Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
21 декабря 2007, 15:33 • Экономика

Брэд Фицпатрик: «LiveJournal будет более динамичным»

Брэд Фицпатрик: LiveJournal будет динамичным

Брэд Фицпатрик: «LiveJournal будет более динамичным»
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Жогова

Основатель LiveJournal Брэд Фицпатрик, не так давно перешедший на работу в Google, приехал в Москву представлять разработчикам открытую платформу Google OpenSocial. Платформа интегрирует разные социальные сети и позволяет сторонним веб-разработчикам работать с любым социальным сервисом. Брэд рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД о тенденциях в социальных сетях, о работе LiveJournal с русскими владельцами и о русских программистах.

– Брэд, с чем связан ваш уход из Six Apart?

Если компания «СУП» не сделает чего-либо ужасного в течение 6 месяцев, то она обретет доверие пользователей

– Когда я продал LiveJournal компании Six Apart, я надеялся, что LiveJournal будет хорошо развиваться в силу лучших технических возможностей и вложения ресурсов. И действительно, так оно и было. Я работал 2,5 года по различным проектам, разрабатывал разные приложения, но со временем я исчерпал свои идеи, мне стало нечего делать. Все мои разработки хорошо работали, ничего не ломалось, у меня не было новых проектов.

Многие мои друзья перешли в Google, и я вслед за ними. Это великолепная компания для работы, потому что у меня творческие задачи, я нахожу интересные проблемы, над которыми надо работать, и мне нравятся люди, которые работают рядом.

– Будете ли вы в дальнейшем сотрудничать с LiveJournal, например, в качестве члена наблюдательного совета (LiveJournal Advisory Board)?
– Компания «СУП» уже пригласила меня быть членом наблюдательного совета. Но мне только предложили. Я еще не знаю, что это будет значить для меня. Если все, что от меня потребуется, – это высказывать свое мнение по различным вопросам, то я согласен. Но я еще не знаю, каким именно это сотрудничество будет для меня.

– Каким вы видите LiveJournal под российским руководством?
– Более динамичным. Компания «СУП» больше воодушевлена LiveJournal, чем предыдущий владелец, поэтому я вижу перспективы для развития. «СУП» более оптимистичный, готов больше вкладывать. Пользователи выражают осторожный оптимизм по поводу смены собственника. Так что время покажет. Я думаю, со временем сложности уменьшатся.

– То есть русских компаний не боятся?
– Юзеры боятся любых изменений. Если компания «СУП» не сделает чего-либо ужасного в течение 6 месяцев, то она обретет доверие пользователей. Обычно требуется от 3 до 6 месяцев, чтобы юзеры стали доверять конкретной компании.

– Как долго будет продолжаться нынешний бум социальных сетей?
– Я думаю, что интерес не пройдет. Конечно, сверхпопулярность уйдет, но интерес останется, как это было с другими приложениями, как это было с чатами, обменом сообщениями. Точно так же с социальными сетями – они будут расти и возмужают со временем.

– Есть ли разница между русскоязычной и англоязычной аудиторией в социальных сетях?
– Сейчас эта разница уже не столь заметна, более того, ее уже практически нет. На более ранних стадиях развития, действительно, люди, которые использовали Интернет в России, первые российские блоггеры, были представителями более старшего поколения. Они были более интеллигентными, среди них имелось много различных ученых и общественных деятелей. Сейчас, когда идет такой бум, преобладает молодежь и практически уже нет разницы между российской и американской аудиторией.

– В дальнейшем сайты будут ориентироваться больше на массовую аудиторию или будут выделяться нишевые сегменты?
– Думаю, что и то и другое. Наблюдается ориентация и на массовую аудиторию, и на развитие конкретных ниш и направлений. По мере интеграции различных социальных сетей будет больше возможностей для пользователей работать вместе, и эти ниши будут тоже взаимодействовать между собой.

– В чем основное назначение OpenSocial? Рассчитываете ли вы, что OpenSocial станет общепризнанным мировым стандартом?
– Основное преимущество OpenSocial в том, что это облегчает разработчикам приложений создавать свои приложения. Это не столь заметно для пользователей, сколько важно для разработчиков.

