Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
8 сентября 2010, 20:06 • Экономика

«Пожары вскрыли все проблемы»

Дмитрий Замолодчиков: Пожары вскрыли все проблемы

«Пожары вскрыли все проблемы»

Tекст: Екатерина Поспелова

«Все вопросы управления лесами были перенесены из зоны ответственности федеральных властей на регионы», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД главную причину лесных пожаров замдиректора Центра продуктивности лесов Дмитрий Замолодчиков. По его мнению, без изменения Лесного кодекса ситуацию улучшить не удастся.

В среду на совещании по развитию лесного хозяйства президент России Дмитрий Медведев выступил с резкой критикой Лесного кодекса.

Передача Рослесхоза непосредственно правительству – это рациональная мера по пути устойчивого развития лесопользования

В частности, президент заявил, что действующая редакция этого документа, заменившая государственную лесную охрану государственным лесным контролем и надзором, фактически привела к усугублению ситуации с пожарами летом 2010 года.

Президент предложил внести изменения в Лесной кодекс, отмечая, что специалисты должны охранять все леса, а не 13%, как сейчас. Кроме того, президент принял решение передать Федеральное агентство лесного хозяйства непосредственно правительству.

О том, помогут ли эти меры не допустить повторения ситуации с лесными пожарами в будущем и что надо в целом принципиально изменить в Лесном кодексе, чтобы он превратился в реально действующий эффективный документ, газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель директора Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Дмитрий Замолодчиков.

«Должна быть прописана ответственность»

ВЗГЛЯД: Дмитрий Медведев сегодня заявил о том, что ситуация с лесными пожарами выявила недостатки действующего Лесного кодекса...
Дмитрий Замолодчиков:  В результате лесной реформы все вопросы управления лесами были перенесены из зоны ответственности федеральных властей на региональный уровень. Это касалось и охраны лесов от пожаров, которая включает в себя не только тушение, но и профилактику – устройство противопожарных просек, полос, очистку леса от сухостоя.

Что касается тушения пожаров, то финансирование оставалось за федеральным уровнем – через направление субвенций, а техническое обеспечение – за регионами.

ВЗГЛЯД: Есть мнение, что более 1 млрд га лесов остались, по сути, без специализированного персонала по их охране, отсюда и такой ущерб от пожаров. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Д. З.: Контроль за распределением субвенций полностью отсутствовал.  В силу этого фактора ни противопожарная профилактика, ни противопожарные мероприятия не получали должного финансирования по сравнению с тем, когда существовало централизованное управление лесами.

Кроме того, регионы, получив полномочия по проведению профилактических противопожарных мер, не оказывали им должного внимания, поскольку раньше они этим не занимались. И не забывайте, что институт лесных контролеров был вообще упразднен.

ВЗГЛЯД: Дмитрий Медведев подчеркнул, что необходимо разработать финансовые и юридические механизмы по восстановлению сгоревших лесов. Какими, на ваш взгляд, эти механизмы могли бы быть?
Д. З.: Механизм понятен: из федерального бюджета должны выделяться средства на лесовосстановительные мероприятия в регионах. Но здесь должна быть юридически прописана ответственность регионов за строгое выполнение лесовосстановительных мероприятий.

«Рослесхозу нужно вернуть самостоятельность»

ВЗГЛЯД: Как вы расцениваете решение передать Рослесхоз непосредственно правительству?
Д. З.: Дело в том, что Рослесхоз является таким ведомством, которое куда только не передавалось. В конце 90-х годов оно вообще потеряло свою самостоятельность и было преобразовано в один из департаментов Министерства природных ресурсов. Но через несколько лет оно было переведено в Федеральное агентство лесного хозяйства, оставаясь в рамках Минприроды. Через несколько лет оно было переведено из Минприроды в Минсельхоз.

#{image=421806}Считаю, что Рослесхозу нужно было вернуть самостоятельность, поскольку он должен контролировать площадь в 1,1 млрд га. По сути, это контроль и управление двумя третями территории страны. А Минприроды, помимо леса, охватывает настолько много направлений, что уследить за всем невозможно. Да и его приоритетное направление – это не лес, а недра.

Поэтому думаю, что передача Рослесхоза непосредственно правительству – это рациональная мера по пути устойчивого развития лесопользования.

ВЗГЛЯД: Дмитрий Медведев также дал понять, что оставляет за собой право поменять структуру Рослесхоза «радикальным образом». Как это оптимально сделать?
Д. З.: Все это связано с теми полномочиями, которые могут быть изъяты у регионов и переданы в федеральное управление Рослесхозу. Сейчас рычагов контроля за регионами нет – и это притом, что финансирование остается за федеральным центром.

Но, с другой стороны, речь идет о таком контроле, к которому, быть может, правительство еще не совсем готово.

«Регионам не хватает ресурсов»

Дмитрий Замолодчиков считает, что Рослесхозу нужно было вернуть самостоятельность, поскольку он должен контролировать площадь в 1,1 млрд Га

Дмитрий Замолодчиков считает, что Рослесхозу нужно было вернуть самостоятельность, поскольку он должен контролировать площадь в 1,1 млрд га

ВЗГЛЯД: По вашему мнению, как нужно изменить законодательство для того, чтобы Лесной кодекс превратился в реально действующий эффективный документ?
Д. З.: Еще раз говорю, все меры по профилактике и противопожарным мерам должны быть переданы на федеральный уровень. К примеру, раньше существовали авиабазы, которые должны были тушить лесные пожары. Но пожар не локализуется только в одном регионе, а распространяется на соседние субъекты. Соответственно, одна авиабаза работала на несколько регионов.

Причем я скажу, что этот год ничем не отличался по количеству лесных пожаров от предыдущих лет. Просто сейчас они локализовались не в Сибири, а в европейской части, что обычно никогда не бывало, поскольку особой засухи не было, и существующая система противопожарной охраны худо-бедно справлялась. Но первая экстремальная ситуация показала, что регионам не хватает ресурсов. Поэтому в ход пошли и МЧС, и Минобороны. Пожары вскрыли все проблемы.

«Лес – это ценный ресурс»

ВЗГЛЯД: А вообще, зачем понадобилась реформа с поспешным принятием Лесного кодекса?
Д. З.: Существовали определенные силы, которые хотели участвовать в процессе приватизации леса, поэтому Лесной кодекс стал больше похож на Земельный кодекс. Но приватизации удалось избежать. Но, с другой стороны, была необходима гармонизация законодательной базы – тех же кодексов.

Кроме того, было объективное желание оживить лесной сектор. Ведь сейчас этот сектор является убыточным, но на самом-то деле лес – это довольно прибыльный бизнес. У нас объемы лесозаготовок упали в три раза по сравнению с поздними советскими временами.

ВЗГЛЯД: И в чем же главная проблема с лесозаготовками?
Д. З.: Сейчас они осуществляются там, где есть инфраструктура и приграничный спрос, а в советское время не было такой привязки – создавалась инфраструктура, строились лесные дороги. Теперь же этого не делается.

Рост лесозаготовок наблюдается только в приграничных районах – в Карелии, в Хабаровском крае. Районы Сибири не являются столько экономически привлекательными, поэтому они убыточны. И Лесной кодекс призван был оживить этот процесс, поскольку лес – это ценный ресурс, который, кстати, возобновляется.