Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
31 августа 2010, 20:01 • Экономика

«ПТУ превратились в социальные гарлемы»

Юрий Крупнов: ПТУ превратились в социальные гарлемы

«ПТУ превратились в социальные гарлемы»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Валерия Вдовенкова

«У нас рабочих мало не оттого, что у нас ПТУ мало или вузов много, а их мало оттого, что заводов все меньше и меньше. Не говоря уже о заводах завтрашнего дня», – охарактеризовал в интервью газете ВЗГЛЯД нынешнее положение профтехучилищ лауреат премии президента России в области образования Юрий Крупнов.

Во вторник в Кремле состоялось десятое, юбилейное заседание Госсовета России под председательством президента Дмитрия Медведева. На этот раз в совещании приняли участие и члены президентской комиссии по модернизации экономики. Речь зашла о ситуации в системе образования.

Реально ПТУ сегодня – это просто социальные загоны

На заседании Госсовета было заявлено, что профессионально-технические училища – это «не камеры хранения для трудных подростков», а один из рычагов модернизации экономики страны. Растущей экономике очень требуются квалифицированные рабочие, спрос на них гораздо больше, например, чем на некоторых специалистов с высшим образованием.

О том, удастся ли поднять престиж рабочих профессий в России и действительно ли сегодня существует перекос в сторону высшего образования, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лауреат премии президента Российской Федерации в области образования Юрий Крупнов.

«ПТУ сегодня – это просто социальные загоны»

Как бы вы отнеслись к тому, что ваш ребенок решит получать среднее специальное, а не высшее образование?




Результаты

ВЗГЛЯД: Сегодня президент Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации заявил о необходимости преодолеть сложившийся перекос в сторону высшего образования и развивать систему среднего специального образования. Как вы относитесь к этой идее?
Юрий Крупнов: Давайте задумаемся: а что мы будем делать с существующим объемом высшего образования? Да, во всем мире, в частности в Японии, не просто взят курс, а, по сути, уже построено всеобщее высшее образование. То есть мир идет к всеобщему высшему образованию, а Россия, заявляя о модернизации, печалится о том, что у нас мало рабочих?

На передовых предприятиях, в том числе и в России (например, в Северстали), работают люди с двумя высшими образованиями. Рабочие сейчас – это не тот случай, который был 50 или 100 лет назад.

ВЗГЛЯД: Какими словами вы бы охарактеризовали ситуацию, в которых находится сейчас система ПТУ в России?
Ю. К.: Тут понятно, какая ситуация. В связи с отсутствием стратегии промышленного развития (то есть понятия, что такое современный завод, современная фабрика, что такое фабрика завтрашнего дня) мы не знаем, какой рабочий нам нужен. У нас рабочих мало не оттого, что у нас ПТУ мало или вузов много, а их мало оттого, что заводов все меньше и меньше. Не говоря уже о заводах завтрашнего дня.

Поэтому вопрос о ПТУ – печальный, поскольку, с одной стороны, все сбросили на регионы. И ПТУ, так же как и техникумы, остались заложниками тех возможностей, которые есть у субъектов Федерации.

А социальная составляющая?
Ю. К.: Сегодня ПТУ превратились в своего рода социальные гарлемы, социальные резервации, где учатся те ребята, которые по разным причинам не имеют возможности получить адекватное образование. Из ПТУ сегодня в рабочие специальности идет где-то максимум 15–20%. Есть разные соцопросы, можно спорить по этому поводу. Но в любом случае, не более 30%.

Реально ПТУ сегодня – это просто социальные загоны. Другое дело, как правильно сказал Юрий Лужков на Госсовете, ПТУ закрывать нельзя. Поскольку эта идея и социальную функцию перестанет выполнять. Но за этим стоит полный развал профессионального образования.

А что касается Фурсенко (Андрей Фурсенко – министр образования – ред.), более антиобразовательного министра с большей ненавистью к образованию, на мой взгляд, в России еще не было. Поэтому из этой проблемы ПТУ вырастают очень большие следствия.

«Во вчерашний день никого завлечь нельзя»

Юрий Крупнов: Вопрос  о ПТУ – печальный

Юрий Крупнов: Вопрос о ПТУ – печальный

ВЗГЛЯД: Как вы считаете, возможно ли вообще поднять престиж среднего профтехобразования?
Ю. К.: Эта функция отталкивается от того, какую индустриальную систему мы строим. Понимаете, у нас на заводах сейчас, грубо говоря, линии выходят в лучшем случае 70-х годов. И мы дальше говорим – а как повысить престиж? Да никак его не повысишь! Нельзя подростка увлечь тем, что является уже давно устаревшим.

И второй момент. Нам нужен промышленный прорыв, нужна мощнейшая технологическая модернизация. При этом, конечно, возникает отдельный вопрос – как ее проводить, но по крайней мере нужно хотя бы в это верить. Во вчерашний день никого завлечь нельзя.

ВЗГЛЯД: А как обстоят дела со средним профобразованием на Западе?
Ю. К.: У нас совершенно разные системы. На Западе все-таки есть система более тесной привязки к корпорациям. Но, во-первых, это уже уходит в прошлое, потому что идет тенденция к всеобщему высшему образованию, а во-вторых, там и корпорации другие.

Там нет, условно говоря, 20 корпораций, которые составляют всю индустрию. А у нас в России именно так. В США таких корпораций, я говорю о самых крупных, более тысячи. Плюс у них вынесена масса производств за рубеж. Поэтому сопоставлять и что-то заимствовать извне просто бессмысленно.

«Все хотят готового»

ВЗГЛЯД: По словам Дмитрия Медведева, эффективно готовить специалистов сегодня можно только в сотрудничестве с предприятиями, чтобы молодежь училась актуальным, а не устаревшим профессиям. Как это сделать?
Ю. К.: Во-первых, предприятия должны быть передовые, а их очень у нас мало. А второй момент – и в этом всю жизнь и была специфика российского образования – это система наставничества, система стажировок. Это была отлаженная система стажировок, например в той же Бауманке, на передовых предприятиях ВПК.

То есть обсуждать вопрос, что нужна тесная связь, некорректно. Проблема в другом. На чем будет основана эта тесная связь? Когда есть государственная стратегия – это одно. Но когда просто корпорациям нужно отжать антропологический материал...

ВЗГЛЯД: Судя по всему, госкорпорации вы не любите...
Ю. К.: По сути, ведь корпорации до сих пор питались тем, что осталось от Советского Союза. Корпорации не вкладываются в банк профессиональной подготовки. И то, что Фурсенко надеется, что они будут куда-то вкладывать, – это либо полная его неадекватность, либо какая-то хитрость. Никто не будет вкладывать! Все хотят готового. Поэтому и жалуются, что плохие специалисты, неадекватные ПТУ... Конечно, хочется за 5 копеек получить готового профессионала мирового уровня.

Я советую сходить в ведущие наши вузы и посмотреть, какие там самые богатые лаборатории. Например, лаборатории Samsung, Intel и других зарубежных корпораций, которые, по сути, за наш счет готовят себе отличных специалистов.

Инфографика