нижегородцева, несмотря на запрет, новые могилы на местах старых появляются повсеместно. «За взятку вас могут похоронить на любом кладбище, стоит это безумных денег, которые вращаются в теневой сфере», – обратил внимание чиновник.

Еще одна поправка разрешит муниципалитету продавать на аукционе заброшенные могилы, за которыми плохо ухаживают родственники покойного. Купившая их похоронная компания после этого сможет свободно предлагать их своим клиентам. Однако в законопроекте говорится, что повторное использование места захоронения допускается только при отсутствии родственников либо иных лиц, осуществляющих уход за могилой, или если имеется их согласие, причем спустя не меньше чем 25 лет со дня погребения.

Кроме того, поправки также устанавливают запрет для чиновников, врачей, пожарных и полиции передавать информацию о смерти ритуальным фирмам. «Сейчас это отдельная проблема: люди еще не знают, что у них умер родственник, а к ним уже стучатся похоронные агенты», – говорит Нижегородцев. Скорая помощь довольно часто за вознаграждение сообщает ритуальным компаниям о фактах смерти или наличии тяжелобольных пациентов. В прошлом году в Екатеринбурге произошел вопиющий случай, когда к живому пациенту вместо вызванной скорой помощи приехали агенты ритуальных услуг. ФАС предлагает ввести административные штрафы за нарушение этой нормы от 30 до 50 тыс. рублей.

Саморегулируемые организации

Предложение ФАС ввести саморегулируемые организации на рынке ритуальных услуг вызвало большие споры.

#{intervieweco}«Основные направления, которые предлагает ФАС, – здравые. Если будут четко сформулированы функции муниципалитетов, введены минимальные требования и запущен институт саморегулирования, это позволит сделать похоронный рынок цивилизованным и уменьшить уровень коррупции», – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев, к.э.н. Павел Уланов.

Однако Андрей Цветнов считает создание СРО в похоронном деле неправильным решением. «Во-первых, и в строительной сфере это плохо работает, и туризм от этого отказался. Если раздробить СРО по регионам, то на практике это приведет к очередному переделу рынка и большому бардаку», – считает он.

В союзе также считают, что дробление СРО не будет эффективным. «Если СРО будет много, создадут их в каждом регионе, то это будет очень дорого как для самих участников рынка из-за взносов, так и для конечных потребителей услуг, так как затраты на СРО лягут на их плечи», – говорит Уланов. По его мнению, должны быть созданы одна-две подобные организации на всю страну, как это происходит на Западе.

Однако перед тем как запускать механизм саморегулирования, необходимо решить еще ряд вопросов, указывает Уланов. Союз похоронных организаций и крематориев говорит о необходимости передачи похоронного рынка в руки федерального органа исполнительной власти, который бы занимался выработкой единой госполитики.

«Есть консолидированное мнение, что таким органом может стать Минрегион. Сейчас этот вопрос решается. Если ведомству передадут похоронную отрасль для регулирования, тогда этот законопроект придется дорабатывать с Минрегионом, мнение которого может отличаться от ФАС», – замечает Павел Уланов. В частности, по его словам, Минрегиону не очень нравится идея использовать инструмент саморегулирования. Ведомство ранее настаивало на возврате лицензирования.

Наконец, очень сложно двигаться вперед, не прописав поправки в Земельный кодекс, указывает собеседник газеты ВЗГЛЯД. «Многие вопросы в законопроекте упираются в вопросы, связанные с землепользованием на кладбище. На каких правах человек получает в безвременное пользование участок на кладбище, как признать место захоронения бесхозяйным, как его использовать? В Земельном кодексе ничего не говорится о вопросах погребения. Поэтому необходимо сначала проработать поправки в Земельный кодекс», – считает Уланов.

Они занимаются произволом и устанавливают невероятные цены

Кроме того, надо создать единые базовые правила оказания ритуальных услуг. «Обязательных стандартов сейчас нет, ГОСТы носят рекомендательный характер, есть только санитарные нормы для кладбищ», – говорит Уланов.

Только после создания единого органа, контролирующего отрасль, появления правил и изменений в Земельном кодексе можно приступать к механизму саморегулирования отрасли, считают в союзе.

Андрей Цветнов предлагает внести поправки, перекрывающие доступ на рынок случайным людям. Введение лицензий, по его мнению, ничего не даст, потому что их легко купить.

«Надо ввести некие качественные параметры для занятия похоронным делом. У компании должно быть помещение, соответствующее санитарным нормам, специализированный транспорт, а не уазик, на котором утром покойника, а вечером хлеб перевозят, и обученный персонал со средне-специальным образованием. Это уже определенные капиталовложения и обязательства. И разрешить заниматься этим делом только тем, кто сможет предоставить полный комплекс услуг. Все заботы клиента компания берет на себя, а клиент только выбирает товар», – предлагает Андрей Цветнов.

Частные кладбища – миф или реальность

Что касается революционного, по словам ФАС, нововведения – создания частного кладбища, то Цветнов считает, что в городах-миллионниках следить за порядком на кладбище должна все-таки муниципальная служба. «Ни одна частная структура не способна контролировать кладбища на 100–200 га, которые существуют в крупных городах. В Москве официально зарегистрировано 20 ритуальных компаний, и я не думаю, что какая-то из них способна управлять таким большим кладбищем», – говорит Цветнов.

Зато в небольших городах и поселках, по его мнению, муниципалитет может передать работы по уходу за кладбищем частным структурам, потому что в местном бюджете, как правило, на это нет денег. «И на частную структуру возлагается также социальная функция. По закону государство выделяет определенную сумму на захоронение безродных. Сейчас это 4,5 тыс. рублей. Муниципалитеты могут добавлять свой коэффициент. В Москве, например, выделяется 15 тыс. рублей на захоронения», – говорит Цветнов.

Впрочем, в законопроекте, по мнению Павла Уланова, идет речь не совсем о создании частного кладбища, так как под частным подразумевается покупка земли в собственность, а в поправках говорится только об аренде земли. «В России сейчас и так существует практика, когда частные компании управляют муниципальным кладбищем. Ничего нового не предлагается, просто в законопроекте ФАС предлагает это дело узаконить», – говорит Уланов.

Эксперт же предлагает внести в законопроект разрешение на создание частных мест захоронения. «Сейчас по закону вы не можете сделать на своей частной земле семейную усыпальницу или семейное кладбище, как это практикуется в западных странах. Частные кладбища есть и в Великобритании, и в США. Но пока мы не включим изменения в Земельный кодекс касаемо похоронного дела, говорить о частном кладбище рано», – рассуждает Павел Уланов.

По мнению Цветного, есть вообще простой способ решить проблему обрастания городов кладбищами. «Примерно 20–30% земель на кладбищах пустует, это реально заброшенные могилы, где уже нет ни памятников, ни крестов. Надо внести в закон поправку, которая бы разрешала эксгумирование и перезахоронение их в братскую могилу. Перед этим можно дать объявление, и если в течение 3 лет хозяин не находится, то создается место для нового захоронения», – предлагает Цветнов.

..............