Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

12 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

9 комментариев
12 февраля 2009, 20:13 • Экономика

«Апельсин» стал буквой «Г»

Третьяковке нарисовали "Г"

«Апельсин» стал буквой «Г»
@ vmoskvy.ru

Tекст: Павел Огородников

В четверг на всеобщее обозрение выставлен новый проект перепланировки и застройки рядом со зданием Третьяковской галереи на Крымском валу. На место прошлогоднего «Апельсина» пришла некая схема «Г», разобраться в которой неспециалисту невозможно. Эксперты считают, что проекта нет или его не хотят показывать до начала строительства, когда исправлять что-либо будет поздно. «Ломать такой комплекс сейчас несвоевременно», – утверждают в Российской академии архитектуры.

Скромные стенды у гардероба Третьяковской галереи на Крымском валу трудно назвать «выставкой» или даже «экспозицией». Но их задача очень важная – проект должен получить одобрение жителей района, что и станет основанием для сноса нынешнего выставочного комплекса. С этой целью рядом с гардеробом стоит стол и некое подобие избирательной урны, около которой дежурит медсестра.

Отсутствие макета, даже просто рисунков или электронного изображения уже рождает нехорошие мысли

Опасения авторов проекта понятны – приходят полюбопытствовать в основном люди пожилые, а то, что они видят, способно повысить давление не только им. Точнее сказать – не видят, так как проект представлен невнятным схематическим изображением из нескольких «кирпичиков».

Наверное, это сделано по аналогии с одним из прозвищ нынешнего здания ЦДХ, называемого то «кирпичом», то «чемоданом», то «сундуком». В прошлом году именно в противовес стилю «чемодана» девелоперы «Интеко» предложили футуристический проект «Апельсин», выполненный модным архитектором Норманном Фостером. Правда британец пока в России многого не добился – что ни предложит, то не строится, будь то «Апельсин» или башня «Россия».

Проблемы с «Апельсином» возникли из-за того, что общественности стало известно про планы компании «Интеко» застроить все вокруг жилыми домами, а сам «фрукт» поделить между Третьяковской галереей, бутиками, офисными и жилыми апартаментами. Глава девелоперской компании Елена Батурина тогда поспешила заявить, что пока не собиралась ничего строить.

Пауза длилась всего пару месяцев, и наконец столичные власти решились на «второй круг» и предложили общественности другое видение «новой Третьяковки». Выглядит это так: несколько зданий в форме буквы «Г» разместятся прямо у обочины Садового кольца, галерея расположится в здании параллельно дороге почти под Крымским мостом (сейчас там находится бензоколонка). Перпендикулярно будет стоять корпус ЦДХ в семь этажей.

За этой буквой «Г», где сейчас стоит «чемодан», будет выстроен «коммерческий общественный комплекс с собственной пристанью». Обещают, что торговли в здании не будет, но будет гостиница, жилые апартаменты и конференц-залы.

Однако один из лоббистов проекта, председатель Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин, сообщил, что площадь выставочных залов нового здания почти в два раза превысит нынешние и составит 35 тысяч квадратных метров, и 25% площадей будет «отдано под торговые и иные нужды».

В «экспозиции» проекта, который выставлен на всеобщее обозрение в ЦДХ, разобраться сложно даже специалисту – конфигурация кубиков разного цвета может быть чем угодно. Тем не менее, до середины февраля жители района Якиманка должны оценить этот ребус и высказать свое мнение.

«Отсутствие макета, даже просто рисунков или электронного изображения уже рождает какие-то «нехорошие мысли», – заявил ВЗГЛЯДу руководитель столичного проектного бюро Виктор Хмельницкий. – Учитывая то обстоятельство, что московские власти постоянно говорят о значимости этого проекта, не найти денег на хороший макет – это смешно. Значит, либо проекта нет, либо его не хотят показывать до начала строительства, когда исправлять что-либо будет поздно. К тому же, потом будет основание говорить, что «народ видел и не был против».

«Больше всего смущает неконкретность самих формулировок чиновников от архитектуры, – сказал газете ВЗГЛЯД владелец дизайн-компании «Проспект-Град» Арсений Пастухов. – «Торговые и иные нужды» будут толковать так, как удобно чиновникам и девелоперам. За ними потянутся квартиры, бутики и все остальное. Так было в прошлом году с «Апельсином». Не исключено, что и в новом проекте много тайного. Такое лакомое место без внимания коммерсантов не останется».

Напомним, что еще в конце прошлого года по поручению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова глава московского стройкомплекса Владимир Ресин создал рабочую группу, которая должна курировать строительство нового здания Третьяковской галереи. В мэрии даже заговорили о «конкурсе» и «тендере». «Сейчас выясняется, что конкурса нет, а есть только один проект, который предлагается принять. Понять, что будет построено, невозможно даже мне, – говорит архитектор Марк Поляков. – Создается впечатление, что кто-то хочет под «шум кризиса», не привлекая внимания, протащить то, что удобно, без всякой конкуренции».

Вызывает проект много вопросов и у самих музейщиков. «Предварительные наброски нас не очень устраивают, потому что ситуация, ради которой мы согласились все обсуждать – отдельно стоящий суперновый музей галереи, – как-то из этого не складывается», – говорит замдиректора Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Для того чтобы препятствовать такому развитию ситуации, в прошлом году был создан Общественный совет по культурным ценностям. Первым делом совет выработал меморандум в адрес столичных властей. В нем московских чиновников призывали вступить в диалог с общественностью, прежде чем на территории ЦДХ начнется строительство. Формально чиновники сейчас так и делают – повесили карту-схему, собирают подписи, то есть «работают» с населением. Но результаты такой работы могут оказаться самые неожиданные.

К тому же далеко не все считают слом нынешнего здания Третьяковки необходимым. «Ломать такой комплекс сейчас несвоевременно, – говорит президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев. – Нет такой проблемы ни в градостроительном, ни в архитектурном плане. Нет внятного проекта. Нет застройщика».

Аналогичной точки зрения придерживается и профессор МАРХИ, архитектор Евгений Асс и абсолютное большинство его коллег. Помимо эстетических критериев строения существуют и имиджевые риски искусствоведов. По их мнению, ведущие мировые музеи вряд ли захотят привозить свои шедевры в место, где одновременно размещаются офисные центры, бутики и частные апартаменты.

..............