Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

0 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

9 комментариев
Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

16 комментариев
31 октября 2005, 13:27 • Экономика

НДС идет вниз

Нелегальные иммигранты заставят снизить НДС

НДС идет вниз

Tекст: Дмитрий Скворцов

Михаил Фрадков нашел недостающие для снижения НДС 500 млрд. рублей. Обнаружилось, что цены на импортные товары занижены в таможенных декларациях в несколько раз. Однако экономисты уверены, что делать упор таможенной службе на фискальной функции нельзя. Это приведет к еще большим выпадениям из бюджета. Кроме того, для снижения НДС необходимо решить ряд социальных проблем.

Идея снизить налог на добавленную стоимость (НДС) впервые прозвучала в 2003 году. И с января 2004-го он был снижен на два пункта – с 20 до 18%. Тогда правительство заверяло общественность, что это повлечет за собой снижение цен на продуктовые товары. Однако ничего такого не произошло. Следует отметить, что постановление о предыдущем снижении НДС подписывало еще правительство Михаила Касьянова.

Торговля для всех

Если закрыть рынки, огромная армия безработных может дестабилизировать ситуацию

Новое правительство, видимо посчитав, что результат не был достигнут из-за незначительности снижения НДС, предложило вторично снизить НДС – теперь уже на 5%. Озвучил это в конце прошлого года заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. И уже тогда вопрос об уровне НДС вызвал серьезные разногласия между премьером и главами Минэкономразвития и Минфина. В итоге премьеру пришлось отступить. Он пообещал до 2008 года вопрос о снижении НДС не ставить. Однако в конце сентября этого года в аппарате правительства снова заговорили о необходимости снижения НДС.

Главным козырем в руках министров экономического блока, который бьет все аргументы Михаила Фрадкова, до последнего времени было указание, что снижение НДС не принесет, как и в прошлый раз, ожидаемого выхода из тени малых и средних предприятий, а бюджет неминуемо сократится на 500 млрд. рублей. Таким образом, под вопрос могут быть поставлены уже запланированные программы.

Свои расчеты Минфин делал исходя из того, что НДС собирается на 95-96%. Исследования Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования показали, что эти данные относятся лишь к задекларированным доходам, а реальный уровень сборов всего лишь 50%.

Кроме того, на заседании Федеральной таможенной службы (ФТС) выяснилось, что дополнительные налоговые источники лежат буквально на поверхности. Главная проблема таможни была не раз названа министром экономического развития и торговли Германом Грефом, но о величине этой проблемы он заговорил впервые. Оказывается, предприятия, занимающиеся импортом в Россию, значительно занижают стоимость своего товара. И случай с мобильными телефонами – не единичный.

В этой связи главным становится вопрос, насколько и за какие сроки можно улучшить администрирование на таможне, чтобы узнавать о нарушениях не задним числом (как это любят делать наши налоговые службы), но постоянно отслеживать ситуацию и не позволять нарушителям ввозить на территорию страны товары по заниженным ценам.

По мнению главного экономиста банка HSBC Александра Морозова, выбить из таможни все 500 млрд. рублей, которые, по расчетам Минфина, выпадут из бюджета при снижении НДС до 13%, можно, но это приведет к ухудшению условий внешней торговли для всех участников рынка – и добросовестных, и недобросовестных. Ведь в таком случае качество работы ФТС будет поставлено в зависимость от собираемости этой суммы, а не от пресечения ввоза нелегальной продукции.

Социальный лифт

Герман Греф
Герман Греф
В итоге проблема снижения НДС, как уже говорилось, полностью связана с повышением уровня собираемости налога – выходом предприятий из тени, – то есть с улучшением администрирования. Прежде всего это касается розничной торговли и строительства. Именно там наибольшее количество теневого оборота, уверен ведущий специалист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.

И борьба с этой «тенью» уже идет, заверил он корреспондента газеты ВЗГЛЯД. В Москве этому уделяется особое значение. В частности, постепенно будут закрыты все рынки. Их заменят супермаркеты и магазины шаговой доступности. Хотя номинально все коммерческие структуры, торгующие на рынках, подконтрольны налоговым органам, фактически из-за неисчислимости этих ЧП, ООО, ПБОЮЛов налоговые инспекторы досконально не могут их проверить. Супермаркеты и магазины шаговой доступности гораздо легче контролировать, однако для того чтобы их становилось больше, НДС нужно снижать, уверен Дмитрий Белоусов.

К тому же идея Фрадкова о снижении НДС просто замечательна в качестве стимулятора для решения множества социальных проблем, настаивает эксперт. Ведь, как и удвоение ВВП, идея снизить НДС на 5% – не самоцель. Это некие формальные критерии, зацепившись за которые, можно заставить страну создать новую экономику. Снижение НДС влечет за собой необходимость решить сразу две проблемы: улучшения контроля над уплатой налогов и социализации нелегальных иммигрантов.

Именно они торгуют на рынках, и именно они работают на стройках. Если закрыть рынки, огромная армия безработных может дестабилизировать ситуацию. Пока они не признаны обществом, для них всего два пути: либо рынок, либо преступный мир, уверен Дмитрий Белоусов. Но избавляться от нелегалов нужно не путем их выдворения, так как рабочие руки нужны нашему обществу. Поэтому необходимо решать проблему социального лифта.

НДС-счета

В качестве крайней меры можно прибегнуть к НДС-счетам
В качестве крайней меры можно прибегнуть к НДС-счетам

Что же касается реальности, то снизить НДС вполне по силам нашей экономике, уверен эксперт. Для этого есть очень хорошая конъюнктура, которая даже если и будет ухудшаться, то не упадет ниже 50 долларов за баррель в течение двух лет, за которые как раз и можно решить все проблемы. Поэтому можно снизить НДС до 13% уже с 2007 года, как и предлагает Фрадков.

Однако главный экономист банка HSBC не уверен, что по истечении двух-трех лет собираемость налога серьезно повысится, и тогда правительство будет просто вынуждено пойти на повышение налогов, что может не только замедлить рост экономики, но и вообще привести к отрицательным показателям роста.

Но Дмитрий Белоусов не унывает: с его точки зрения, в качестве крайней меры можно прибегнуть к НДС-счетам – когда предприятие платит НДС заранее, еще до всякой сделки, по плану. Ректор Института налогового консультирования Вадим Засько предполагает, что эта мера коснется прежде всего представителей крупных структур, именно они сейчас лоббируют в правительстве отказ от сокращения НДС. Ведь если НДС снизить, надо будет собрать его с большего количества налогоплательщиков, а строительным компаниям, например, это невыгодно.

Насколько серьезные планы у правительства по снижению НДС и общему реформированию строительной и торговой отраслей российской экономики, покажут ожидаемые в ближайшее время социальные реформы. Если правительство не сможет исполнить их, страну через три года ждет очередная волна кризиса, уверен Александр Морозов.

..............