Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
10 ноября 2011, 20:01 • Экономика

18 лет взаимных уступок

Как проходили переговоры РФ по ВТО: история вопроса

18 лет взаимных уступок
@ ИТАР-ТАСС

История присоединения России к ВТО длиною в 18 лет близится к завершению. Все противоречия сняты, впереди лишь торжественное мероприятие на министерской конференции и ратификация всех необходимых документов в Госдуме. Каждый из этапов переговоров, однако, имел большое значение для соглашения в целом.

В четверг в Женеве рабочая группа по присоединению России к ВТО одобрила документы о российском присоединении к организации. Помимо протокола о присоединении к ВТО, были одобрены итоговый доклад рабочей группы и перечни обязательств по доступу на российские рынки товаров и услуг.

К середине лета 2012 года процесс присоединения РФ к ВТО завершится

Через месяц – 15–17 декабря – пройдет министерская конференция, которой рабочая группа рекомендовала одобрить вступление России в ВТО. Отметим, что в истории ВТО не было ни одного случая, чтобы министерская конференция не одобряла присоединение страны к ВТО после положительного вердикта рабочей группы. Поэтому одобрение вступления России в ВТО на министерской конференции будет в большей степени торжественным мероприятием.

Полноправным членом ВТО Россия станет лишь через 30 дней после ратификации в Госдуме. Как сообщил в четверг глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО Максим Медведков, это произойдет ближе к середине 2012 года, передает «Интерфакс». Медведков пояснил, что министерская конференция 16 декабря одобрит присоединение России к ВТО, после этого дается 220 дней на проведение внутренних ратификационных процедур в России.

Основные вехи

Таким образом, можно сказать, что 18-летняя история процесса присоединения России к ВТО подходит к завершению. Рассмотрим основные вехи истории присоединения.

Еще в 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованному в 1995 году во Всемирную торговую организацию.

Сам переговорный вопрос начался в 1995 году с многостороннего обсуждения вопроса соответствия торгово-политического режима России нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне.

Только в 1999 году членам ВТО были переданы первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ).

С 2000 года переговоры перешли в полномасштабный процесс, охватывающий все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

Еще в начале 2008 года российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам: Брюссель и Вашингтон – проявляли несговорчивость.

В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлины на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.

Переговорный процесс зашел в тупик в 2006 году, когда Россия повысила ввозные пошлины на древесину с 6,5 до 25%. Страны ЕС эту инициативу восприняли весьма болезненно и поставили ультиматум, что если пошлины не снизятся, то ЕС не даст своего согласия на присоединение России к ВТО. В результате тариф временно заморозили, но при этом Москва пригрозила повысить ставки с 2012 года до 80%, если вопрос о вступлении в ВТО снова застопорится.

Летом 2009 года Россия выступила с весьма неординарным предложением вступить в ВТО вместе с Белоруссией и Казахстаном в составе Таможенного союза, что поставило под вопрос присоединение, поскольку коллективное вступление невозможно.

Квоты на мясо

С другой стороны, Россию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. В частности, от Москвы требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции.

Проблему по импорту мяса удалось решить лишь в октябре 2011 года. Так, Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО, они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию.

«В целом они устраивают и отрасль, и наших партнеров, хотя они предусматривают определенное снижение квотных поставок по сравнению с существующим уровнем, главным образом в связи с необходимостью развития нашего сельского хозяйства», –  цитирует слова замминистра экономического развития РФ Андрея Слепнева РИА «Новости».

Была также достигнута договоренность, что ввозные пошлины на сельхозпродукцию снизятся до 10,8% с 13,2%.

В течение нескольких лет не сходил с повестки обсуждения вопрос объемов поддержки сельского хозяйства. Расходование средств из госбюджета влияет, по мнению ВТО, на конкуренцию. Россия предлагает сохранить для себя возможность поддерживать АПК в объеме 9 млрд долларов ежегодно до 2012 года с последующим снижением до 4–4,5 млрд долларов в течение пяти–семи лет.

Промсборка авто и пошлины

Камнем преткновения в переговорных процессах с ЕС и США был новый режим промсборки автомобилей, предусматривающий повышение планки производства и локализации. Режим промсборки автомобилей в России действует с 2005 года, но в 2011 году он был изменен. Суть новых правил состоит в ужесточении требований к иностранным компаниям, имеющим производства в России: уровень локализации увеличен с 30 до 60%, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее 500 млн долларов, а ежегодное производство машин увеличено с 25 тыс. до 300 тыс.

Европейцы опасались, что режим промсборки, который предполагает рост объемов выпуска автомобилей в России и уровня локализации производства, приведет к сокращению рабочих мест в автопроме ЕС из-за уменьшения импорта автокомпонентов в РФ. Россия в свою очередь заявляла, что не намерена пересматривать заключенные соглашения по промсборке. В октябре Еврокомиссия сообщила об урегулировании вопросов по режиму промсборки в России, которые обсуждались в рамках консультаций по присоединению РФ к ВТО.

Затем замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев пояснил, что стороны договорились о введении компенсации Евросоюзу в виде тарифной квоты на беспошлинный ввоз автокомпонентов или на их поставки по пониженным пошлинам. Такая компенсация станет возможна, если поставки автокомпонентов из Европы в Россию после вступления РФ в ВТО резко снизятся, за исключением кризисных явлений, когда падает уровень взаимной торговли в целом.

Ранее он также заявлял, что правительство РФ после 2018 года введет компенсационный механизм для автоконцернов, работающих в стране в рамках режима промсборки, который должен заменить льготы, не соответствующие нормам Всемирной торговой организации.