– Вы видите для себя конкурентов в этой сфере?
– В настоящий момент не существует конкурентов, которые предлагали бы аналогичное глобальное решение, в котором нуждаются разработчики приложений. OpenSocial признает, что социальные сети очень похожи и им нужна какая-то общая платформа. Раньше действительно каждый предлагал свою платформу, но сейчас, при нынешней потребности в интеграции, кроме OpenSocial, реального выбора нет.

– Русские сайты готовы воспринять OpenSocial по уровню функциональности?
– Почему нет? Я не вижу причин, по которым «Одноклассники» или «В контакте» не смогли бы поддерживать OpenSocial. Я знаю, что LiveJournal недавно объявил о том, что будет поддерживать OpenSocial.

– Вы говорили о проблеме замкнутости социальных сетей, того, что данные заперты внутри них. В то же время многие не хотят, чтобы их данные были доступны для широкого круга пользователей. Нет ли здесь противоречия тенденций?
– Это два разных вопроса. Во-первых, вы сами решаете, кому сообщить ваши приватные данные, кому послать фото или сообщение. Второй вопрос – интеграция социальных сетей в одну большую. Хорошим примером здесь служит интеграция, достигнутая у mail-серверов. Интеграция не означает, что каждый пользователь получает доступ к вашим данным.

Например, политика сайта Facebook* заключается в том, что вы сами устанавливаете различные группы пользователей, кто будет вашими ближайшими друзьями, прочие контакты вы сами контролируете. Интеграция социальных сетей все равно оставляет в силе ту политику защиты информации, которая существует на том или ином сайте.

– Каковы реальные перспективы монетизирования социальных сетей?
– Есть три способа делать деньги. Первый – создать компанию, вырастить ее и потом продать за большие деньги, но это совсем редкий случай. Обычно используются два традиционных – реклама и платежи за пользование сайтом.

В последнем возникает противоречие. Когда вы создаете сайт, вы не можете брать с пользователей деньги. Имеется слишком маленькое комьюнити, чтобы брать деньги. Только потом, когда сайт становится большим и количество пользователей достигает тысячи и ста тысяч, вы можете сказать: «Вот теперь я буду брать с вас, юзеров, деньги». Но тогда половина из них покинет сайт, говоря: «Зачем мне платить деньги за то, что раньше было бесплатным?»

Кроме того, большинство пользователей – это молодежь, школьники и студенты, у которых даже если и есть кредитные карты, то комиссионные за эти маленькие платежи будут сравнимы с суммами платежей или даже превышать их. Поэтому этот способ мало работает. Плата может существовать для бизнес-пользователей, для компаний, которые с помощью вашего сайта могут найти бизнес-партнеров.

Но основной и практически единственный способ – это плата за размещение рекламы на сайте.

– Насколько успешна контекстная реклама именно в социальных сетях?
– У меня нет какого-то своего мнения по этому поводу, я могу привести слова других людей, которые думали, что размещение рекламы будет очень успешно, но пока не достигли ожидаемых результатов.

– На ваш взгляд, объективен ли тот уровень цен, который сложился на социальные сети? Приобретение Microsoft части акций Facebook определило капитализацию сети в размере 15 млрд долларов.
– Здесь прямая связь с предыдущем вопросом, эта высокая оценка связана с оценкой возможностей контекстной рекламы для данных конкретных пользователей. Если эти пользователи будут враждебно относиться к рекламе, то оценка, конечно, окажется завышенной. Все будет зависеть от того, насколько эффективна окажется контекстная реклама.

– Вы не первый раз в Москве. Какое впечатление у вас о русских специалистах – программистах и разработчиках и о людях в целом?
– Мне всегда нравились российские программисты, я знал российских разработчиков по их работам (по Open Source, например), в «СУПе» работают несколько сильных специалистов, а также в местном Google. Мне нравится, как работают русские программисты, я доверяю им. Что касается русских людей, то, в общем-то, одна из причин, почему я приезжаю сюда не первый раз, – то, что мне здесь очень понравилось.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............