Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
27 апреля 2012, 19:40 • Экономика

Переломить тенденцию

Начинается программа стимулирования несырьевого экспорта

Переломить тенденцию
@ РИА "Новости"

Tекст: Полина Спелова

Россия начинает принимать меры по стимулированию не сырьевого, а промышленного экспорта. Россия конкурентоспособна в некоторых областях машиностроения, но до сих пор продвижению российских товаров на внешний рынок мешает целый ряд причин. Прежде всего, нужно решить проблему финансового сопровождения таких сделок.

Уже летом могут заработать отдельные предложения в рамках «дорожной карты» по поддержке российских экспортеров высокотехнологичных продуктов. Разработчики в лице Агентства стратегических инициатив (АСИ) и экспортного страхового агентства ЭКСАР ожидают, что если будет реализован весь комплекс мер, предложенный в «дорожной карте», то Россия постепенно сможет диверсифицировать свой товарный экспорт.

Покупатели нашей продукции на внешних рынках зачастую требуют еще и предоставления финансовых услуг

По замыслу чиновников, к 2018 году количество российских компаний-экспортеров удвоится. Причем уже в следующем году число промышленных экспортеров увеличится на 10%. Вырастет также и объем несырьевого экспорта к концу 2013 года на 15%, к концу 2015 года – на 40%, а к 2018 году – в 2,5 раза.

Тенденция последнего десятилетия такова, что доля сырьевых товаров в структуре экспорта неуклонно увеличивалась, при этом «вымывалась» доля промышленных товаров. Так, если в 2011 году более 67% всего объема экспорта приходилось на нефть, нефтепродукты и газ, то в 2000 году этот показатель составлял 49%, в 1994 году и того меньше – 41%. Если в начале 2000-х годов на продукты высокой степени обработки – машины, оборудование, транспортные средства – приходилось 10%, то сейчас на них приходится всего лишь 5%.

Если говорить лишь о высокотехнологичном экспорте, то он достигает лишь 3% всего экспорта и состоит почти исключительно из вооружений и оборудования для АЭС при минимальной роли продукции гражданского назначения. Доля России в мировом экспорте машинно-технической, высокотехнологичной продукции составляет 0,3–0,4%.

Драйверами российского несырьевого экспорта являются аэрокосмическая отрасль и энергетика. «На внешних рынках особенно востребованы российские космические технологии и услуги, вертолеты. Россия – одна из немногих стран в мире, которая может построить любую электростанцию под ключ без привлечения стороннего субподрядчика. До сих пор мы вполне  конкурентоспособны в части машиностроения – особенно это касается горнорудного оборудования», – комментирует газете ВЗГЛЯД эксперт рабочей группы «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» АСИ Алексей Тюпанов.

К сожалению,  в последнее время Россия стала сдавать свои позиции в  сфере гражданского самолетостроения. Именно поэтому большое внимание сейчас уделяется  продвижению продуктов «Сухого» – SuperJet-100 – и «Иркута» – МС-21. Однако все усилия могут быть напрасны,  поскольку выход на внешние рынки в этой сфере будет во многом зависеть от финансового предложения. Причина такого печального положения дел банальна – до сих пор отсутствует системная финансовая поддержка экспорта со стороны государства при существовании высоких административных и фискальных барьеров.

«Компании, которые выпускают высокотехнологичные продукты, сталкиваются с двумя видами проблем. Во-первых, это финансовые сложности – банки неохотно предоставляют кредиты под экспортные контракты. Во-вторых, не отработана в достаточной степени финансовая поддержка уже готового продукта. Дело в том, что покупатели нашей продукции на внешних рынках зачастую требуют еще и предоставления финансовых услуг – те же кредиты на приобретение наших же товаров. Не все компании, особенно малые, могут прийти с таким пакетом», – объяснил газете ВЗГЛЯД руководитель рабочей группы «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» АСИ, гендиректор ОАО «ЭКСАР» Петр Фрадков.

Как жалуются сами экспортеры, российские банки не могут предложить конкурентную кредитную линию. К примеру, у китайских производителей есть возможность предложить импортерам под крупные экспортные поставки отсрочку платежа на пять лет с индексацией цены всего лишь на 2%. Европейские банки предлагают кредитную линию под 4%. Что касается России, то ставка рефинансирования Центробанка не позволяет предоставлять кредит по ставке менее 8%.

В целях получения конкурентоспособного экспортного финансирования в рамках «дорожной карты» как раз предлагается возмещение из федерального бюджета части затрат процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

«Прямое субсидирование, по идее, должно быть запрещено в рамках ВТО. По правилам ВТО, такие экспортные агентства, как ЭКСАР, имеют право на субсидирование по кредитам, которые они застраховали. В условиях вступления России в ВТО необходимо проработать механизм предоставления субсидий по процентным ставкам, так чтобы такой механизм отвечал ограничениям ВТО», – прокомментировал эксперт ЭКСАР.

Также одной из проблем является тот факт, что банки вынуждены создавать резервы под потери в случае, если экспортный кредит был выдан ненадежному импортеру, который не смог расплатиться вовремя по кредиту. Создание дополнительных резервов давит на капитал банка, что заставляет кредитные организации повышать процентные ставки.

«Мы хотим предложить применение нулевой ставки резервирования по кредитам, застрахованным ЭКСАР. Это потенциально может снизить процентную ставку, поскольку риск по такому кредиту будет ниже», – рассказал эксперт ЭКСАР.

Еще одно больное место для экспортеров – это возмещение НДС с экспортируемого товара. Сейчас, чтобы возместить НДС, экспортер  должен предоставить банковскую гарантию на случай, если импортер откажется от продукта. Грубо говоря, чтобы не получилось так, что компании возместили НДС, а импортеры вернули товар, который потом оказался на внутреннем рынке.

Стоит отметить, что банковская гарантия предоставляется не всем компаниям. «Если маленькая компания, то банк вообще может отказать в предоставлении банковской гарантии, а без нее никто НДС возмещать не будет», – комментирует эксперт ЭКСАР.

В рамках «дорожной карты» предлагается ввести заявительный порядок возмещения НДС без предоставления банковской гарантии. То есть по факту вывоза товара.  При этом предлагается облегчить процедуру подтверждения факта вывоза товара через использование ФНС базы ФТС. Для достижения результата необходимо внесение изменений в НК РФ, документы ФТС и ФНС, регулирующие процедуру возмещения НДС.

В результате реализации вышеизложенных мер доля экспорта, пользующегося государственной финансовой поддержкой, в общем объеме несырьевого экспорта должна стать не менее 15% к 2015 году.

Реализация «дорожной карты» будет осуществляться с 2012 по 2015 год. Логика карты подразумевает, что основные элементы системы поддержки и продвижения экспорта будут созданы и внедрены до 2015 года.

«Важнейшая причина заключается в том, что очень трудно переориентировать экономику на обрабатывающую промышленность при высоких ценах на нефть. У нас выросла управленческая элита, которая неспособна видеть дальше углеводородов. На словах говорится о диверсификации и инновационном пути развития России, а на деле на внешних рынках лоббируется только Газпром. Этот феномен мешает развитию финансовых инструментов, созданию благоприятного инвестклимата, деловой среды, развитию высоких технологий», – подытожил газете ВЗГЛЯД профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

..............