Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

8 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

18 комментариев
15 июня 2006, 19:31 • Экономика

Путин забрал иранскую нефть

Путин забрал иранскую нефть у Буша

Путин забрал иранскую нефть
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Эльдар Бадырханов

Пока решается вопрос о перспективах российско-иранского сотрудничества в ядерной сфере Владимир Путин и Махмуд Ахмадинежад договорились о создании СП в нефтегазовой отрасли. По словам Путина, российские компании готовы к сотрудничеству с Ираном. Аналитики считают экономическую целесообразность проекта спорной.

«Наши компании ведут переговоры об объединении усилий в нефтегазовой сфере, в том числе и в направлении создания совместного предприятия», – заявил Путин на встрече с Махмудом Ахмадинежадом. – Мы поддержим эти инициативы наших иранских партнеров». Президент Ирана готов к расширению экономического сотрудничества с Россией. «Что касается энергетики, если мы будем эффективно сотрудничать, мы можем получить гораздо большие результаты, например в газовой сфере», – отметил Махмуд Ахмадинежад. – Мы можем тесно сотрудничать как с точки зрения определения цены на газ, так и с точки зрения определения основных потоков транспортировки».

Контроль над ценами

Нефтяные запасы Ирана также весьма велики. В 2005 году в стране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти

Лидеры двух стран не раскрывают деталей переговоров по созданию нефтегазового СП. Но аналитики предполагают, что сотрудничество России и Ирана может быть перспективным в области транспортировки газа. «У Ирана проблема с газопроводами, Россия может помочь в этом вопросе, – сказал газете ВЗГЛЯД ведущий аналитик ИК «Баррель» Андрей Зорин. – У Ирана очень большие запасы газа, а у России – возможности его доставки».

Иран владеет 16% мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны. К 2010 году планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд. кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. Для увеличения поставок может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT: IGAT-1 мощностью 9,6 млрд. кубометров в год, построенный в 1970 для экспорта газа в Армению и Азербайджан, а также IGAT-2 мощностью 27 млрд. кубометров в год, строительство которого не было завершено из-за исламской революции 1979 в Иране.

Оба газопровода требуют реконструкции, при этом их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в Европу. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

Нефтяные запасы Ирана также весьма велики. В 2005 году в стране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти (около 10% от мировых запасов). В 2005 году Иран добывал 4,2 млн. баррелей в сутки, из них экспортировал около 2,7 млн. баррелей. В 2005 году Иран являлся четвертым крупнейшим экспортером нефти в мире.

Иранская конституция запрещает продажу иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведет государственная Иранская национальная нефтяная компания. Но с конца 1990-х годов в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы: французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, а также Китайская национальная нефтяная компания, которые по «компенсационным контрактам» получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль иранской госкомпании.

С помощью российских компаний Иран может развивать газопровод Иран – Армения, предполагает Андрей Зорин. «У России своего газа хватает, поэтому речь может идти о реэкспорте в Европу. Россию не очень охотно пускают на европейские рынки. Зато у страны есть возможность найти взаимодействие с Ираном в вопросах установления достаточно высоких цен на газ. Ведь сейчас конечный потребитель в Европе получает газ в пять раз дороже, чем продает Газпром», – считает эксперт.

Америка будет против

Экономическое сотрудничество России и Ирана может вызвать критику Москвы со стороны Белового дома (фото ИТАР-ТАСС)
Экономическое сотрудничество России и Ирана может вызвать критику Москвы со стороны Белового дома (фото ИТАР-ТАСС)

Экономическое сотрудничество России и Ирана может вызвать критику Москвы со стороны Белового дома. Администрация президента США Джорджа Буша не идет на компромисс с Мухмудом Ахмадинежадом. Америка настаивает на прекращении реализации ядерной программы Ирана. По неофициальной информации Белый дом рассматривает возможность перевода конфликта с режимом Ахмадинежада в военную плоскость.

Российские аналитики считают, что Владимир Путин не напрасно идет на обострение отношений с США.

Но работа в Иране для российских компаний будет связана с определенными рисками. «Надо отдать должное политике президента Путина. У России есть свои интересы, и их надо защищать. С этой точки зрения полезно играть на противоречиях Запада и Ирана», – говорит начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев.

«Иранские газовые месторождения находятся на стадии разработки, и в интересах России принять участие в иранских газовых проектах. Разговоры американцев о правах человека и ядерной программе лишь предлог для того, чтобы в случае войны завладеть нефтью и газом этой страны. Поэтому российская экспансия – необходимое дело. Конечно, США будут недовольны. Возможно, как и в случае с ядерной программой Ирана, в адрес России будут высказаны упреки», – полагает Андрей Зорин.

По мнению экспертов, реализовывать российскую внешнюю политику на Ближнем Востоке могут не только государственные компании, но и крупные частные концерны.

«Однако многие компании – в первую очередь Газпром, ЛУКОЙЛ, а возможно, и Роснефть – заинтересованы в таком сотрудничестве», – говорит Зорин. «Если будет принято политическое решение, то, конечно, компанией, которая начнет сотрудничество с Ираном, будет Газпром. Если нефтяная отрасль – то возможно Роснефть. В свое время Татнефть делала попытки проникновения в Иран, но их можно понять – у них бедная ресурсная база», – считает господин Разуваев.

Решение расширить взаимодействие с Ираном в нефтегазовой сфере продиктовано политическими соображениями, уверены аналитики.

«С точки зрения бизнеса иранский президент такой партнер, которого лучше не иметь, – высоки репутационные риски. Сейчас существует высокая вероятность начала войны против Ирана. В случае победы США новые власти отменят контракты, заключенные правительством Ахмадинежада», – беспокоится Александр Разуваев.