Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
3 октября 2012, 22:25 • Экономика

Неверным курсом

Валютный кризис в Иране привел к массовым беспорядкам

Неверным курсом
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Экономика Ирана на грани краха. Только за несколько дней национальная валюта упала на 30% к доллару. Многие обменные пункты закрылись. Президент страны обвиняет в проблемах Запад, а Белый дом доволен результатом санкций. Однако экономисты винят в валютном кризисе само правительство, которому выгоден высокий курс доллара.

Иранская полиция в среду провела рейды по лавкам торговцев на тегеранском Большом базаре, прекративших работу из-за обвала курса риала до рекордного минимума. Кроме того, резко ужесточены меры борьбы с обменом денег на улицах, передает «Интерфакс» со ссылкой на Associated Press.

Резко ужесточены меры борьбы с обменом денег на улицах

В понедельник нацвалюта Ирана подешевела сразу на 18%, а во вторник обесценилась еще на 9%, опустившись до самой низкой отметки в истории – 37,5 тыс. за один доллар. За последние несколько дней курс риала по отношению к доллару упал на целых 30%, а с начала года – примерно на 80%.

Согласно данным официального новостного агентства Ирана Mehr, в среду риал торговался на уровне 36,1 тыс. за один доллар, однако де-факто многие официально зарегистрированные бюро обмена валюты прекратили обменивать доллары. Согласно сведениям AP, иранские веб-сайты, публикующие валютные котировки, были заблокированы властями.

Обесценение риала уже повлекло за собой резкий рост цен практически на все товары, включая предметы первой необходимости.

Как сообщает агентство Bloomberg, экономическая политика иранских властей и резкое ослабление курса нацвалюты привели к стихийным демонстрациям протеста в Тегеране, которые были быстро подавлены полицией и отрядами особого назначения. Из-за беспорядков прекращен доступ в несколько районов в центре города.

Однако Mehr передает, что Большой базар в Тегеране, крупнейший крытый рынок мира и главный деловой центр иранской столицы, продолжает свою работу. «Тегеранский базар не закрыт. Полиция разберется с торговцами, которые закрыли свои магазины, чтобы вызвать экономические потрясения», – заявил агентству полковник полиции Халили Элали, один из руководителей операции.

Зависимость от нефти

В начале лета вступило в силу эмбарго Евросоюза, запрещающее компаниям покупать нефть у Ирана. Также в отношении страны действуют экономические санкции США. Страны требуют от Тегерана отказаться от ядерных исследований, опасаясь, что в ходе этих разработок может быть создано атомное оружие.

Экономика Ирана сильно зависит от продажи нефти, которая является основным источником экспортных доходов. Иран был вторым по величине экспортером нефти в ОПЕК после Саудовской Аравии. Крупнейшим потребителем иранской нефти являлся Китай (около 20% всего экспорта), при этом на второго по величине потребителя – ЕС – приходился объем поставок, лишь немногим уступающий китайскому. По информации ОПЕК, общая стоимость годового экспорта иранской нефти составляла 71,6 млрд долларов.

Однако после введения эмбарго ЕС в июне и июле экспорт нефти Ирана сократился до 1,1 млн баррелей в сутки против более 2 млн баррелей в сутки с начала 2012 года.

Впрочем, стремительное падение курса иранской валюты началось еще в конце декабря 2011 года, когда только появились угрозы введения санкций. В начале этого года официальные лица уверяли, что причиной лихорадки на внутреннем рынке являются «скорее психологические факторы», а не объявленные и грозящие Ирану международные санкции. Представители Центробанка уверяли тогда, что риал рано или поздно вернет утраченные позиции.

В начале января власти Ирана даже прибегли к тому, что стали блокировать доставку СМС-сообщений, содержащих слова «доллар» и «валюта». Эта мера была призвана остановить продолжающееся с конца декабря падение риала.

Однако девальвация местной валюты продолжается до сих пор. Иранцы озабочены опасениями повторения событий 80-х годов, когда после революции и в ходе вооруженного конфликта с Ираком (1980–1988 года) иранские деньги резко обесценились. Ко времени окончания войны в 1988 году доллар стоил 1200 риалов.

Экономисты обвиняют правительство Ирана в сознательном ослаблении риала с целью уложиться в запланированный бюджетный дефицит

С тех пор в Иране была введена двухступенчатая система: один курс – официальный для импорта продуктов питания и основных товаров, а второй – рыночный. Сначала он считался нелегальным, затем Центробанк сбивал его валютными интервенциями, но вскоре он был отдан на откуп рыночным механизмам спроса и предложения.

