Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
22 августа 2012, 17:50 • Культура

«Появится во всех московских школах»

Анастасия Старостина: Школы получат учебник по толерантности

«Появится во всех московских школах»
@ РИА "Новости"

Tекст: Кирилл Решетников

«Взаимоуважение людей, принадлежащих к разным национальностям, важно воспитывать с детства. Поэтому это пособие по толерантности будет рассчитано на детей в возрасте от 11 до 15 лет», – объяснила газете ВЗГЛЯД сотрудник московского департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасия Старостина.

В московских школах решено начать занятия по специальному учебнику, который призван ознакомить школьников с традициями и особенностями разных национальностей, представленных на территории столицы. По предварительным сведениям, это «пособие по толерантности» будет называться «Этно-Москва». О том, что будет представлять собой данный учебник, как предполагается его внедрять и использовать, газете ВЗГЛЯД рассказала Анастасия Старостина – заместитель начальника управления национальной политики московского департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями.

Задача пособия – рассказать школьнику о том, представители каких национальностей живут в его городе

ВЗГЛЯД: Верна ли информация, что данное пособие – чисто московский проект, то есть учебник, посвященный именно многонациональной среде Москвы, но не России?

Анастасия Старостина: Да, это проект, рассчитанный именно на московских школьников. Им занимается правительство Москвы. Россия уникальна по своему национальному составу; понятно, что в области межнационального общения не могут не возникать определенные проблемы. В Москве вопросы межнационального согласия особенно актуальны. Сейчас широко обсуждается указ президента России об обеспечении межнационального согласия, разрабатывается комплекс мер по предупреждению национальных конфликтов. Подчеркивается, в том числе и на самом высоком уровне, что для предотвращения проблем, возникающих на почве межнационального общения, нам прежде всего нужно научиться слушать и слышать друг друга. Взаимоуважение людей, принадлежащих к разным национальностям, важно воспитывать с детства. Поэтому это пособие по толерантности будет рассчитано на детей в возрасте от 11 до 15 лет.

ВЗГЛЯД: Когда можно ожидать появления первых партий учебника, и на какой период рассчитана его апробация?

А. С.: Осенью мы планируем издать 30 экземпляров «Этно-Москвы». Это будет пилотная партия. Если она будет одобрена как учителями и органами власти, так и родителями, то пособие выйдет уже полным тиражом. Мы надеемся, что в будущем году учебник появится во всех московских школах.

ВЗГЛЯД: Важный момент тестирования должен заключаться, очевидно, в том, чтобы учебник оказался подходящим для самих школьников, а не только для учителей и родителей.

Сотрудник московского департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасия Старостина(Фото: из личного архива)

Сотрудник московского департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасия Старостина (Фото: из личного архива)

А. С.: Многое из того, о чем пойдет речь в пособии, может оказаться незнакомым для учеников, но учебник как раз и пишется для того, чтобы их с этим познакомить. Задача пособия – рассказать школьнику о том, представители каких национальностей живут в его городе, какие у каждой национальности традиции, какие отмечаются праздники. Ведь эти праздники отмечаются в Москве, что, в свою очередь, тоже уже становится традицией. В учебнике будет также рассказываться об исторических и религиозных событиях, имеющих отношение к столице. Кроме того, там будут сведения о выдающихся личностях разных национальностей, судьба которых связана с Москвой, причем как об исторических фигурах, так и о современниках. То есть мы постараемся подойти к теме с разных сторон. А один из разделов будет содержать информацию, которая сможет пригодиться для организации экскурсий и прогулок, построенных вокруг национальной тематики.

ВЗГЛЯД: Каким образом и по каким критериям будут отбираться национальности, которые станут «героями» учебника? Поскольку полный список этносов, так или иначе представленных в Москве, довольно длинен, придется, вероятно, кого-то включить, а кого-то отсеять – по каким принципам предполагается это делать?

А. С.: Это совершенно правильный вопрос. В Москве действительно очень много национальностей, как и национальных общественных организаций. Но есть определенные, уже сложившиеся московские традиции, равно как и праздники, которые не просто отмечаются в России, но празднуются именно на территории Москвы. Об этих традициях и об этих праздниках и будет рассказано в пособии. Нельзя объять необъятное, но представление о самом элементарном мы постараемся дать, причем постараемся сделать это в легкой и доступной форме.

