Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

0 комментариев
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

5 комментариев
2 сентября 2008, 20:45 • Экономика

ВТО: требуется лет семь отсрочки

Привал на пути в ВТО – лет на семь

ВТО: требуется лет семь отсрочки
@ switzerland-geneva.com

Tекст: Ольга Лопатникова

«Зачем России ВТО?» - на этот вопрос пытались ответить участники круглого стола в «РИА Новости» во вторник. Собрались участники переговоров по вступлению в организацию, депутаты Госдумы, бизнесмены и ученые. Решили, что все-таки от ВТО может быть в будущем и некоторая польза. Но пока стране полезно взять паузу в движении в организацию. Во время этой передышки российская экономика еще разовьется, а потом можно опять начать переговоры.

За круглым столом дискутировали директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский, председатель комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, председатель подкомитета госрегулирования рынка подакцизных товаров того же комитета Виктор Звагельский, а также вице-президент ТПП РФ Георгий Петров и директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер.

ВТО упадет к нам как яблоко, а мы еще посмотрим, что нам в ней не нравится, и какие условия нас устроят

Эксперты пришли к выводу, что на сегодняшний момент ничего страшного не произойдет, если Россия какое-то время будет оставаться за пределами ВТО. Хотя впредь надо, конечно, вступать, так как это, все же, остается обязательным условием интеграции страны в мировое пространство. Главное – выторговать себе выгодные условия.

В общем, такая торговля велась с 1994 года. Видимо, не очень эффективно, раз теперь все или почти достигнутые ранее соглашения расцениваются как неполезные для России.

Пауза со вступлением прямо совпала с военной операцией на Кавказе. Но Алексей Портанский считает, что политизация этого процесса недопустима, поскольку иначе 153 страны-участницы не могли бы ужиться вместе в одной организации.

Однако сейчас даже такой рутинный вопрос, как ограничение ввоза куриного мяса из США в Россию превращается в объект политических споров.

Все участники круглого стола с воодушевлением цитировали выступления премьера Владимира Путина и первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что курс на вступление в ВТО сохраняется. Они поясняли, что речь сейчас идет об анализе базовых соглашений, которые будут работать после вступления в ВТО. Их менять не будут. «Но есть ряд побочных соглашений, которые Россия уже начала выполнять до принятия в организацию, и именно их правительство собирается пересмотреть», - напомнил Портанский.

«Кстати, партнеры по переговорам знали, что этот вопрос назрел», - говорил он.

Эксперт считает, что вступление в ВТО необходимо, и развеял несколько мифов относительно будущего России после этого.

К примеру, отмена ввоза курятины, уверен эксперт, вызовет рост цен на отечественный продукт.

Что касается снижения ввозных пошлин на другие виды товаров, то в первый год этого не произойдет, а в последующие 7 лет они будут уменьшаться неравномерно.

В первую очередь снижение пошлин ожидает комплектующие и саму высокотехнологичную продукцию, которую в России не производят.

Портанский заявил, что ВТО, против сложившегося мнения, не мешает развитию отечественного сельского хозяйства.

«Сейчас Россия оказывает помощь в развитии этой отрасли в объеме 3,5 млрд. долл. в год, а условия по вступлению в ВТО оговаривают, чтобы она не превышала 9 млрд. долл. Наш бюджет еще не в состоянии выделять аграриям такую сумму», - говорит он.

С 2006 года прекратились двусторонние переговоры. Однако российские власти уверяли, что достигли сбалансированных условий.

С тех пор в стране начался поворот в сторону диверсифицированной экономики. Занять свое место на рынке товаров с добавленной стоимостью можно только с помощью Всемирной торговой организации.

Вице-президент ТПП РФ Георгий Петров уверен, что у страны нет альтернативы вступлению в ВТО, если национальная экономика интегрируется в мировую. В противном случае остается путь Северной Кореи, который никто не рассматривает как возможный.

Пока же Россия занимает 13 место в мире по объему экспорта, но является практически единственной страной такого масштаба, которая еще не вступила во Всемирную торговую организацию.

События на Кавказе привели к тому, что теперь переговоры по вступлению РФ превратились в рычаг давления на страну. «Тут надо разобраться, - сказал Георгий Петров, - в чем дело. Если США возмущается из-за курятины, то разговаривать надо в Брюсселе, если из-за Грузии – в Совбезе ООН».

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер вообще уверен, что от пребывания в ВТО Россия ничего не потеряет. Однако ничего страшного не случится, если она туда и не вступит.

«ВТО регулирует нормы экспорта высокотехнологичной продукции. Мы же продаем то, что не имеет к этому отношения – сырье», - сказал он.

Ивантер добавил, что Россия сама политизировала этот вопрос.

«У России сложился комплекс, что если мы не станем членами Всемирной торговой организации, значит, мы чем-то хуже остальных. Но Россия не должна никому ничего доказывать», - считает ученый.

Он высказал мнение, что если Америка не заинтересована видеть Россию в ВТО, то Европа рано или поздно сама попросит об этом.

«Торговые партнеры России заинтересованы, чтобы она была членом Всемирной торговой организации. Например, Япония, инвестиции которой в российскую экономику растут на 30% в год и объем экспорта – на 60%. Так что нужно просто сохранять спокойствие», - уверен он.

Пока же России даже нечего продать на этом рынке. «Даже с военной техникой у страны были проблемы, потому что ее продавали за рубеж, не перевооружая свою армию, и перекладывая риски на своих покупателей», - напоминает Ивантер. В то же время потенциальные инвесторы в российский автопром, например, буквально стоят в очереди.

Эксперт считает, что стоит подождать 5-7 лет, пока в стране не сформируются отрасли, готовые предложить конкурентоспособную продукцию на мировой рынок, а потом уже вступать в организацию.

Виктор Звагельский четко определяет роль членства в международной организации.

Для стран с неразвитой экономикой ВТО – это шанс повысить свое благосостояние. Для сильных государств это выход на международные рынки, гарантированные инвестиции и возможность расширить свое экономическое пространство.

Россия пребывает где-то посередине: часть ее экономики развивается, но большинство производителей не знают, выдержат ли мировую конкуренцию.

Председатель Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров подтвердил, что страна сохраняет курс на ВТО, однако нужно «переформатировать соглашения с торговыми партнерами».

«В России меняется стратегия экономического развития. К 2020 году экспорт знаний у нас будет больше экспорта нефтепродуктов. А пока нам нужно взять паузу и переосмыслить условия вступления в ВТО», - говорил депутат.

Он рассказал, что в этот период вполне можно обойтись двусторонними торговыми соглашениями между заинтересованными странами.

«А вот когда этих соглашений будет достаточное количество, ВТО упадет к нам как яблоко, а мы еще посмотрим, что нам в ней не нравится, и какие условия нас устроят», - добавил он.

Пока же партнеры по переговорам просят Россию не менять сырьевого курса экономики, что уже совершенно немыслимо.

«Нам много чего надо от ВТО в сфере инновационной экономики, например, организовать обмен нематериальными активами. Сейчас наши разработки вывозят неофициальным путем из страны, и затем они возвращаются к нам в виде оборудования. Причем по очень дорогим ставкам. Так что мы должны определиться, чего мы сами хотим от ВТО, а до тех пор ни к чему ограничивать рост своей экономики в угоду потенциальным партнерам», - резюмировал Федоров.

Отказ от принятия России в ВТО он считает на данном этапе благом.

«В какой-то мере мы даже рады, что можем сослаться на позицию другой стороны, взять паузу, пересмотреть достигнутые соглашения, а пока декларировать курс на вступление в ВТО», - говорит депутат.