Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
26 октября 2010, 21:23 • Экономика

«Считать, что это налог, – неправильно»

Андрей Кричевский: РСП не преследует цели извлечения прибыли

«Считать, что это налог, – неправильно»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Наталья Журавлева

«Потенциально размер сборов может составлять порядка 100 млн долларов в год», – заявил газете ВЗГЛЯД Андрей Кричевский, гендиректор Российского союза правообладателей (РСП) – фонда, который займется сбором авторских отчислений с производителей и импортеров техники и чистых носителей. 15% от этой суммы будет тратиться на деятельность РСП.

После затянувшихся более чем на месяц размышлений Росохранкультура аккредитовала Российский союз правообладателей, президентом которого является Никита Михалков, на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров техники и чистых носителей. Об этом говорится в приказе службы, размещенном на ее официальном сайте во вторник.

Что такое фактическое использование? Это, по сути, то, какую музыку народ слушает и какие фильмы смотрит

Выбор между РСП и его единственным конкурентом, Российским обществом по смежным правам (РОСП), был сделан в пользу первого «с учетом рекомендаций аккредитационной комиссии», заседание которой состоялось 20 сентября.

Ставка сборов составляет 1% от стоимости таких товаров (цифровые камеры, телефоны, DVD-проигрыватели и проч.). И ставку, и перечень товаров определило постановление правительства, подписанное премьер-министром Владимиром Путиным 14 октября.

Гендиректор Российского союза правообладателей Андрей Кричевский объяснил газете ВЗГЛЯД, каким образом будет происходить распределение средств и какие гарантии дает РСП, что деньги пойдут туда, куда и должны идти.

ВЗГЛЯД: Андрей Борисович, во вторник стало известно, что Российский союз правообладателей аккредитован на сбор авторский отчислений с производителей и импортеров техники и чистых носителей. По этому поводу очень много писали, по большей части в негативном ключе. Объясните, для чего все затевалось?

Андрей Кричевский: В чем идея этого сбора? Смотрите: я иду в магазин и покупаю лицензионный диск, допустим, музыкальный. Дальше я прихожу домой и думаю: CD-плеера у меня нет, а в метро хорошо было бы послушать музыку. Тогда я беру и перекачиваю купленный диск к себе на мобильный телефон, чтобы слушать музыку через наушники.

Все нормально – закон это делать не запрещает. Но при такой ситуации получается, что тот певец, который спел эту песню, тот композитор, который написал музыку к ней, и та звукозаписывающая компания, которая сделала этот диск, теряют деньги. Потому что, по идее, надо было купить для мобильного телефона, а не копировать с лицензионного диска. Но я сделал иначе. И вот чтобы компенсировать потери певцов, композиторов, изготовителей фонограмм при таком копировании, так называемом копировании в личных целях, и был придумал этот сбор.

Придуман, замечу, очень давно.  Даже в России норма, регулирующая данный вопрос, действует уже больше 15 лет. Ну а во всем мире это уже многолетняя практика, в странах Европы и Америки такой сбор осуществляется, позволяя поддерживать не только правообладателей в частности, но и культуру в целом, являясь, по сути, таким внебюджетным источником ее финансирования.

ВЗГЛЯД: Но ведь музыканты уже получают свои авторские отчисления, которые заложены в цене продукта. Выходит, что теперь они будут получать их дважды? Даже вы сказали, что человек покупает лицензионный диск...

 А. К.: В лицензионном диске заложена цена за прослушивание этого диска. Плата за копирование этого диска в цену не заложена.

ВЗГЛЯД: Каким образом будет происходить распределение средств?

А. К.: Распределение средств будет осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом, который устанавливает, что 40% собранных средств уходит авторам музыки и кино, 30% – исполнителям, еще 30% – изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Что это означает на практике? ГК установлено, что распределение осуществляется согласно фактическому использованию и в соответствии со статистической информацией. Что такое фактическое использование? Это, по сути, то, какую музыку народ слушает и какие фильмы смотрит. То есть что у нас в данный момент популярно, актуально, что реально покупают.

Все зависит от степени популярности музыканта в период, по которому идет распределение средств

Данную информацию можно получить из нескольких источников. Например, таким источником являются данные розничных сетей по продаже дисков. Это также данные из кинотеатров о просмотре фильмов, это данные из аккредитованных организаций по авторским и смежным правам, то есть данные ресторанов, кафе, дискотек, радио. Информация о том, какие фонограммы, какие музыкальные произведения сейчас используются путем публичного исполнения.

ВЗГЛЯД: А как тогда определить, сколько, грубо говоря, дать музыканту X, а сколько – музыканту Y?

А. К.: Все зависит от степени его популярности в период, по которому идет распределение средств. К примеру, вот за 2010 год мы получили данные, что такие-то музыкальные или кинопроизведения являются актуальными, популярными и активно используются. Вот есть список. И дальше в соответствии с этим списком по нисходящей распределятся та сумма, которая была собрана за вышеуказанный период.

ВЗГЛЯД: Но эти данные могут вызывать сомнения. Или нет?