ВЗГЛЯД: Так речь пойдет только о праздниках и о каких-то наиболее заметных проявлениях традиционного уклада, или же ученикам все-таки планируется дать общее, комплексное представление об определенных этносах?

А. С.: Пока могу лишь сказать, что заказ на пособие формируется на основании того опыта работы в области национальной политики, который есть у департамента, а опыт у нас очень большой.

ВЗГЛЯД: Но заказ, очевидно, так или иначе предполагает определенную выборку этнических феноменов, включая этносы как таковые?

А. С.: Да.

ВЗГЛЯД: Задавался ли кто-нибудь вопросом о том, как заинтересовать детей этим предметом, – ведь многое из того, что будет изучаться в его рамках, может быть воспринято как некая отвлеченная материя?

А. С.: Пособие не будет толстым, а кроме того, оно не будет утомительным. Материал, как я уже сказала, будет даваться в доступной форме. Емко, ярко, в сопровождении иллюстраций. Разумеется, многое будет зависеть от того, как его будут подавать на уроках. Одновременно департамент образования разработает специальное пособие для педагогов – его задачей будет сориентировать учителя в отношении того, как вести уроки по учебнику «Этно-Москва».

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Достаточно ли для педагогов одного прикладного пособия? Не окажется ли, что учителя совсем не готовы к преподаванию этого предмета и им самим требуется специальный курс московской этнографии?

А. С.: Так далеко мы пока не заходим. Возможно, это не помешало бы, но мы понимаем, что сейчас это вряд ли возможно, тем более в такие сжатые сроки. Пока будет издано лишь это пособие – методические рекомендации для преподавателей. Надеюсь, что на основе этих рекомендаций учителя смогут правильно подавать материал.

ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, какой нации адресован учебник – русским или не только? Ведь во многих классах, если не в большинстве, учатся и представители тех национальностей, о которых пойдет речь.

А. С.: Учебник адресован всем, независимо от национальности. Если в классе есть, например, дети татарской или армянской национальности, будет интересно послушать, что знают они, каковы их представления о традициях собственного народа и о традициях народов, живущих рядом.

ВЗГЛЯД: То есть занятия отчасти могут быть построены на том, что детям уже знакомо, скажем, благодаря общению с собственной семьей?

А. С.: Да, конечно. Это, по-моему, гораздо интереснее. Недаром в мире есть такая образовательная практика – равный обучает равного.

ВЗГЛЯД: А о русских традициях будет рассказываться?

А. С.: Конечно.

ВЗГЛЯД: Курс будет обязательным или факультативным?

А. С.: Точно пока неизвестно.

ВЗГЛЯД: Кто будет писать учебник?

А. С.: Конкретных имен я назвать не могу. Мы сформировали госзаказ, сформулировали, как мы видим это пособие. Объявлен конкурс. Тот, кто его выиграет, будет подбирать коллектив авторов и представлять его нам.

ВЗГЛЯД: То есть учебник должен быть написан очень быстро – сейчас проект на стадии конкурса, а поздней осенью уже должна быть готова пробная партия?

А. С.: Компании, участвующие в конкурсе, борются за первенство уже сейчас. Департамент поможет авторам всевозможными материалами. Думаю, что сроки реальные.

ВЗГЛЯД: Некоторые уже сейчас высказывают характерные опасения, что такой курс может произвести эффект, обратный ожидаемому, то есть привить детям скептическое отношение к понятию «толерантность» и нелюбовь к другим народам, подобно тому, как многие после школы возненавидели Пушкина и Толстого. Как вы могли бы это прокомментировать?

А. С.: Возразить на это трудно. Конечно, очень многое зависит от того, кто преподает. Я, например, не любила русскую литературу в школе. Но в университете мне повезло с преподавателем, и сейчас я просто обожаю те произведения, которые когда-то не хотела читать. Я научилась понимать их, мне хочется перечитывать их снова и снова.

..............