Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
13 апреля 2012, 20:11 • Экономика

Кризис ждет

Минэкономразвития: Мир стоит на пороге двух кризисов

Кризис ждет
@ Reuters

Tекст: Полина Спелова

Мировой экономике предстоит пережить два новых кризиса – в 2017–2019 и 2025–2026 годах. Впрочем, Минэкономразвития утверждает, что последствия от этих двух кризисов будут менее масштабными, чем в 2008–2009 годах. Однако другие специалисты рассказывают о более негативных сценариях.

Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач представил сценарные условия макроэкономического развития России на период до 2030 года. По мнению экспертов министерства, которые разрабатывали сценарии, мировую экономику ждут две очередные кризисные полосы – в 2017–2019 и 2025–2026 годах.

Кризисные явления в Греции, Испании, Португалии и ряде других стран говорят о том, что Евросоюз продержится ещё от силы 3-4 года

«Предположительно, хотя датировать даты кризисов – вещь достаточно сложная, еще хуже, чем датировать землетрясения, – но, тем не менее, с определённой вероятностью наш анализ показывает, что такого рода кризисная полоса может быть в 2017–2018 или 2018–2019 годах. И, соответственно, вторая – 2025–2026 годы», – сказал Клепач.

При этом он подчеркнул, что, по мнению министерства, последствия этих двух кризисов будут менее масштабными, чем в 2008–2009 годах.

Минэкономразвития дополнительно оценило влияние этих проблем на экономику России. «В среднем это несколько понижает темпы роста российской экономики, дает существенные колебания динамики курса рубля, но в целом у нас есть возможности и предпосылки использовать кризис не только чтобы с ним бороться и уменьшать его негативные последствия, но как раз чтобы использовать кризис как окно возможностей для инновационного развития», – добавил он, цитирует ПРАЙМ.

#{intervieweco}Эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, также ожидают наступления нового кризиса, причем наступит он гораздо раньше 2017 года. «В мировой экономике накопилось очень много напряжения, которое не удалось даже частично сбросить в период очистительного кризиса 2008 года. Только незначительно были расчищены завалы по ипотечным долгам в США, да в последние два года слегка упорядочили долговые проблемы Европы. Но долговой навес сохраняется. Уже становится очевидным, что излишняя финансовая ликвидность начинает обозначать новые нарывы – в США образовался триллионный долг по образовательным кредитам. Понятно, что в ближайшей обозримой перспективе мир войдет в новую волну кризиса. И, на наш взгляд, оттянуть ее до 2017 года вряд ли удастся. Трудности начнутся не позднее 2015 года», – комментирует начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

Спокойствие сохраняет аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов, утверждая, что экономика развивается циклически, поэтому в новом кризисе нет ничего удивительного. «В среднем примерно каждые 7–10 лет мировая экономика переживает сложности. Избежать этого нельзя, так как экономика не может постоянно расти высокими темпами, и необходимы периоды «охлаждения», в этом нет ничего страшного», – объясняет аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.

«Ближайшее потрясение, скорее всего, произойдет из-за Европы. Кризисные явления в Греции, Испании, Португалии и ряде других стран говорят о том, что Евросоюз продержится еще от силы 3–4 года, после чего начнется обвал, который ударит по мировой экономике в целом», – рассуждает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова.

Что касается США, то эксперт предполагает, что в ближайшие четыре года их экономика будет относительно спокойна, однако ситуация изменится ближе к 2017 году, в преддверии следующих президентских выборов. «Что касается США, то эта страна уже долгие годы тратит гораздо больше, чем производит, что ведёт к увеличению государственного долга и неминуемо приближает дефолт американской экономики», – комментирует Елена Юшкова.

Причем эксперты уверены, что ни США, ни Европе этих кризисов не избежать. «Факторы просты – сдержать дефицит бюджетов у большинства стран не получается. Идет огромная закачка финансовых ресурсов в систему. И если их не удастся откачать обратно, то мир начнет двигаться по ускоряющейся инфляционной спирали. А если сделать сдерживание слишком резким, то экономика окажется перед угрозой дефляционного схлопывания. Неустойчивости выросли просто необычайно», – комментирует  Николай Подлевских.

Учитывая эти негативные факторы, Минэкономразвития подготовило два долгосрочных сценария: один из них основан на инновационной модели развития, а другой, консервативный, базируется на преобладании топливно-энергетического сектора в экономике.

В рамках инновационного сценария, по словам Клепача, эффект торможения экономического роста из-за кризисных явлений будет небольшим: вместо ожидаемого среднегодового роста ВВП на уровне 4,4% до 2030 года экономика может расти в среднем на 4,2% в год. «Хотя в кризисные периоды, конечно, потери темпов большие, но в дальнейшем, как мы предполагаем, они могут существенно компенсироваться», – сказал Клепач.

В консервативном энерго-сырьевом сценарии потенциальные темпы роста экономики России в благоприятных условиях не превышают в долгосрочном периоде 3,5–3,6% в год.

Этот сценарий опирается на прогноз цен на нефть на уровне в среднем около 106 долларов за баррель. Согласно такому сценарию, в случае, если в долгосрочном периоде цены на нефть будут находиться в пределах 80 долларов за баррель, средние темпы роста российского ВВП будут около 2% в год.

Также Минэкономразвития оценило риски существенного снижения средних цен на газ – ниже 300 долларов за 1 тысячу кубометров против 380 долларов за тысячу кубометров в базовом варианте. «Это тоже будет нам стоить примерно 0,4–0,5 процентных пункта роста ВВП в год», – сказал Клепач.

«Инновационный сценарий негативный эффект такого рода рисков так или иначе уменьшает, поскольку вклад нефтегазового комплекса в ВВП уменьшается и возникает достаточно мощный ненефтяной сектор», – заявил замглавы МЭР.

В целом эксперты поддерживают правительственный курс по снижению зависимости от нефтегазового сектора. «Для нашей экономики лекарством могло бы быть реальное продвижение по пути диверсификации и снижения доли нефтегазовых доходов. Параллельно нужно проводить аккумулирование средств в стабилизационных фондах», – считает Подлевских. «У России есть время для того, чтобы снизить зависимость своей экономики от евро и американского доллара, укрепить собственную валюту, развивать промпроизводство и наладить сотрудничество со странами БРИКС, которые после развала Евросоюза и дефолта Соединённых Штатов станут ведущими мировыми державами», – комментирует Елена Юшкова.

Эксперты считают, что смягчение макроэкономических угроз будет зависеть от правительства. «Стабильность российской экономики во многом зависит от действий властей по подготовке и противодействию таким явлениям. Сейчас нет оснований предполагать, что кризисы будут сильными, поэтому главной целью будет обеспечить стабильность при снижающихся ценах на нефть», – отмечает эксперт.

..............