Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
3 мая 2006, 08:29 • Экономика

Гарегин Тосунян: «У нас с ЦБ разные взгляды»

Гарегин Тосунян: У нас с ЦБ разные взгляды

Гарегин Тосунян: «У нас с ЦБ разные взгляды»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Геращенко

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян рассказал газете ВЗГЛЯД подробности долгосрочной программы развития российской банковской системы. Банкиры недовольны нормативом достаточности капитала и намерены вернуть в банковскую систему пенсионные накопления.

- Господин Тосунян, что нового содержит в себе программа «Национальная банковская система», принятая на прошлом съезде АРБ?

Чтобы решать проблемы ипотеки и долгосрочных вложений, нам нужно увеличивать масштабы банковского оборота

- Программа, которую подготовила АРБ при активном участии банковского сообщества, – это логическое продолжение Стратегии повышения конкурентоспособности национальной банковской системы, одобренной год назад 16-м съездом ассоциации. Мы предлагаем механизмы создания множества точек роста по всей территории страны. В отличие от имевшихся ранее документов новая программа очерчивает количественные и качественные параметры необходимого для экономики развития банковской системы на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Она дает видение того, как добиться поставленных целей. Так далеко в финансово-экономическое будущее никто, кроме нас, пока не заглядывал. Нов и сам термин «банкизация», который использовался при составлении этой программы. Раньше мы говорили о важных, но все-таки частных вопросах – что нужно снижать издержки банковского бизнеса, увеличивать обеспеченность ресурсами, упрощать процедуру открытия дополнительных офисов банков... Теперь идет речь о том, чтобы пронизать страну банковской сетью, чтобы система обеспечивала функцию каждого отдельного банка. Это, на мой взгляд, очень мощный стимул для развития банковского сегмента экономики.

- Программа рассчитана на десятилетия – до 2020 года. Но у российских банков ограничен набор долгосрочных финансовых инструментов.
- Да, это так. И мы считаем ненормальной ситуацию, когда из российской банковской системы изъято более 50% наиболее долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов. Это средства пенсионных и социальных фондов, страховых компаний, бюджетные деньги, наконец, средства, аккумулированные в Стабилизационном фонде. Мы лишены главных источников долгосрочного финансирования, на базе которых эффективно работают банковские системы во всех развитых странах. Пытаясь исправить ситуацию, мы выступаем с соответствующими инициативами, но нам всякий раз отвечают, что это невозможно, так как средства в банках могут банально… разворовать.

- В таких условиях банки опасаются давать длинные кредиты?
- Чтобы решать проблемы ипотеки и долгосрочных вложений, нам нужно увеличивать масштабы банковского оборота. Нужно пополнить ресурсную базу, дать кредитным организациям стимул и мотивацию, защитить кредиторов. Сейчас кредиторы не защищены ни залоговым законодательством, ни судебной практикой. Но когда мы поднимаем эти вопросы, в ответ опять говорят: вас послушать, вы все такие бедные-несчастные. На личностном уровне у нас есть вполне состоятельные люди, но сама банковская система остается пока достаточно незащищенной.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян (фото ИТАР-ТАСС)
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян (фото ИТАР-ТАСС)

- Насколько перспективно кредитование малого и среднего бизнеса?
- Я не вижу государственной программы по этому направлению. Хотя это одна из важнейших политических и экономических задач, которая позволит взрастить новую философию в обществе. Через кредитное дело есть шанс что-то изменить в экономике. Кредит – это ответственность. Это важная социальная составляющая.

- Какой выход предлагает государству банковское сообщество?
- Мы акцентируем внимание на том, что нужно создавать условия для формирования рыночного спроса на услуги банков. Мы нацелены на удовлетворение рынка, а абстрактные рекомендации по «Базелю 2» – это не приоритетная задача для российской банковской системы. У нас и Центробанка довольно часто разные взгляды на перспективы развития отрасли. Но это нормально. Аппарат управления, естественно, старается обеспечить себе удобство в управлении. У рынка другая задача – хорошие финансовые результаты. В этом и заключается определенный авантюризм рыночной экономики. Субъекты рынка могут ради прибыли пойти на то, на что государство пойти не может. Но когда у органов управления возникает чрезмерная увлеченность регулированием отрасли, особенно если она сопровождается коммерческим интересом, – это опасно.

- Как вы оцениваете работу властей по регулированию банковского сектора?

- Резкую негативную реакцию у представителей банковской отрасли вызывают нормативы достаточности капитала на уровне 8%. Любое многократное изменение норматива просто недопустимо. Это все равно как огромную дозу лекарства вкачать в больного и считать, что сделал благое дело. Норматив уставного капитала на уровне 5 млн. евро также вызывает вопросы. Мы добились компромисса. Но проблема есть. Нельзя на одну доску ставить банки, которые собираются работать на международном, федеральном, региональном и, допустим, поселковом уровне. У них разные задачи и разные риски. Нужно структурировать требования государства к участникам рынка. Но не с точки зрения того, что одни банки – «белая кость», а другие – мелочь. Нужна другая точка зрения, ведь у каждого банка своя ниша и свой уровень риска. Минимум капитала у банков, конечно, имеет право на существование. Но для России 1 млн. долларов, и даже 500 тыс. долларов, – это в некоторых случаях чересчур много. В США есть банки с капиталом в 100 тыс. долларов. Они существуют, их не трогают. А у нас сразу вводят европейский стандарт.

- В ЦБ говорят, что это необходимые меры по очистке системы.
- Все маскируется благими целями. То же самое, когда у нас увеличивают число автоинспекторов, ужесточают правила дорожного движения и повышают штрафы. Все из благих намерений, которыми, как известно, зачастую выстлана дорога в ад…