Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

4 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
16 июня 2010, 18:06 • Экономика

«Россия должна дать гарантии»

Азаров: Нам нужны гарантии от России

«Россия должна дать гарантии»
@ РИА "Новости"

Tекст: Полина Спелова

Премьер-министр Украины Николай Азаров в среду сообщил, что Украина готова рассмотреть вопрос участия ЕС и России в менеджменте и модернизации своей газотранспортной системы (ГТС). Однако для этого, по словам Азарова, Россия «должна дать гарантии, что будет перекачивать эти объемы газа по нашей газотранспортной системе». По мнению отраслевых экспертов, Россия не пойдет на это без получения контрольной доли в Нафтогазе, против чего Киев возражает.

ГТС останется в собственности Украины

В обмен на эти гарантии мы готовы рассмотреть вопросы участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС Украины

Украина готова рассмотреть вопрос участия ЕС и России в менеджменте и модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины. Об этом заявил премьер-министр Украины Николай Азаров.

«Европа должна дать гарантии России, что будет покупать у нее газ, а Россия должна дать гарантии нам, что будет перекачивать эти объемы газа по нашей газотранспортной системе, а не будет строить обходные транспортные пути, которые сделают нашу систему ненужной. Мы должны получить такие гарантии. В обмен на эти гарантии мы готовы рассмотреть вопросы участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС Украины», – заявил Азаров, передает ВВС.

Однако при этом он добавил, что ГТС останется в собственности Украины. «И я не думаю, что это удивит наших российских партнеров, ведь они понимают, что с таким ценным активом ни одно государство не хотело б расстаться», – отметил он.

Три месяца на решение проблемы

Накануне этого заявления Николай Азаров сообщил, что Украина и Евросоюз в течение лета 2010 года могут выработать план по модернизации украинской газотранспортной системы на 2011 год.

«25 июня в Брюсселе будет очень важная встреча комиссаров ЕС вместе с нашим министром топлива и энергетики, на которой в том числе будет обсуждаться эта тема. Я думаю, что мы должны в течение лета найти решение этой проблемы и разработать на 2011 год вполне конкретную программу модернизации ГТС», –  цитирует Азарова «Униан».

Напомним, что в марте 2009 года Украина подписала с Евросоюзом совместную декларацию о модернизации ГТС. Тогда взамен на обещания создать «прозрачный» рынок  Украина рассчитывала на миллиардные инвестиции в ГТС. При этом Киев и Брюссель практически исключили Москву из обсуждения вопроса.

Позже и Украина, и ЕС заявили, что хотят видеть в этом проекте Россию. Как сказал в мае этого года глава Газпрома Алексей Миллер, российский холдинг и его европейские партнеры заинтересованы в участии в проекте консорциума.

Премьер-министр России Владимир Путин в конце марта также отметил, что Россия позитивно относится к идее создания консорциума для модернизации ГТС Украины и готова вкладывать средства.

Для справки: ГТС Украины протяженностью 37,5 тыс. километров включает 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа общим объемом 32 млрд кубометров. Пропускная способность системы в европейские страны составляет 141 млрд кубометров газа в год.

Зачем вкладываться в модернизацию?

Если будут подписаны долгосрочные контракты по обязательствам, поставкам, транзиту, то контрольный пакет акций и не будет нужен

Эксперты скептически относятся к идее российских инвестиций в модернизацию ГТС Украины. «Зачем вкладываться в модернизацию и при этом не иметь долю в консорциуме и не иметь возможность влиять на управление? Здесь закладываются большие риски», – комментирует газете ВЗГЛЯД  директор Международного института политэкспертизы Евгений Минченко.

«Газпром все равно не добьется покупки контрольного пакета акций в ГТС Украины, – дополняет коллегу аналитик ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин. – Они могут получить контроль, но, скорее всего, там будет все на равных. Либо доля акций будет у каждого по 33,3%, либо Газпром и Нафтогаз поделят трубу пополам, но и в этом случае Газпром не получит больше 50%».

Украина просится в Россию

Один из вариантов, с помощью которого Украина хочет добиться от России модернизации своей ГТС, – это допущение Москвы к своей «трубе» в обмен на совместную добычу углеводородов в России. Как сообщает «Коммерсант», Нафтогаз планирует ежегодно добывать в России совместно с Газпромом 30 млрд кубометров газа, что составляет более 5%  всей добычи российского голубого топлива.

Киев интересует добыча на Уренгойском или Астраханском газоконденсатных месторождениях. Обмен активами предлагается по аналогии с Ачимгазом, в котором немецкая Wintershall получила 49% в обмен на 50% в своем трейдере Wingas.

Ачимовские залежи Уренгойского месторождения с запасами 1 трлн кубометров газа и 200 млн тонн конденсата Газпром начал осваивать год назад.

На прошлой неделе Виктор Янукович заявил, что Киев готов предоставить России долю в Укртрансгазе или право продавать больше газа на внутреннем рынке. Эти инициативы обсуждаются  с конца апреля, когда премьер России Владимир Путин выдвинул идею слияния Нафтогаза и Газпрома.

Эксперты полагают, что участие Украины в разработке российских месторождений не так невероятно, как кажется на первый взгляд. «Это станет возможным, если месторождение будет с запасами более 1 трлн кубометров газа. Если Украина будет предоставлять финансирование для разработок, то это могло бы быть интересно Газпрому. На том же Ямале российский концерн активно ищет партнеров», – комментирует Дмитрий Лютягин.

Вместе с тем эксперт считает, что такая инициатива носит скорее политический характер, чем экономический. «У Нафтогаза сейчас сложности с финансами, а для разработки месторождения необходимо от 2,5–3 млрд долларов, то есть от Украины потребуется порядка 1,5 млрд долларов», – резюмировал Лютягин.

..............