Недавно власти создали так называемый Центр обмена валют, однако и он, как отмечает BBC, не справляется с ситуацией. Риал не торгуется на мировых валютных рынках, поэтому точную стоимость иранской валюты установить сложно.

Причины валютной неразберихи

Накануне президент Махмуд Ахмадинежад обвинил Запад в ведении против Ирана экономической войны. При этом Ахмадинежад настаивает на том, что фундаментальные показатели иранской экономики остаются устойчивыми. Некоторые иранские чиновники также говорят, что санкции ЕС оказывают влияние на экономику страны.

Однако другие возлагают вину за падение риала на экономическую бесхозяйственность президента Махмуда Ахмадинежада. Экономисты обвиняют правительство Ирана в сознательном ослаблении риала с целью уложиться в запланированный бюджетный дефицит. Более 90% поступлений в бюджет обеспечивается за счет продажи нефти и нефтепродуктов за рубеж, и более высокий курс доллара к риалу увеличивает доходы бюджета.

Министр торговли Мехди Газанфари в интервью государственному радио сказал, что «обменный курс иностранной валюты на рынке – это не только экономический вопрос, но и вопросы безопасности, политики и культуры, которые также участвуют в скорости нарастания Форекса и, к сожалению, являются следствием того, что органы власти недостаточно активны», передает AFP.

Председатель торговой палаты Тегерана считает, что «часть этого смятения связана с санкциями», добавляя, что это является частью экономической войны Запада против Ирана, цитирует его Mehr. В то же время он считает, что лицо, которое не в состоянии управлять в условиях кризиса, не должно продолжать работать на своем посту.

Заместитель министра внутренних дел Ирана по парламентским вопросам Мехди Мохаммади написал в газете Vatan Emrouz во вторник свое видение происходящего. «Связана ли ситуация с валютой на рынке с санкциями? Нет. Проблема в отсутствии (иностранных) валют», – говорит Мохаммади. 

По его словам, проблема существует, во-первых, из-за действий органов исполнительной власти, которые являются основными поставщиками валюты на рынке. Во-вторых, в ситуации на валютном рынке страны виновата «мафия или мафии, которые получают прибыль от продажи валюты по низкой цене». Третья причина валютного кризиса – в психологическом климате, который приводит к тому, что люди, которые никогда раньше даже не видели доллар, начинают думать, что они должны продать все, чтобы купить доллары.

На прошлой неделе Ахмадинежад во время поездки в Нью-Йорк на заседание Генеральной Ассамблеи ООН намекнул, что Иран может поощрять прямые переговоры с США по вопросу своей ядерной программы. Однако Мохаммади считает, что переговоры с США не являются выходом. «Опыт показывает, что, говоря о переговорах в этих условиях, мы лишь посылает сигнал слабости. Враг делает уступки только, когда вы сильны», – писал Мехди Мохаммади.

США не скрывают, что санкции вводились для того, чтобы подорвать экономическое положение Ирана и не допустить финансирования ядерных разработок. Накануне официальный представитель Белого дома Джей Карни выразил уверенность в том, что оказываемое на Иран международное давление играет положительную роль в решении иранской ядерной проблемы и способно подорвать экономику этой страны.

Производство нефти в Иране в августе сократилось на 28% по сравнению с докризисными максимумами 2007 года и на 20% с начала года, указывает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. По оценкам израильского Минфина, ущерб от нынешних санкций составляет порядка 45 - 50 млрд долларов за год или 9% - 10% ВВП Ирана. Однако, как говорит Осин, эти оценки выглядят завышенными: непосредственный ущерб экономике за счет сокращения производства нефти в 2012 году составляет порядка 30 млрд долларов или 6% от ВВП. 

«Ситуация в Иране схожа с ситуацией в Белоруссии, когда успешно развивавшаяся экономика в результате конфликта с Западом, экономических санкций получает платежный дефицит и, как следствие, девальвацию национальной валюты», - считает экономист. Исходя из опыта Белоруссии, Иран будет сокращать импорт, искать новые рынки сбыта, или будет стремиться к привлечению иностранных инвестиций и займов, проведет ограниченную приватизацию, а также будет активнее регулировать внутренний рынок с помощью различных административных мер и стимулов, в том числе по ограничению продажи валюты, - говорит Александр Осин.

..............