Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
21 декабря 2005, 17:44 • Экономика

Национальный проект опасен

Национальный проект под угрозой срыва

Национальный проект опасен
@ REUTERS

Tекст: Эльдар Бадырханов

Министерство природных ресурсов настаивает на переносе конечной точки маршрута ВСТО из бухты Перевозная. Его поддерживают экологи: по их мнению, Перевозная – чистое, нетронутое морское побережье с малоразвитой инфраструктурой. В идеале Greenpeace и другие организации вообще предлагают отказаться от проекта самого длинного нефтепровода в мире, пугая катастрофой Байкала и Приморья.

«Наши предложения по Перевозной (Министерство природных ресурсов (МПР) настаивает на переносе конечной точки нефтепровода из этой бухты в Тихом океане) остаются в силе, – сообщил в среду министр Юрий Трутнев. – Мы от этой позиции не отказываемся. Но не мы выбираем маршрут», – цитирует Трутнева «Интерфакс».

Перенацелить нефть

Проект ВСТО обещает стать самым длинным нефтепроводом в мире. Протяженность нефтепровода составит около 4200 км

Премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) 31 декабря 2004 года. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию «Транснефть».

Строительство нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей должно вестись поэтапно. На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет (Иркутская область) – Сковородино (Амурская область) (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная (Приморский край), куда нефть будет поставляться по железной дороге.

На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино – бухта Перевозная. В случае строительства ответвления на Китай туда будет поставляться 30 млн. тонн в год, по маршруту Сковородино – Перевозная – 50 млн. тонн.

Трасса проектируемого нефтепровода проходит по территориям Иркутской, Читинской и Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев.

Как отмечается на сайте Greenpeace, проект ВСТО обещает стать самым длинным нефтепроводом в мире. Протяженность нефтепровода составит около 4200 км. Первоначальная стоимость работ, по некоторым оценкам, составит от 11 до 16 млрд. долларов.

Российские нефтяные компании заинтересованы в диверсификации поставок нефти. В настоящее время основной поток российской нефти – высокосернистой нефти Urals – идет в Европу. Но на европейском рынке сейчас очень высокая конкуренция, именно поэтому Urals теряет в цене, Европа отдает предпочтение более качественной нефти Brent.

«Для того чтобы ликвидировать несправедливость, связанную с ценой нефти сорта Urals, мы сделаем так, чтобы Европа больше не получала слишком много российской нефти, – недавно пообещал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. – Новые нефтепроводы в сторону Китая перенацелят российскую, казахскую и азербайджанскую нефть с Европы на Китай», – уверен глава ЛУКОЙЛа.

В Азии без проблем перерабатывают Urals, и спрос на нее высок. От ВСТО в убытке останется Европа, там уменьшится предложение, и нефть подорожает.

Строительство недопустимо

Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев (фото ИТАР-ТАСС)
Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев (фото ИТАР-ТАСС)

Строительство ВСТО недопустимо, говорится в заявлении экспертов, опубликованном в среду. Экспертиза проекта организована Greenpeace России, Всемирным фондом дикой природы (World Wild Fond – WWF), Байкальским региональным объединением по Байкалу и «Байкальской экологической волной».

Экологи надеются, что их выводы «помогут государственной комиссии принять взвешенное решение по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) строительства первого пускового комплекса ВСТО, несмотря на постоянное давление и подтасовки со стороны компании «Транснефть».

Документы, доказывающие экологическую опасность и незаконность сооружения нефтепровода, переданы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Как отмечается в заявлении, расчеты самих разработчиков ТЭО показывают: при аварии объемы разливов нефти достигнут 4 тыс. тонн. Время, за которое нефть попадет в Байкал, будет колебаться в пределах от 20 минут до 49 часов.

Эксперт-эколог Вадим Постников предсказывает неминуемые аварии на этом нефтепроводе и, как следствие, загрязнения Байкала. «Я могу дать гарантию на 100% – аварии будут на нефтепроводе, который проложен в 800 метрах от Байкала», – заявил он на пресс-конференции в среду.

Для этого, по его словам, есть несколько причин. «Во-первых, нефтепровод будет прокладываться в условиях вечной мерзлоты, а в этом случае земля под ним будет протаивать, что станет причиной неустойчивости трубы, – пояснил эколог. – Кроме того, на нефтепроводе несомненно будут мелкие коррозионные повреждения, что к весеннему сезону приведет к утечкам нефти».

Также, отметил Постников, «ландшафт местности не позволяет в экстренных случаях обеспечить проезд аварийной техники, а это означает, что загрязнения уникального водоема гарантированы».

Находка разумнее

Если нефтепровод будет построен, экологи предостерегают, что Комитет Всемирного наследия переведет Байкал в список «Всемирное наследие в опасности», чему Россия активно сопротивлялась последние несколько лет.

«Более того, если российские власти так и не предпримут конкретных шагов по сохранению озера, Байкал вообще может быть исключен из списка Всемирного наследия», – считает координатор Байкальской программы Greenpeace России Роман Важенков.

«Подобных прецедентов в мире еще не было, – отмечается в заявлении. – Для России это будет национальным позором». И это еще не все. По мнению экологов, в случае если конечной точкой трубопровода станет бухта Перевозная, проект Транснефти не только поставит под угрозу само существование Байкала, но и имеет все шансы вызвать экологическую катастрофу в Приморском крае.

«Государственная компания «Транснефть» слабо представляет себе все сложности, связанные с сооружением нефтепровода, и сознательно идет на риск колоссального экологического и экономического ущерба», – считает директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц.

«По сути дела, компания, прикрываясь идеологией «общенационального проекта», действует вопреки государственным интересам России, подрывает ее экономический и природный потенциал, дискредитирует Россию на международной арене», – заявил Шварц.

По их мнению, лучшим вариантом стал бы город Находка, расположенный к востоку от Владивостока и являющийся крупнейшим морским портом в крае. Бухта Перевозная в настоящее время – это чистое, нетронутое морское побережье с мало развитой инфраструктурой подчеркнули еще раз экологи. Разумнее было бы использовать уже существующую инфраструктуру около Находки, где уже есть нефтяные терминалы.

..............