Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
24 октября 2017, 17:45 • Культура

Схема финансирования гостеатров неминуемо будет вызывать скандалы

Схема финансирования гостеатров неминуемо будет вызывать скандалы
@ Григорий Сысоев/РИА Новости

Tекст: Антон Крылов

Расследование одной из международных НКО подтвердило то, о чем и так подозревали люди, следящие за российским театром: руководители ряда государственных театров распределяют бюджетные деньги в свою пользу. Среди выгодополучателей не только Серебренников, но и такие признанные мастера, как Куклачев, Меньшиков, Табаков. Иначе говоря, налицо явный конфликт интересов. Как можно было бы его исключить?

Международная НКО Transparency International, внесенная Минюстом в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента», опубликовала на своем сайте расследование, посвященное взаимоотношениям российских государственных театров со своим руководством.

По мнению юристов организации, у 14 из 135 российских гостеатров в работе присутствуют нарушения, связанные с конфликтом интересов. 12 из них учреждены департаментом культуры Москвы.

В Transparency International написали заявления в прокуратуру на предмет всех найденных нарушений. В трех случаях прокуроры согласились с претензиями расследователей. Вынесены представления на адрес Минкультуры в отношении старейшего в России ярославского Театра имени Федора Волкова, а также Театра кошек Юрия Куклачева и «Гоголь-центра».

На сайте Transparency International особо подчеркивается, что уголовное дело против Кирилла Серебренникова, возбужденное в связи со злоупотреблениями в «Седьмой студии», не является предметом их расследования. Однако его результаты подтверждают – финансирование театров в Москве (12 из 14 вероятных нарушений и два из трех подтвержденных прокуратурой) устроено по, мягко говоря, неоптимальной схеме, очень напоминающей коррупционную.

Конфликт интересов заключается в том, что 14 театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей, с собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. «Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизит для постановок», – пишут эксперты Transparency International.

Суммы фигурировали приличные: руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. рублей. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев – по 480 тыс. рублей, руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин – 180 тыс., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников – 345 тыс.

Актерская игра художественных руководителей также оплачивалась достаточно щедро. К примеру, Олег Табаков и Олег Меньшиков платили сами себе более чем по 600 тыс. в месяц.

Никто не говорит, что такие заслуженные артисты, как Табаков или Меньшиков, должны зарабатывать копейки. Проблема в том, что, будучи не только актерами, но и нанятыми государством менеджерами, они должны избегать конфликта интересов. «В случае с московскими театрами данная процедура на практике сузилась только к необходимости согласования сделок с личной выгодой», – отмечается в расследовании.

Но, как выяснилось, даже согласованием этих сделок занимались далеко не все. Юрий Куклачев и Кирилл Серебренников не уведомили департамент культуры о сделках, в которых они были заинтересованы лично (именно эти нарушения и подтвердила прокуратура). А Евгений Марчелли из ярославского Театра имени Волкова и Олег Меньшиков из Театра имени Ермоловой согласовывали сделки уже после их заключения, что также противоречит закону.

Чья позиция в деле против Серебренникова выглядит для вас более убедительной?



Результаты
176 комментариев

В 2016 году московские власти выделили государственным театрам субсидии на сумму более 12,5 млрд рублей. Эти деньги распределяются при участии совета художественных руководителей театров и концертных организаций. По сути, руководители бюджетных учреждений выделяют государственные деньги сами себе. Эта ситуация также имеет признаки конфликта интересов, отмечается в расследовании.

Для исправления ситуации Transparency International предлагает распространить нормы закона «О противодействии коррупции» не только на госслужащих, но и на сотрудников учреждений, подведомственных органам власти. Решение о том, положен или не положен художественному руководителю отдельный гонорар за постановку спектакля в собственном театре, не должно приниматься художественным руководителем или его подчиненными. Также предлагается создать публичный реестр сделок с заинтересованностью и разместить его на сайте департамента культуры.

Минкульт и театральные деятели отвергли претензии Transparency International. «Отметим, что в упомянутом расследовании речь идет лишь о двух театрах, подведомственных Министерству культуры РФ. Говорить о том, что руководители «платят гонорары сами себе», не совсем корректно», – отмечается в сообщении пресс-службы ведомства.

Случаи, когда руководители заключают контракты с собственными театрами, действительно имеют место, однако подобные ситуации не являются нарушением законодательства, добавили в Минкульте.

«Мне кажется, что это все раздуто», – заявил в свою очередь руководитель Театра кошек Юрий Куклачев. По его словам, все контракты были заключены «с учетом всех действующих законодательных элементов». «Та же прокуратура к нам приходила, все посмотрела, и мы очень плотно работали. Мы показали, что у нас нет никаких от них сокрытий или еще чего-то. На сегодняшний день вообще вопросов нет», – цитирует дрессировщика агентство РБК.

Отметим, что это же агентство в июле публиковало результаты собственного расследования, согласно которому абсолютно все российские гостеатры (а их более 600) убыточны. Общий размер всех видов госсубсидий в совокупном объеме доходов в среднем превышает 75%. Большой или Вахтанговский театры зарабатывают плюс-минус половину от собственных расходов, а Воркутинский или Великолукский драмтеатры – 10% или меньше.

Таким образом, прожекты по переводу театров на самофинансирование или надежды на частных инвесторов пока что немыслимы: отмена господдержки приведет к гибели российского театра как культурного явления. В первую очередь это касается провинциальных театров. Но ситуация, когда государственные деньги тратятся с явными нарушениями, как в «Гоголь-центре», а «творцы» согласовывают свои траты с министерством «задним числом», недопустима.

Возможным путем решения проблемы стала бы «двуглавая» система, когда (как это отчасти реализовано в кинематографе) за получение и законное расходование денег отвечает продюсер, а художественный руководитель отвечает только за художественную часть.

Но и к российскому кинематографу по части расходования бюджетных денег есть очень серьезные вопросы. Выделение госсредств на провальные проекты объективно несмешных «комедий» или усыпляющих с первой минуты «боевиков» представляется сомнительным делом.

В любом случае нынешняя ситуация с финансированием культурной сферы, вызывающая регулярные скандалы, – это серьезный вызов для соответствующего министерства. Государственные миллиарды должны выделяться и тратиться прозрачно, а художественная ценность проектов, на которые идут деньги налогоплательщиков, должна быть подтверждена и обоснована.

И совершенно не важно, будет у руководителя Минкульта научная степень или нет. Это сугубо менеджерская задача, не имеющая прямого отношения к науке или культуре как таковой. Разве что – к культуре юридической грамотности и экономической прозрачности.

..............