А. К.: Они объективны. Трудно спорить с данными розничных сетей продаж. Они предоставляют всю информацию, она у них, в конце концов, есть на сайте. То же самое и с кино. Сейчас ввели систему единого кинобилета, есть абсолютно объективные данные о том, на какие фильмы люди ходят. Что касается данных РАО (Российское авторское общество – прим.) и ВОИС (Всероссийской организации интеллектуальной собственности), которые осуществляют сборы за публичное исполнение фонограмм и музыкальных произведений, то есть за авторские и смежные права, то здесь тоже данные объективны. Каждое кафе, ресторан, дискотека, то же самое радио предоставляют отчет, «что мы в этом месяце играли». Потом эти данные суммируются и могут быть предоставлены РСП для последующего распределения денег, собранных за частное копирование.

Гендиректор РСП Андрей Кричевский не видит ничего страшного в том, что цены на оборудование из-за авторского сбора немного повысятся (Фото: пресс-служба РСП)

Гендиректор РСП Андрей Кричевский не видит ничего страшного в том, что цены на оборудование из-за авторского сбора немного повысятся (Фото: пресс-служба РСП)

ВЗГЛЯД: Вы сказали, что 40% получат авторы, по 30% – исполнители и изготовители, а что получит непосредственно РСП? Сбор авторских отчислений – это тоже работа, а всякая работа требует оплаты.

А. К.: Дело в том, что РСП – это в первую очередь общероссийская общественная организация, и она не преследует цели извлечения прибыли. Поэтому говорить о том, что конкретно получит РСП, – не совсем правильно. Вопрос в том, что надо покрывать расходы на осуществление деятельности по сбору, распределению и выплате вознаграждения правообладателям. Такое положение содержится в Гражданском кодексе, который позволяет организациям по коллективному управлению удерживать часть средств на покрытие этих расходов.

ВЗГЛЯД: Какую именно часть?

А. К.: Советом РСП установлено, что не может удерживаться более 15% от собранных средств.

ВЗГЛЯД: То есть по факту у нас получится, что авторам пойдет не 40%, а 35%, соответственно, исполнителям и изготовителям – не 30%, а 25%?

А. К.: Если считать абсолютные цифры, то да. Но реально мы берем 100%, из них вычитаем 15%. А оставшиеся 85% делятся в пропорции 40–30–30.

ВЗГЛЯД: Какие гарантии может дать РСП, что каждая копейка пойдет туда, куда нужно, что не будет злоупотреблений?

А. К.: РСП как аккредитованная государством организация с сегодняшнего дня получает не только права, но и обязанности. В первую очередь обязанность ежегодно предоставлять детализированный отчет Росохранкультуре, которая является федеральным органом власти, уполномоченным в сфере авторских и смежных прав.

Данный сбор – это тоже одна из издержек импортера или изготовителя оборудования. Да, скорее всего, они переложат ее на потребителя, но как и любую другую свою издержку

В этом отчете указывается, сколько денег собрано, с кого собрано,  кому выплачено, сколько не распределено, указываются соответствующие причины, почему деньги не выплачены, указывается, сколько ушло за рубеж, сколько выплачено российским правообладателям и так далее, и так далее.

Помимо этого, Росохранкультура наделена правом проводить еще более глубокую проверку обществ по коллективному управлению, имеющих государственную аккредитацию. И скрыть что-либо при таком контроле достаточно сложно.  Более того, отчеты аккредитованных организаций ежегодно публикуются в общефедеральных СМИ. Сами правообладатели, которые являются учредителями и членами РСП, а самое главное, входят в совет – руководящий орган этой организации, – они осуществляют контроль за деятельностью РСП. Они-то и следят, куда уходит каждая копейка. Также существуют ревизионная комиссия РСП.

ВЗГЛЯД: Любой налог в нашей стране устанавливается федеральным законом. По сути, новый авторский сбор – это тоже налог. Тогда почему он был введен постановлением правительства?

 А. К.: Считать, что это налог, – неправильно, потому что данный сбор не соответствует определению налога. То есть это совершенно другое, гражданское, а не административное  правоотношение. Это правоотношения между аккредитованной организацией, которая является представителем правообладателей, и импортерами и изготовителями оборудования.

Если ты ввозишь определенное оборудование, на котором можно осуществить запись в личных целях, тогда ты платишь этот сбор, если нет – не платишь. Соответственно, этот сбор явно не носит налогового характера. Это именно компенсационный сбор, который предусмотрен Гражданским кодексом, где определено, что порядок осуществления данного сбора и его ставка устанавливаются постановлением правительства РФ.

ВЗГЛЯД: А как вы можете оценить объем этого рынка?

А. К.: Потенциально размер сборов может составлять порядка 100 млн долларов в год. Но реально, при том механизме сбора, который заложен в постановлении правительства, собрать все 100% будет крайне сложно.

ВЗГЛЯД: Андрей Борисович, последний вопрос.  Многие опасаются, что итоговая стоимость носителя увеличиться. То есть, по сути, все будет переложено на плечи покупателей. Справедливо ли это?

А. К.: Смотрите. Вот, к примеру, выросли цены на бензин, соответственно, повышается стоимость транспортировки товаров, тех же мобильных телефонов. Естественно, что это перекладывается на плечи потребителей, и ни у кого данный факт не вызывает удивления. Это коммерческая деятельность импортеров или изготовителей оборудования.

Данный сбор – это тоже одна из издержек импортера или изготовителя оборудования. Да, скорее всего, они переложат ее на потребителя, как и любые другие свою издержки.

И еще важный момент. Телефон, допустим, стоит 7 тыс. рублей. 1% от этой суммы – 70 рублей. То есть удорожание этого товара в потенциале составляет 70 рублей. Я думаю, что это абсолютно несущественная цифра.