Ольга Андреева Ольга Андреева Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

3 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

10 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

4 комментария
19 января 2006, 23:49 • Экономика

Как купить погоду

Росгидрометцентр заплатит гражданам за свои ошибки

Как купить погоду
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Сергей Левкин

В скором времени россиянам могут предложить еще один инструмент для борьбы с последствиями плохой погоды. Российская торговая система (РТС) собирается ввести в обращение на срочном рынке новую ценную бумагу – фьючерс на погоду. Она позволит каждому россиянину поспорить с Росгидрометцентром. Тот, кто окажется прав, получит денежное вознаграждение.

Торги новой ценной бумагой могут начаться уже в этом году. В настоящий момент, РТС совместно с метеоагентством Госгидромета разрабатывает спецификации данных ценных бумаг, то есть правила работы с ними. Данная бумага может стать инструментом для хеджирования (страхования) рисков, связанных с погодой.

Инструмент ищет потребителя

Объявление о выпуске фьючерсов на погоду – не более чем PR-акция

Следует отметить, что погодные явления оказывают сильное влияние на деятельность целого ряда отраслей российской экономики, например, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетику, нефтегазовую и угольную отрасли.

Механизм работы с новыми ценными бумагами следующий. Их стоимость привязана к некоему параметру, характеризующему погодные условия, например к температуре. По сути, этот фьючерс представляет собой прогноз по этому показателю на определенную дату. И в час «Х», данная бумага закрывается по цене, зависящей от разницы этого показателя с реальным значением.

Поэтому тот же сельхозпроизводитель, опасаясь потерять урожай из-за сильных холодов, может «заложиться» на низкие температуры. По идее в случае теплой погоды – он соберет хороший урожай, в случае заморозков – заработает на фьючерсах.

«Понятно, что использовать эту бумагу для хеджирования рисков не просто, – отметил в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД управляющий активами ИК «Финам» Евгений Аврахов. – Поэтому фьючерсы на погоду в данном контексте могут заинтересовать лишь достаточно крупные компании».

«Да и с их стороны на данные ценные бумаги на первых порах вряд ли будет большой спрос, – продолжает он свою мысль. – Но впоследствии данный инструмент найдет своего потребителя. Например, те же нефтяные компании, которые в настоящий момент были вынуждены сократить добычу нефти из-за морозов», – отметил эксперт.

Грамотных ход

Россия еще не доросла до такой экзотики, как фьючерс на погоду (фото REUTERS)
Россия еще не доросла до такой экзотики, как фьючерс на погоду (фото REUTERS)

Насколько фьючерс на погоду будет конкурентоспособен с другими инструментами «укрощения» рисков, например с обычным страхованием, Аврахов сказать затруднился, отметив, что чем их больше, тем лучше.

По мнению аналитика инвестиционной компании «Проспект» Игоря Кокарева, Россия еще не доросла до такой экзотики, как фьючерс на погоду. «Срочный рынок в нашей стране развит еще недостаточно хорошо, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Мы еще не решили все сложности работы с «более простыми» ценными бумагами».

«Объявление о выпуске фьючерсов на погоду – не более чем PR-акция на фоне нынешних морозов, убежден эксперт. – Выпустить эту бумагу можно, но реального спроса на нее не будет. В том же сельском хозяйстве в настоящий момент нет крупных игроков. Ведь даже сельхозстрахование сейчас используется далеко не на полную мощность, что уж говорить о фьючерсах на погоду», – пояснил он свою мысль.

Евгений Аврахов также не исключает возможности того факта, что основная цель выпуска новой ценной бумаги – PR-акция. «Но даже в этом случае РТС сделало весьма грамотный тактический ход, напомнив о себе на фоне нынешних морозов», – подчеркивает аналитик.

Торги фьючерсами на погоду ведут свою историю из США. В 1999 году на Чикагской товарной бирже появились первые «температурные» ценные бумаги. В декабре 2001 года фьючерсы на погоду добрались и до Европы – торги этими бумагами начались на Лондонской международной финансовой бирже фьючерсов и опционов.