Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
4 октября 2005, 17:51 • Экономика

Ил-96: разбор полетов

Самолеты Путина пока летать не будут

Ил-96: разбор полетов

Tекст: Геннадий Нечаев

Минтранс отменил запрет на эксплуатацию самолетов Ил-96, введенный в конце августа, так как дефекты тормозной системы, которые стали причиной запрета, по мнению министерства, уже устранены. Однако разрешение получили не все авиакомпании, в парке которых есть Ил-96. В частности, пока не будут летать самолеты Владимира Путина – их ремонтируют по отдельной программе.

Авиакомпании, которые используют эти лайнеры, уже заявили, что понесли многомиллионные убытки и, возможно, будут судиться с производителем самолетов. Основные эксплуатанты Ил-96 – «Аэрофлот» и альянс AiRUnion оценили убытки от простоя воздушных судов в 20 млн. долларов.

Ряд отказов

Причиной запрета Ространснадзора стал ряд отказов в тормозной системе самолета, которые, впрочем, не привели к серьезным авариям

«В связи с разработкой и реализацией комплекса мер по обеспечению безопасности полетов и надежности комплектующих изделий самолетов Ил-96 их эксплуатация возобновлена», – говорится на сайте Министерства транспорта РФ. Соответствующий приказ 3 октября подписал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько. Напомним, что в конце августа по инициативе Управления делами президента, обеспокоенного безопасностью «борта номер 1», Ространснадзор приостановил эксплуатацию самолетов Ил-96-300.

Ил-96-300 – дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, изготавливаемый Воронежским авиационно-строительным объединением (ВАСО). Разработан в 1978 году, в постоянной эксплуатации – с 1993 года. Это единственный авиалайнер российского производства, способный покрывать расстояние в 11 тысяч километров без посадки.

Причиной запрета Ространснадзора стал ряд отказов в тормозной системе самолета, которые, впрочем, не привели к серьезным авариям. В компании «Ильюшин Финанс» пообещали устранить неполадки в короткий срок – от недели до полутора месяцев. В настоящее время, помимо государственной авиакомпании «Россия» (два лайнера, президентские «борт-1» и «борт-2»), самолеты этого типа эксплуатируют еще четыре авиакомпании. «Аэрофлот – российские авиалинии» владеет шестью кораблями, «Домодедовские авиалинии» – пятью самолетами, а KrasAir (Красноярские авиалинии) – двумя. Кроме того, одна такая машина передана в лизинг авиакомпании Cubana. Кроме того, ВАСО сейчас возводит еще шесть экземпляров этой модели. Производство каждой находится на разной стадии завершенности.

Наследственные болезни флагмана

Директор Воронежского авиазавода Вячеслав Саликов
Директор Воронежского авиазавода Вячеслав Саликов
Решению о возобновлении эксплуатации флагмана гражданского флота России предшествовал ряд кадровых и организационных решений, которые, по мнению специалистов, способны сильно повлиять на будущую структуру российского авиапрома. Дело здесь даже не в безопасности полетов и надежности ильюшинской машины.

Например, у самолетов Boing в этом плане бывали проблемы и посерьезнее. В частности, Еврокомиссия включила некоторые его модели (Б-737 старых выпусков, некоторые серии Б-757) в список потенциально опасных самолетов. Компания решила эту проблему очень просто – перепродала их в Африку и Латинскую Америку на региональные линии. Наши производители, к сожалению, такого себе позволить не могут, так как ниша аэробусов за границей уже прочно занята.

Первой жертвой «разбора полетов» стал директор Воронежского авиазавода Вячеслав Саликов. В вину начальнику производства поставили недоработки шасси самолета, в частности агрегата УГ-151-7, управляющего торможением колес шасси.

Однако, по мнению представителей органов технического надзора, этот дефект на безопасность полетов существенно не влияет. Получается на первый взгляд странная картина.

Дело в том, что Ил-96 является до некоторой степени наследником первого советского аэробуса Ил-86, соответственно, в их конструкции есть немало общих узлов и агрегатов. К таковым относится и злополучное устройство. Однако за время эксплуатации предшественника произошло всего одно летное происшествие с человеческими жертвами (Шереметьево, 2002 г.), но даже в этом случае причиной был не отказ техники, а человеческий фактор. В этом же – по мнению действующих пилотов, с которыми удалось переговорить журналисту газеты ВЗГЛЯД, – основная причина происшествия с президентским самолетом в Турку 2 сентября – экипаж президентского лайнера просто перестраховался. Тем не менее после этого инцидента производство агрегата было передано с Балашихинского машиностроительного завода в Московское машиностроительное моторостроительное предприятие «Салют».

Требование Фрадкова

Разработчиком лайнера является ОАО «АК им. С.В. Ильюшина» и, в частности, главный конструктор КБ Генрих Новожилов
Разработчиком лайнера является ОАО «АК им. С.В. Ильюшина» и, в частности, главный конструктор КБ Генрих Новожилов

Причина же смены кадрового состава банальна. Уволив своего руководителя, производители Ил-96 просто выполнили наказ главы правительства Михаила Фрадкова. 22 сентября на заседании Кабинета министров, посвященном скандалу с дальнемагистральными лайнерами, премьер дал короткое и жесткое распоряжение: «Меняйте людей!»

Впрочем, Саликов не слишком пострадал от этого решения: после отставки ему сразу была предложена новая должность – пост в руководстве компании «Ильюшин финанс», занимающейся продажей и лизингом самолетов.

До требования Фрадкова главным виновником ситуации считался руководитель одного из отделов Балашихинского литейно-механического завода, выпускающего дефектный агрегат тормозной системы шасси. После же заседания Кабинета министров стало ясно, что человек среднего статуса на роль «стрелочника» не годится. Собственно, иного выхода у производственников и не оставалось. Если бы запрет продержался еще некоторое время, авиакомпании готовы были вовсе отказаться от Ил-96. И это несмотря на дополнительные убытки, с которыми такой отказ связан. Как известно, нет ничего хуже неизвестности, а авиакомпании в случае продления запрета оказались бы именно в такой ситуации.

Поэтому как только виновный был найден и наказан, лайнеры Ил-96-300 немедленно поднялись в воздух. Уже во вторник «Аэрофлот», в распоряжении которого находится наибольшее количество самолетов данного типа, отправил два из них (впервые после вынужденного простоя) в дальние рейсы – в Шанхай и Дели.

Распоряжение главы правительства выполнено. А 11 «критических» и 17 «некритических» недостатков теперь будут устраняться в «рабочем порядке», то есть пока самолеты летают и приносят прибыль.

..............