Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
19 февраля 2015, 16:35 • Культура

Оптимистическое клонирование для всех возрастов

"Овечка Долли была злая и рано умерла": Ностальгия для любого возраста

Оптимистическое клонирование для всех возрастов
@ 20th Century Fox Film Corporation

Tекст: Денис Шлянцев

В четверг в российский прокат выходит комедия с элементами научной фантастики «Овечка Долли была злая и рано умерла». Работа Алексея Пиманова – наш ответ американцу Марти МакФлаю («Назад в будущее») и привет Алисе Селезневой от благодарных потомков. В целом это ностальгический и довольно симпатичный фильм, что с российскими комедиями случается не часто.

Придумать правильное название – бойкое, цепляющее, интригующее – это очутиться на полпути к победе. «Овечка Долли» в этом плане слегка уступает рекордсменам («Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» Мигеля Артета, «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» Роберта Уайде и так далее), но надолго врезается в память вкупе с оригинальным оформлением афиш и постеров. Зритель ожидает научно-фантастического рассказа о животноводстве, удоях-надоях, рекордных сборах шерсти и прелестях клонирования отдельных особей, но его ожидает первый – приятный – сюрприз: фильм вовсе не об этом.

И ни слова о перестройке, фильм совершенно аполитичный

Никита (Данила Шевченко) – современный юноша, талантливый студент последнего курса МИФИ, экспериментирует с возможностями телепортации – и небезуспешно: подопытная мышь то и дело оказывается в опасной близости от преподавательницы, которая, понятное дело, при виде грызунов бьется в истерике и падает в обморок.

Его родители (Даниил Воробьев и Ирина Ильинская) – типичные московские интеллигенты-бессребреники, проживающие в огромной квартире с видом на Кремль. Никита со свойственным ему юношеским максимализмом считает их лузерами, ведь они по старой привычке двигают науку за жалкую зарплату в 35 тысяч, а сам он планирует прежде всего зарабатывать на своих изобретениях. 

Зрителей знакомят с героями на концерте некоего сверхпопулярного певца Максимилиана (Роман Полянский), исполняющего тошнотворную попсу а-ля Стас Михайлов («Лето в январе, лето в январе мы хотели») в расчете на невзыскательную женскую аудиторию. Никита с удивлением выясняет, что этот самый Макс – бывший однокурсник его «предков», с которым было немало пройдено, пережито и выпито. Теперь же поп-звезда их просто не узнает. Обычная история.  

Но юношу эти жизненные перипетии волнуют мало. В промежутках между опытами над мышами он находит в лаборатории таинственный прибор и с помощью нескольких манипуляций паяльником нет, не клонирует мышь или овцу, но переносит себя в прошлое, в 1985 год, причем, как говорится, со времен «Терминатора», в чем мать родила в рваных джинсах, красных «конверсах» и с купюрой в сто баксов в кармане («Спрячь! Это статья!»).

В прошлом Никита знакомится со своими будущими родителями – молодыми хиппарями, их друзьями (тот же Макс – рок-герой местного масштаба, вылитый Костя Кинчев), а самое главное – влюбляется в девушку Машу (держитесь крепче, это Юлия Савичева и второй приятный сюрприз фильма), сироту и талантливого ученого. Дабы не шокировать окружающих, наш герой представляется студентом по обмену (что характерно, из Гомеля), но все равно чересчур выделяется на фоне новых друзей – прической, миелофоном (то есть мобильником) и незнанием советской культуры быта. Где тут у вас интернет? А это что, очередь за колбасой? С ночи надо записываться? Что, правда?!

К счастью, создатели фильма не особенно напирают на ретро-детали, «Овечке Долли» чужд высокобюджетный пафос, красочность и манерность «Стиляг». Режиссера Алексея Пиманова интересует не столько достоверность жизни столицы 30-летней давности, сколько атмосфера беззаботности, присущей студенчеству во все времена, чувство, что перед тобой открыты все пути и можно свернуть горы. И ни слова о гласности и перестройке – фильм совершенно аполитичный.

Элементы научной фантастики при этом расходуются экономно, спецэффекты отсылают к «теплой, ламповой» советской НТР-продукции для детей и юношества («Отроки во Вселенной», «Москва – Кассиопея»), а теории и термины из псевдонауки подчеркивают комизм происходящего. Особенное удовольствие наблюдать, как трехэтажным синхрофазотроном кроет Юлия Савичева. Не уступает ей и Виктор Сухоруков, исполняющий роль декана факультета по кличке Громозека (еще одна аллюзия на Алису Селезневу).

Но научная фантастика  не самое сильное место «Овечки Долли», скорее ширма, формальный прием. Картина довольно эффективно (приглушенно и не в лоб, подобно тем же «Стилягам») работает со столь тонкой материей, как ностальгия. Аудитория «35 плюс» будет приятно удивлена не общим полотном, а отдельными (их не так уж и мало) мазками, штрихами; оценит сознательный отказ и от эксплуатации советских мифов, и от громогласного ревизионизма. Для молодежи же имеется полный набор потребных жанру романтической комедии элементов, без которых в современном мире кассы не сделать.

В целом «Овечка Долли» скромный проект, но, что видно за версту, сделанный искренне и с любовью. Зрители это чувствуют. Даже прописные истины – цените друзей, позвоните родителям, будьте добрыми и проживите долгую счастливую жизнь – после просмотра не кажутся такими уж банальными. В конце концов, с ними не поспоришь.    

А что, собственно, бедная овечка Долли, спросите вы? Ну да, она была злая и рано умерла.

..............