Глеб Простаков Глеб Простаков Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

5 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

24 комментария
25 августа 2009, 19:02 • Экономика

«Мы заинтересованы в технологиях»

Росатом купил в ФРГ чернобыльского ликвидатора

«Мы заинтересованы в технологиях»
@ wikipedia.com

Tекст: Константин Куц,
Франкфурт-на-Майне

Немецкая компания Nukem Technologies, специализирующаяся на утилизации радиоактивных отходов, приобретена «Атомстройэкспортом», дочерней компанией Росатома. Все формальности должны быть урегулированы до конца года. Участники сделки говорят о новых перспективах, которые обещает нынешняя кооперация. Наблюдатели отмечают новый всплеск интереса российских инвесторов к немецким фирмам.

Nukem Technologies – достаточно известная компания в мировой атомной энергетике. В ней работает около двухсот инженеров и физиков. В свое время фирма занималась производством тепловыделяющих элементов для реакторов. Ныне она специализируется на демонтаже АЭС. Ее сотрудники занимались и ликвидацией разрушенных реакторов в Чернобыле.

Наследник советского министерства, ответственного за катастрофу в Чернобыле, внедряется в немецкий атомный бизнес

В Росатоме газете ВЗГЛЯД рассказали, что Nukem – это ведущий европейский инженерный центр, специализирующийся на выводе объектов из эксплуатации и на утилизации отходов. Покупка компании выглядит вполне логичной, поскольку она – «лидер этого сегмента рынка».

«Мы заинтересованы прежде всего в технологиях компании», – заявили в Росатоме.

Финансовый директор Nukem Дирк Мартенс заверяет, что новая кооперация позволит сохранить рабочие места, а также может стать полезной в дальнейшем. Нынешнюю ситуацию в мировой атомной индустрии руководитель компании обозначил как «ренессанс».

У компании есть неплохие шансы поучаствовать в государственной немецкой программе по свертыванию атомной энергетики внутри страны. По этим планам, последняя атомная электростанция будет остановлена в Германии в 2021 году.

Правда, в Росатоме пока скептически оценивают перспективу закрытия всех немецких АЭС. Причина скептицизма в том, что в Германии доля атомной энергетики очень высока и заменить АЭС просто нечем. Действительно, в стране существует программа вывода АЭС из эксплуатации, однако она сейчас фактически не выполняется: очередную станцию собирались закрыть в 2006 году, но этого не произошло. Однако если Германия решит закрыть станции, то Nukem имеет неплохие шансы принять в этом участие, считают в российской компании.

Известно, что новая «дочка» Росатома сохранит свою штаб-квартиру в баварском Альценау. Другие подробности этой сделки не разглашаются. Как отмечает Deutsche Welle*, компания Nukem сотрудничает с Россией еще с советских времен: в 1970-е годы она начала поставлять в Европу обогащенный уран.

Между тем, эксперт из немецкого бюро Greenpeace Матиас Эдлер назвал участие России в делах Nukem «проблематичным». Он напомнил, что российские стандарты безопасности не так строги, как немецкие. Эдлер заявил также, что конкуренция при получении контрактов на демонтаж АЭС должна быть более жесткой.

Небезупречна и репутация Nukem. В 1988 году немецкое министерство энергетики из-за нарушений правил безопасности лишило лицензии фабрику в Ханау. Это было вызвано коррупционным скандалом вокруг Transnuklear, дочерней компании Nukem. «Она подкупала работников немецкой атомной индустрии, чтобы получить выгодные контракты по транспортировке ядерных отходов, – напоминает газета Tageszeitung, – С радиоактивным мусором обращались халатно». Позднее производство было перенесено в баварский город Альценау.

Неоднократно сотрудников этой компании подозревали в даче взяток ради выгодных контрактов за рубежом. В 2006 году украинское телевидение сняло на скрытую камеру то, как сотрудник Nukem пытается подкупить чернобыльского директора. Тогда сам взяточник был уволен, а его поведение было расценено, как «индивидуальная ошибка».

«Ханау – история 20-летней давности», – в ответ на эти упреки была вынуждена напомнить представитель Nukem Беата Шефлер. Эта сделка должна еще пройти проверку антимонопольного ведомства, однако в штаб-квартире Nukem об этом говорят как о деле, уже решенном.

Сейчас в Германии насчитывается уже 1500 компаний с российским капиталом. По некоторым оценкам, их число в ближайшее время будет расти. Российский Сбербанк заинтересован в покупке акций автогиганта Opel. АФК «Система» желает поучаствовать в делах Infineon, производителя компьютерных чипов. Возможность более тесного сотрудничества обсуждает руководство РЖД и Deutsche Bahn. Не так давно совладельцем крупной немецкой верфи Wadan стала Nordic Yards под руководством Виталия Юсуфова.

«Если речь идет о спасении обанкротившихся верфей или производителей чипов, то немецкий страх перед российскими инвесторами не только затихает. Напротив, даже говорят о преимуществах. – Комментирует германская газета Markische Oderzeitung, – Теперь немцам стоит поволноваться, когда наследник советского министерства, ответственного за катастрофу в Чернобыле, внедряется в немецкий атомный бизнес».

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента