Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
3 июля 2007, 20:27 • Экономика

Туркмения пустит газ в обход России

Туркмения готовит газовый скандал с Россией

Туркмения пустит газ в обход России
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Георгий Воронков

Президенты Афганистана и Туркмении встретятся на текущей неделе для обсуждения проекта строительства Трансафганского газопровода. По этому газопроводу туркменский газ может доставляться в Пакистан и Индию без участия Газпрома, который сейчас скупает почти весь газ из Туркмении. Аналитики считают, что Ашхабад вспомнил о Трансафганской трубе, чтобы заставить Газпром покупать сырье в Туркмении по более высоким ценам. В Афганистане идет вялотекущая война. Потому возведение трубопровода там практически невозможно.

Президент Афганистана Хамид Карзай встретится на этой неделе с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедовым, чтобы обсудить проект Трансафганского трубопровода.

Ранее туркменские политики отменили визит российской делегации во главе с вице-премьером Сергеем Нарышкиным

Углеводородное сырье по этому газопроводу может доставляться в Пакистан и Индию, минуя Газпром. Согласно технико-экономическому обоснованию, Трансафганский газопровод протянется от туркменского города Довлетабад до пакистанского Мултана через афганский город Кандагар и далее в Индию.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее туркменские политики отменили визит российской делегации во главе с вице-премьером Сергеем Нарышкиным. Встречу с руководством Туркмении господин Нарышкин должен был посвятить укреплению российско-туркменских связей. Об этом его просил президент Владимир Путин.

«Я хочу, чтобы вы посмотрели, что сделано за время после моей встречи с президентом в самой Туркмении, – говорил ранее президент России. – Нужно сделать так, чтобы от встречи к встрече на таком высоком уровне мы фиксировали движение вперед, выявляли проблемы, которые мешают двигаться, и устраняли их». В ответ вице-премьер пообещал сделать все возможное.

18 июня туркменская сторона отменили визит российской делегации. Возможно, причиной обострения в отношениях Москвы и Ашхабада стал проект Трансафганского газопровода.

«Сейчас у Туркмении фактически нет другого покупателя, кроме Газпрома, – комментирует политическую комбинацию директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. – В 2006 году корпорация закупила в этой стране 42 млрд кубометров газа, а Иран всего 5 млрд».

Российская газовая монополия, по словам аналитика, закупает углеводородное сырье у Туркмении с большой выгодой для себя. «Получается, что Газпром приобретает газ более чем на 100 долларов ниже его цены на европейском рынке, – говорит он. – Туркмения, конечно, на ближайшее время связана обязательством поставлять газ по фиксированной цене, но Казахстану похожее соглашение с Газпромом удалось обойти». Эксперт напоминает, что сейчас Казахстан продает газ российскому концерну по 150–160 долларов за 1 тыс. кубометров. «Туркменистан тоже так хочет», – резюмирует Михаил Корчемкин.

«Обсуждение проекта трубопровода с Афганистаном – вариант ценового давления на Газпром, – уверен эксперт. – В этой стране сейчас идет война. Поэтому, на мой взгляд, строительство газопровода там практически невозможно».

О низкой вероятности строительства такого газопровода говорит и эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Илья Соловьев. «Во-первых, запасы Туркмении уже расписаны на много лет вперед для поставок в Россию, Иран и Китай, – говорит он. – Причем даже шансы строительства газопровода в Китай не выглядят 100-процентными из-за малой проработанности проекта и ориентации туркменских поставок в первую очередь на Россию, с которой недавно было подписано соглашение о расширении газотранспортной системы «Средняя Азия – Центр» (САЦ) до 90 млрд кубических метров в год».

Второй причиной эксперт называет политическую нестабильность в Афганистане. «Тянуть нитку газопровода через его территорию очень рискованно для инвесторов», – отмечает эксперт. «В-третьих, со своим отношением к этому проекту пока не определился Пакистан, – резюмирует господин Соловьев. – Видимо, понимая его малую перспективность, пакистанское руководство пока предпочитает всерьез заниматься газопроводом Иран – Пакистан – Индия, переговоры вокруг которого идут весьма сложно».

По данным эксперта, проект Трансафганского газопровода предполагается реализовать за 2–3 года, его стоимость, по предварительным оценкам, составит 3–3,5 млрд долларов.

В Газпроме отказались комментировать переговоры президентов Афганистана и Туркмении. Оперативных комментариев МИД России и правительства России получить не удалось.

Аналитики отмечают, что идея Трансафганского газопровода существует более 10 лет, однако напряженность в Афганистане препятствует его осуществлению.

Туркмения, обладающая крупнейшими запасами газа в Центральной Азии, ограничена в его экспорте трубопроводной системой Газпрома и ищет способы диверсифицировать поставки, чтобы продавать газ по более высоким ценам.

Предполагается, что протяженность газопровода емкостью 30 млрд кубометров составит 1400 км. Пакистан и Индия рассматривают также вариант газопровода по территории Ирана.

США поддерживают Трансафганский проект и выступают против маршрута газопровода через Иран.