Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

15 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
10 октября 2008, 09:44 • Экономика

Зарплата вместо занятости

Рынок труда: группы риска

Зарплата вместо занятости
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Галина Камнева

Развитые экономики Запада все острее ощущают последствия мирового финансового кризиса. В России все немного иначе – «отечественный рынок труда специфически устроен, он реагирует не через занятость, а через зарплату. Следовательно, в первую очередь стоит ожидать уменьшения зарплат». По крайней мере так сказал один из участников круглого стола «Первые последствия финансового кризиса для кадрового рынка России: заморозка после перегрева?».

На встречу были приглашены ведущие экономисты, предприниматели и представители бизнес-сообщества и власти.

Богатые пострадают больше всех. Менеджеры свое получат и уже получают

Первым слово взял исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов. Он сообщил, что в первую очередь от кризиса пострадают банки и различные компании, после – девелоперы и строители, автопроизводители и металлурги. Из всех городов России самый сильный удар будет нанесен по Москве и другим крупным экономическим центрам.

По его словам, рынок может прийти к тому, что работодатели станут диктовать свои условия, потому что будет уменьшаться количество вакансий и расти число заявок на работу.

«Главное, на рынке труда в ближайшее время произойдет встряска, которая позволит освободиться от малоэффективных кадров и найти новые таланты», – сказал Прокопов.

Депутат Государственной думы, член Комитета ГД по труду и социальной политике, а также председатель центрального совета Горно-металлургического профсоюза России Михаил Тарасенко рассказал о том, что настроения в металлургической отрасли сейчас действительно тревожные, но это, «скорее, тенденция, а не явление».

«Предприятия по-прежнему работают, хотя мы можем наблюдать сложную ситуацию с кредитами и оборотными средствами», – добавил он.

По словам Тарасенко, металлурги сокращают производство не из-за падения цен на продукцию, а именно из-за снижения спроса. «Они готовы работать даже в убыток, но нет спроса». Однако даже в таком нелегком положении производители не стремятся увольнять персонал, поскольку понимают, что «растерять кадры легко, а восстановить их намного сложнее».

Его слова подхватил руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, который сказал, что в ближайшее время точно не будет массовой безработицы.

«Скорее всего, ситуация выльется в снижение зарплат. Это приведет к тому, что у населения будет меньше денег на походы в магазины, следовательно, произойдет жесткий кризис ритейла», – пояснил он.

Продуманные действия властей могут существенно облегчить удар по экономике. По его мнению, правительство несколько лет назад совершило жестокие ошибки, которые теперь могут выйти стране боком. Один из таких промахов – передача центров занятости в ведение регионов, которые оказались к этому не готовы. «Регионы ждут отмашки из Москвы, в то время как должны вести активную политику и заранее, не дожидаясь кризисной ситуации на рынке, предлагать рабочие места». Сейчас особое внимание необходимо уделять составлению банка данных по вакансиям, поскольку на данный момент получается, что «нет единого пространства по вакансиям, следовательно, нет единого рынка труда».

«Мы столкнулись с первым серьезным кризисом рыночной экономики. Они, скорее всего, будут происходить регулярно. И если мы хотим строить именно рыночную экономику, то нам надо подстраивать институты под это», – сказал Гонтмахер.

«Пока речь идет лишь о тенденциях. У нас все еще впереди, кризис только на подходе, и до сих пор неизвестно, где его дно. Тем не менее, одно можно сказать точно: отечественный рынок труда специфически устроен, он реагирует не через занятость, а через зарплату. Следовательно, в первую очередь стоит ожидать уменьшения зарплат», – добавил директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон.

На западе, когда работодатели сталкиваются с уменьшением спроса, они увольняют сотрудников, стремясь минимизировать издержки. В России же наоборот, воздействуют на заработок. Здесь у 70% работников зарплата состоит из двух частей: постоянной (примерно 40% от зарплаты) и переменной (премии, поощрения и т. д.). Переменная часть не закреплена законом. Снизить ее «ничего не стоит».

«Эта модель размазывает издержки кризиса на каждого из нас», – добавил Гимпельсон.

Когда зашла речь о том, какой сегмент рынка от кризиса пострадает больше всего, Сергей Воробьев, председатель совета директоров Ward Howell, сказал, что кризис «поступит справедливо».

«Богатые пострадают больше всех. Менеджеры свое получат и уже получают. Что касается массовой рабочей силы… Неэффективная экономика и производительность труда послужат тому, что быстро доходы у населения точно не отнимут».

Владимир Гимпельсон, в свою очередь, добавил, что увеличение МРОТ с января приведет к повышению издержек на труд и, соответственно, к снижению спроса на него. Это сильно отразится на сельском хозяйстве и малом бизнесе.

..............