Что касается импортных пошлин на ввоз автомобилей, то была достигнута договоренность, что они понизятся до уровня 2007 года – с 30% до 25%.

Несговорчивая Грузия

Последнее препятствие на пути России к ВТО было снято 9 ноября, когда Россия и Грузия подписали соглашение о введении международного контроля товарооборота на границах.

Напомним, что в конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 года и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.

Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 года при посредничестве Швейцарии.

Грузинская сторона требовала размещения международных наблюдателей на спорных границах Абхазии и Цхинвальского региона, в частности на КПП Гантиади – Адлер и Роки – Верхний Зарамаг, а также внедрения современной системы обмена информацией о перемещении грузов для обеспечения прозрачности торговли.

2 ноября стало известно, что Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам.

Комментарии экспертов

Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
История с ВТО интересна с двух сторон. Одна составляющая – экономическая. И она в нашей публичной и даже экспертной дискуссии – более профессиональной – чересчур демонизирована и преувеличена. Потому что доминировали в этом обмене мнениями крайние позиции. Одни говорили, что как только Россия вступит в ВТО, это будет конец всему, рухнет экономика, нас наводнит дешевый импорт, с российской экономикой можно попрощаться. Другая позиция была ровно противоположная – что только со вступлением в ВТО как по волшебству конкуренция преобразит все, Россия наконец экономически задышит так, как должна. Похоже, что в реальности не произойдет ни того, ни другого. Во-первых, так не бывает. Даже самые специфические и слабые страны, которые вступали в ВТО, не исчезали как экономические субъекты. Во-вторых, польза этих бесконечных переговоров, которые тянулись 18 лет, заключается в том, что в итоге получен результат, который более или менее устраивает обе стороны. Это очень важно. У нас есть стигма 90-х и конца 80-х годов, когда Россия, исходя из политической целесообразности, шла на опережающие уступки, лишь бы поймать поток. Потом это все оборачивалось нехорошо. Ощущение сданных позиций все равно возвращалось. Очень многое из того, что сейчас подвергается критике, сомнениям или просто стыду за тот период, связано именно с этим – вступить куда-то к дате, подписать что-то к нужному моменту. С этой точки зрения переговоры по ВТО – очень хорошее исключение, точнее, надеюсь, уже правило. Когда торговались до посинения, пока не доторговались. И только когда по разным позициям добивались результата более или менее приемлемого, с переходным периодом, с определенными мерами гарантий, только тогда подписывались документы. Это очень хороший прецедент. Мотивы вступления России в ВТО на протяжении этих лет менялись. Началось все с абстрактной политической воли. Начало 90-х годов – общая позиция: мы должны быть везде, где есть прогрессивные западные страны. Во всех клубах. ВТО – один из ключевых. Все.

Ярослав Леонтьев, доктор исторических наук, МГУ
Ярослав Леонтьев, доктор исторических наук, МГУ
Я отношусь к лагерю тех, кто считает, что вступление России в ВТО целесообразно, но только при соблюдении национальных интересов. Нам это действительно необходимо, но делать это нужно исключительно при соблюдении национальных интересов, при должном учете баланса потерь и выгод. В принципе, выгоды, безусловно, есть. Но та цена, которую за них придется заплатить России, не должна быть слишком высокой. Скажем, важным было то, что изначально, на ранних этапах переговоров от России требовали полностью отказаться от заниженных цен на энергоносители для отечественных производителей. Причем данное требование позиционировались как своего рода «входной билет» в ВТО. И тот факт, что мы не согласились на это требование, тот факт, что оно не фигурирует в числе требований к российской стороне, скажем так, как главное требование, я думаю, это достаточно важное достижение наших переговорщиков.

Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Я думаю, что страны – члены ВТО должны быть в большей степени заинтересованы в членстве России, чем Россия – во вхождении в ВТО. Дело в том, что Россия уже гармонизировала свое законодательство с законодательством ВТО, оно практически не отличается. Только в мелочах, которые есть в любой стране – члене ВТО. А их, напомню, 165.

Александр Абрамов , профессор ГУ-ВШЭ
Александр Абрамов , профессор ГУ-ВШЭ
Вступление в ВТО очень серьезно в интересах России. Без вступления во Всемирную торговую организацию невозможно модернизировать экономику, невозможно развивать инновационные секторы, на что сейчас и делается упор в нашей государственной экономической политике. То есть России это кровно нужно, поэтому я считаю, что она сможет решить этот вопрос в течение года-двух. Без ВТО Россия не сможет защитить свои разработки в рамках инновационного процесса, не сможет экспортировать новые технологии, грубо говоря, не сможет модернизироваться. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что, ускоренно вступая в ВТО, Россия оставляет неразрешенными многие внутренние противоречия в отношении отечественного бизнеса. Я слышал достаточно категоричные высказывания против участия России в ВТО со стороны отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Думаю, что и у других производителей, особенно в области обрабатывающей промышленности, есть повод для серьезного беспокойства. Дело в том, что предприниматели не имеют гарантий того, что после вступления России в ВТО они сохранят свой бизнес в стране. У них сейчас нет возможности «перевооружиться», нет достаточного количества денег, и в то же время от снижения барьеров они пострадают больше других. Россия движется к ВТО, забывая о внутренних проблемах, которые возникнут у бизнеса. Тем не менее баланс плюсов, на мой взгляд, больше, чем баланс минусов. Просто вступление России в ВТО – это огромная ответственность государства в области экономической политики. Вступая в ВТО, Россия должна не только с кем-то что-то согласовать, но и ответить внутреннему бизнесу, как она будет помогать ему укреплять свои конкурентные позиции. Этого ответа бизнес от правительства пока не слышит.
..............