Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
5 апреля 2010, 22:08 • Экономика

Волчий билет

В России запретят невозвратные авиабилеты

Волчий билет
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Вероника Кузнецова

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от российских авиакомпаний отказаться от практики невозвратных билетов. Кроме того, перевозчикам предписано сделать тарифную политику более прозрачной и понятной для граждан. Между тем эксперты утверждают, что ФАС под видом заботы об интересах пассажиров нанесет им тяжелый удар, так как инициативы антимонопольного ведомства могут привести к полному исчезновению дешевых билетов.

ФАС недовольна авиаторами

В четверг ФАС предписала российским авиакомпаниям прекратить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат в случае добровольного отказа пассажира от перевозки. Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте антимонопольного ведомства.

Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?

В ФАС уверены: прозрачность тарифной политики авиаторов оставляет желать лучшего, а в случае отказа от пользования их услугами вернуть свои деньги можно не всегда. Авиакомпании-нарушителей в ФАС не называют принципиально, но говорят о том, что они должны предоставить информацию о мерах, принятых для урегулирования сложившейся ситуации, до 30 апреля этого года.

Билетная «уравниловка»

Напомним, глава ФАС Игорь Артемьев еще прошлым летом заявлял о намерении провести анализ ценовой политики авиакомпаний. «Мы хотим проверить всю систему авиационных билетов, а нам говорят: она такая во всем мире. Но я считаю, что это напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%», – цитирует его слова ИА «Финмаркет».

Руководитель службы также отмечал, что ФАС считает необоснованным механизм, исключающий возврат авиабилетов. «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?» – интересовался Артемьев.

Невозвратных исключить

И, похоже, сотрудники ФАС время даром не теряли. По мнению специалистов антимонопольного ведомства, практика применения невозвратных билетов (билетов, приобретаемых по более низкому, не подлежащему возврату тарифу) противоречит нормам Воздушного кодекса России.

Последние дают пассажиру право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки самолета и получить обратно уплаченную за перевозку сумму. При отказе от полета позднее этого срока пассажир имеет право получить обратно стоимость билета с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% его стоимости.

Кроме того, ФАС заподозрила российские авиакомпании в неполном информировании пассажиров о реальной стоимости перевозки. «В ходе анализа ФАС установила, что может иметь место ущемление интересов потребителей, являющееся в ряде случаев результатом непрозрачной тарифной политики перевозчиков, – отмечается в сообщении антимонопольного ведомства. – Авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки».

«Несоответствие заявленной, в том числе на официальном сайте, авиаперевозчиком цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки является одной из наиболее часто встречающихся претензий пассажиров, что свидетельствует о недостаточности или искажении представляемой перевозчиком (или агентом по продаже) информации о применяемых тарифах, а также о взимаемых сверх тарифа сборах», – сообщается в пресс-релизе ФАС.

Тяжелый удар

В самих авиакомпаниях уверяют: заявление ФАС их не пугает, так как практикой безвозвратных билетов они не пользуются. «Невозвратных билетов у нас нет, но в зависимости от срока сдачи могут применяться штрафы», – сообщил газете ВЗГЛЯД официальный представитель «Трансаэро» Сергей Быхал. «Компания SkyExpres всегда возвращает билеты, так что сегодняшняя новость для нас неактуальна», – вторит ему Виталий Коренюгин из SkyExpress.

В свою очередь отраслевые эксперты расценивают «билетную» активность ФАС сугубо отрицательно. По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, практика невозвратных билетов применяется практически во всех авиакомпаниях мира.

«Во всем мире авиакомпании используют очень простой механизм. Есть несколько так называемых классов бронирования (тарифов), – объясняет эксперт. – Речь идет о том, что авиакомпании выгодно заранее продавать авиабилеты, чтобы заранее получить выручку, – это раз. И второе – авиакомпании выгодно, чтобы пассажир каким-то образом гарантировал, что он не заберет свои деньги обратно».

Лоу-костеры подождут

Таким образом, авиакомпании готовы стимулировать продажи, предлагая заблаговременно брать билеты по низким тарифам, но на жестких условиях. И чем ближе наступает день полета, тем выше цена. «Если авиакомпания не будет иметь возможности гарантировать получение средств, это означает, что любая авиакомпания будет вынуждена отказаться от дешевого билета, – заключает эксперт. – Тем самым ФАС под видом заботы об интересах пассажиров нанесет пассажирам довольно-таки тяжелый удар».

Намерение ФАС «раз и навсегда» прекратить практику невозвратных билетов вряд ли обрадует большинство самостоятельных путешественников, которые в США, Европе и Азии привыкли пользоваться т. н. лоу-кост перевозчиками. Во многом из-за того, что во всем мире практика невозвратных билетов является нормой, бюджетные авиакомпании могут позволить себе устанавливать на перелеты низкие цены. К примеру, жители Литвы посредством авиакомпании Ryanair летают из Каунаса в Лондон за 15–25 евро, а латышам перелет из Риги в Амстердам благодаря EasyJet обходится в 25–30 евро.

..............