Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
25 марта 2011, 13:05 • Экономика

Дорогие вещи из Китая

"Сделано в Китае" станет роскошью

Дорогие вещи из Китая
@ Reuters

Tекст: Полина Спелова

Компании с производством в Китае начинают бить тревогу, поскольку их затраты существенно увеличиваются с ростом зарплат китайских рабочих. В результате корпорации все чаще отдают предпочтение другим странам Юго-Восточной Азии, где рабочая сила обходится дешевле.

Одна из крупнейших в регионе логистических компаний – гонконгская Li & Fung, которая поставляет товары для ретейлеров, – предостерегает, что началась эра роста цен на китайские товары, что обусловлено увеличением затрат производителей, так как стоимость сырья и китайской рабочей силы повышается, пишет Financial Times.

Рост конкуренции среди рабочей силы в Китае спровоцировал повышение заработной платы китайских граждан примерно на 20%

Li & Fung, которая оказывает свои услуги Walmart и Gap в США, а также Debenhams в Великобритании, объявила в четверг, что ее прибыль по итогам 2010 года выросла на 27% – до 4,28 млрд гонконгских долларов.

Президент Li & Fung Брюс Роковитц (Rockowitz) отметил: «Самая обсуждаемая тема в этом бизнесе сейчас – это то, что высокие цены пришли всерьез и надолго. Причем ретейлеры не могут с уверенностью утверждать, что эти цены не ударят по карманам потребителей».

Управляющий директор Li & Fung Уильям Фанг говорит о том, что рост конкуренции среди рабочей силы в Китае спровоцировал повышение заработной платы китайских граждан примерно на 20% в этом году.  Однако, как отметил Брюс Роковитц, повышение цен позитивно сказывается на торговом бизнесе, поскольку  за последние 20 лет, в течение которых цены постоянно падали,  компания была вынуждена обеспечивать большие обороты. Сейчас же операционная прибыль показывает рост. Так, этот показатель вырос с 3,82% в 2009 году до 4,56% в 2010 году.

Вместе с тем увеличение затрат на рабочую силу в Китае вынудило Li & Fung разместить производство одежды в странах, где рабочая сила более дешевая, таких как Бангладеш, Вьетнам и Индонезия.

В итоге компания сейчас размещает в Китае только 25% от общего объема производства, а доля производства, размещенного в Бангладеш и Вьетнаме, постоянно растет.

Отметим, что в середине 2010 года муниципалитеты многих китайских городов пошли на повышение минимальной зарплаты. Если раньше минимальная зарплата китайцев составляла 125 долларов в месяц, то теперь этот показатель составляет 140 долларов.

По мнению местных властей,  рост зарплаты должен привести к увеличению покупательной способности китайцев и постепенному ослаблению зависимости от дешевого экспорта. С другой стороны, китайские компании, ориентированные на экспорт, вынуждены больше инвестировать в производство инновационных и более дорогих товаров.

Именно дешевая рабочая сила привлекала транснациональные корпорации в Китай в течение 20 лет, поскольку меньшие затраты на производство помогали снижать себестоимость продукции и цены на нее. Но сейчас ситуация изменяется, и те иностранные компании, благодаря которым  отчасти обеспечивался экономический рост Китая, могут отдать предпочтение другим странам Юго-Восточной Азии.

Напомним, что на днях Всемирный банк выступил с прогнозом, что Китай может стать крупнейшей экономикой мира к 2030 году. Так, экономист Всемирного банка Джастин Лин сказал на экономическом форуме в Гонконге, что китайская экономика вдвое превысит американскую, которая зависит от потребительского спроса.

«Китай, вероятно, продолжит использовать преимущество заимствования технологий и отраслей развитых экономик с низкими рисками и расходами», – говорит Джастин Лин. По его словам, средние темпы роста ВВП КНР в последние 10 лет были выше 10% в год. За этот период страна обогнала по размеру экономики Японию, Германию, Великобританию и Францию.

В 2011 году, согласно прогнозу властей Китая, экономика страны прибавит еще 8%. В прошлом году ВВП страны вырос на 10,3%. Главный экономист ВБ поддержал решение Китая сохранить стабильный курс юаня относительно доллара США в период финансового кризиса. Это позволило избежать обесценивания китайской валюты, что внесло огромный вклад в восстановление экономики, напомнил Джастин Лин.

Однако сбыться этим прогнозам может помешать переориентация Китая на рост внутреннего потребления, что скажется на экономическом росте страны. «Ориентация производства на внутреннего потребителя предполагает рост благосостояния населения. Если китайские рабочие будут требовать повышения зарплат и других, уже нематериальных благ, КНР начнет уступать в ценовой конкуренции на внешнем рынке. Ведь за счет чего китайские товары так охотно покупают в мире? В первую очередь за счет низкой стоимости продукции, но если рабочим придется повышать зарплаты, то и стоимость конечных товаров также возрастет», – рассуждает аналитик «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.

Он полагает, что в итоге китайские товары начнут уступать позиции более дешевым конкурентам из Юго-Восточной Азии и в этом случае рост экономики будет замедляться.

..............