Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Зачем США возобновили поставки HIMARS

Обстрелы Белгорода не смогут оказать никакого влияния на темпы нашего наступления даже в соседней Харьковской области. И, разумеется, американцы, которые являются главным источником развединформации для ВСУ, не могут этого не понимать. Тогда зачем они санкционировали применение HIMARS?

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Война на Украине – эпицентр тектонического сдвига

Мир неумолимо возвращается к логике сфер влияния, где право голоса имеют только те, кто обладает реальной силой и готовностью ее применять. США, Россия и Китай сегодня именно так и делят планету, ведя сложный, многоплановый торг по всему периметру от Тайваня до Венесуэлы и от Ирана до Арктики.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Отсутствие тепла и электричества делает пропаганду Киева бессмысленной

Технологии и нарративы украинской пропаганды, которые успешно зарекомендовали себя ранее, сейчас не работают. Невозможно убедить человека, у которого в доме нет электричества, в том, что скоро будет победа.

24 комментария
15 июня 2006, 18:13 • Экономика

Коррупция отпугивает инвестиции

Иностранцы путают госпошлины со взятками

Коррупция отпугивает инвестиции
@ GettyImages

Tекст: Дмитрий Скворцов

86% крупных международных инвесторов опасаются коррупции и мошенничества в развивающихся странах. В России коррупция стала «повседневностью», говорят предприниматели. Сотрудники иностранных компаний, работающих на развивающихся рынках, часто не могут отличить госпошлину от взятки.

В период с февраля по апрель 2006 года компания Ernst & Young при содействии исследовательской организации Taylor Nelson Sofres провела девятое международное исследование «Риск мошенничества на развивающихся рынках». Эксперты пришли к выводу, что сотрудники иностранных компаний, работающих на развивающихся рынках, все еще не могут отличить госпошлину от взятки.

86% недоверия

В большинстве случаев граждане России не считают коррупцию мошенничеством. Для них она стала повседневностью

В рамках исследования по телефону были опрошены 586 руководителей крупных компаний в 19 странах, 8 из которых – страны с развивающейся рыночной экономикой.

«Руководители компаний озабочены вымоганием взяток и другими проявлениями коррупции на развивающихся рынках», – делает вывод руководитель международной практики Ernst & Young по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях Дэвид Сталб.

Несмотря на то что 75% случаев мошенничества происходит именно в индустриально развитых странах, более половины (60%) респондентов из этих государств считают, что для их компаний вероятность мошенничества выше в странах с развивающейся рыночной экономикой. Руководители компаний, постоянно работающих в развивающихся странах, выражают еще большую озабоченность по этому поводу. 86% из них ответили, что вероятность мошенничества на развивающихся рынках выше, чем в развитых странах.

«Однако многие продолжают легкомысленно относиться к этой опасности», – отметил Дэвид Сталб. Почти половина (48%) опрошенных указали взятки и коррупцию в качестве основного риска. Но, например, в тех странах, где распространено взимание госпошлины за содействие при заключении сделок, треть персонала иностранных компаний (32%) не проходит необходимую подготовку, позволяющую отличать оплату посреднических услуг от взятки, отмечают в Ernst & Young.

40% компаний вообще не разрабатывают стратегии противодействия мошенничеству. Но даже в тех случаях, когда организация принимает такой документ, четверть персонала (25%) не проходит необходимого обучения.

Компании опасаются расширять географию деятельности. Каждая пятая из опрошенных организаций решила не вкладывать деньги в развивающиеся рынки после оценки риска мошенничества. При этом в большинстве случаев от инвестиций отказались компании, имеющие собственную стратегию противодействия мошенничеству.

Наоборот, почти треть (28%) организаций, активно работающих в развивающихся регионах, не принимают никаких документов по предотвращению риска коррупции.

Ничего не изменилось

В начале 1990-х от мошенничеств компании МММ, Чара-банка и множества других «пирамид» пострадали миллионы человек (фото ИТАР-ТАСС)
В начале 1990-х от мошенничеств компании МММ, Чара-банка и множества других «пирамид» пострадали миллионы человек (фото ИТАР-ТАСС)

«Ситуация практически не изменилась с 2003 года», – констатируют эксперты Ernst & Young.

«Работу за рубежом следует строить в соответствии с надежными принципами деловой этики, подкрепив их соответствующими процессами контроля, сферу применения которых не следует ограничивать головным офисом компании, – рекомендует Дэвид Сталб. – Ведь мошенничество и коррупция очень сильно влияют на капитализацию компаний и состояние рынка в целом».

Однако проблема в том, что «между восприятием мошенничества и способом борьбы с ним за рубежом и в России существуют очень сильные различия», – сказал руководитель группы по расследованию мошенничества и содействию в спорных ситуациях в СНГ Ernst & Young Иван Рютов.

Между тем в корпоративной истории России существует много примеров масштабных финансовых афер. В начале 1990-х от мошенничеств компании МММ, Чара-банка и множества других пирамид пострадали миллионы человек.

При этом в большинстве случаев граждане России не считают коррупцию мошенничеством. Для них она стала повседневностью, отмечает член правления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Дина Крылова.

«Однако позиция граждан в этом вопросе последнее время активизировалась, – сообщила госпожа Крылова газете ВЗГЛЯД. – Достаточно вспомнить прокатившуюся по стране волну митингов обманутых соинвесторов долевого строительства жилья. Проблема в том, что это не простое мошенничество, а совершенное с участием крупных чиновников, которые ставили свои подписи под землеотвод и одобрение проекта, а теперь не хотят отвечать за свои поступки».

Результаты обзора Ernst & Young указывают на возможную недооценку риска мошенничества с финансовой отчетностью в развивающихся странах. Переход на международные стандарты отчетности с национальных правил бухгалтерского учета может негативно влиять на финансовые результаты некоторых компаний за предыдущие периоды и подталкивать предпринимателей к махинациям с документами.

По мнению главного экономиста банка HSBC Александра Морозова, «мошенничество в узком определении, без участия госструктур, достаточно мало распространено в России». «Есть отдельные сложности на отдельных рынках, которые отличаются высоким уровнем непрозрачности. Например, на строительном рынке. Но и бороться с этим нужно локально, повышением требований к прозрачности», – подчеркнул Морозов.

Главная беда, по мнению эксперта, – это коррупция. «Без участия чиновников ни одно крупное мошенничество в России совершить не возможно, – заявил Александр Морозов газете ВЗГЛЯД. – Для решения этой проблемы при активном участии высшего руководства страны потребуется порядка 10–15 лет».