Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
3 ноября 2010, 19:36 • Экономика

«Зарабатывают деньги на России»

Лукашенко решил брать плату за проезд россиян по Белоруссии

«Зарабатывают деньги на России»
@ РИА "Новости"

Tекст: Наталья Журавлева

Уже с 1 января россияне, пересекающие Белоруссию по пути в Европу или обратно, должны будут платить белорусской казне дополнительный сбор. Эксперты считают, что нововведение направлено прежде всего не против российских граждан, а против российского бизнеса и таможенных интересов РФ.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко вводит плату за проезд автомобилей иностранных граждан по дорогам страны.

Они зарабатывают деньги на России и всегда этим занимались

В соответствии с указом, который белорусский лидер подписал 27 октября, отныне ставки денежного сбора за проезд автомобильных транспортных средств с номерными знаками иностранных государств по белорусским автомобильным дорогам общего пользования составят от 15 до 35 евро.

Как уточняет ИТАР-ТАСС, исчисление суммы сбора за проезд будет производиться в белорусских рублях по официальному курсу Нацбанка по отношению к евро, установленному на дату его уплаты. Сумма будет высчитываться ежедневно в соответствии с курсом валюты, установленным на дату уплаты дорожного сбора.

Отельным категориям граждан за пользование белорусскими дорогами платить не придется. В частности, от уплаты дорожного сбора освобождены работники различных дипломатических и консульских учреждений, расположенных на территории Белоруссии.

За проезд не будут брать и с владельцев легковых автомобилей, зарегистрированных в государствах – членах Таможенного союза, въезжающих на территорию Белоруссии с территории России с последующим выездом в государства – члены Таможенного союза без заезда в третьи страны.

Новые правила начнут действовать со дня вступления в силу закона Лукашенко, который датируется 1 января 2011 года.

Формально действия Лукашенко правомерны, говорят эксперты. «Национальное законодательство любой страны позволяет ей устанавливать сборы и налоги по своему усмотрению, в том числе и с иностранных организаций, ведущих деятельность на ее территории, –  поясняет ведущий юрист компании «Налоговик» Николай Дубровин. – Нет ограничений на такие действия и в международном законодательстве, более того, эмбарго служит инструментом экономического давления на внутреннюю политическую жизнь страны».

Замдекана факультета мировой экономики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев также не усматривает каких-либо формальных поводов «подкопаться» к Лукашенко. Правда, подобные решения Минск должен был бы принимать с если не с позволения, то по крайней мере уведомления своих партнеров по Таможенному союзу.

«Ведение платы за проезд автомобилей иностранных граждан по дорогам страны касается всех членов Таможенного союза. И в этом смысле не очень корректно заниматься решением вопроса, касающегося интересов двух соседних стран, отдельно», – отмечает Суздальцев.

При этом эксперт особо подчеркивает: введение сбора – вовсе не самоцель белорусского лидера.

«Лукашенко маскируется, причем маскируется интеграционным проектом. Мол, если вы свои, то вы ничего не платите, чужие – будьте добры раскошелиться. На самом деле это только маскировка, это осложнение работы перевозчиков», – говорит он.

Допустим, существует определенная фирма, которая импортирует большой объем товаров из той же Европы. «У нее десятки, а то и сотни машин, а это уже большие суммы «накапывают». И если фирма везет товары через Белоруссию в Москву, она платит. То есть Лукашенко фактически вынуждает ее растамаживать этот товар где? В Белоруссии», – объясняет Суздальцев.

По его словам, белорусы «осаждают российский импорт на себя, все платежи через таможню получает белорусский бюджет». «Казалось бы, сумма небольшая, только она «вытягивает» еще большую сумму из российского бюджета. Белоруссия может превратиться в «ворота» Таможенного союза и получать с этого деньги», – говорит эксперт.

«Они зарабатывают деньги на России и всегда этим занимались», – добавляет он.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить нефтяной спор России и Белоруссии.

До сих пор, то есть до 2010 года и создания Таможенного союза,  Белоруссия ежегодно получала от России около 20 млн тонн нефти, из которых на внутреннее потребление шло порядка 6–7 млн тонн, а остальное перерабатывалось на местных НПЗ и реэкспортировалось в Западную и Восточную Европу по уже совершенно другим ценам. Что, естественно, «подпитывало» госказну Белоруссии за счет России.

Спор о нефтяных пошлинах довел Минск до суда. В конце октября Россия согласилась отказаться от взимания экспортной пошлины на сырую нефть и обмен на получение всех пошлин, которые Белоруссия будет получать от экспорта своих нефтепродуктов.

Однако Минск назвал это предложение худшим вариантом для Белоруссии.

Теперь с уверенностью можно сказать лишь одно: Москва больше не желает «субсидировать» Белоруссию, а Минск, в свою очередь, ищет новые варианты дополнительного заработка. Плохо только то, что за счет своих же партнеров.

..............