Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
15 июня 2012, 22:45 • Культура

«Расстреливают всех, кто защищал Родину»

Очередной скандал разгорается вокруг фильма о войне

«Расстреливают всех, кто защищал Родину»
@ carmen-film.ru

Tекст: Кирилл Решетников

22 июня на канале НТВ должен быть показан фильм «Служу Советскому Союзу». Еще до телепремьеры картина, действие которой происходит в начале Великой Отечественной войны в советском лагере для заключенных, оказалась доступна для просмотра в сети. Многие сочли ее вызывающе непатриотичной. Дело дошло до протестных писем в Министерство культуры.

Зеркалом негативной реакции на фильм, равно как и на перспективу его первой официальной демонстрации в день 22 июня, стали, как водится, блоги. Здесь в настоящее время наблюдается целый поток неприязненных высказываний от самых разных пользователей, недовольных тем, в каком ракурсе картина представляет околовоенные события.

Все это – творчество в духе «миллиард расстрелянных лично Сталиным

Многие реплики такого рода (если не большинство) отсылают к записи юзера poltora_bobra, еще в апреле подробно изложившего у себя в блоге сюжет картины, проиллюстрировавшего описание соответствующими кадрами и в числе первых давшего фильму резко отрицательную оценку. «Накал Правды в фильме «Служу Советскому Союзу» не позволяет обойти данный шедевр молчанием», – пишет автор блога в характерном фарсовом стиле, добавляя в конце поста: «За замечательный фильм вся съемочная группа награждается званием «Ветеран Кащенко».

14 июня этот же пользователь сообщил о начале общественной кампании против показа картины по НТВ 22 июня. О действиях недовольной интернет-общественности сообщается и во многих других блогах. Речь идет, прежде всего, о письмах на канал НТВ, содержащих просьбу снять фильм с эфира, а также об аналогичных посланиях в Министерство культуры и лично его новому главе Владимиру Мединскому.

Фильм, столь сильно возмутивший часть виртуального сообщества, основан на романе «Обед с дьяволом», который принадлежит перу недавно скончавшегося режиссера и сценариста Леонида Менакера. Автор романа выступил также и автором сценария. Действие происходит в одном из советских лагерей, расположенном на побережье Белого моря.

По сюжету среди заключенных оказывается интеллигент Михаил Донцов – коммунист, участник Гражданской и бывший главный редактор газеты «Трудовой народ», до ареста успевший достичь престижного положения в обществе, сделать завидную карьеру в журналистике и написать книгу о войне в Испании.

Волею случая в тот же лагерь попадает певица Таисия Мещерская, которая на воле была гражданской женой Донцова – получив срок, она оказалась в бригаде зэков-артистов, которую возят по разным лагерям. Постепенно зритель узнает, что Мещерская попала в места заключения из-за отказа стать любовницей Лаврентия Берии, а Донцов был арестован по обвинению во вредительстве.

Донцов, которого сыграл популярный актер Максим Аверин, и Мещерская, роль которой исполнила Нонна Гришаева, и являются здесь главными героями – их судьбы, очевидно, должны служить обобщающей иллюстрацией неустойчивого положения творческого человека в сталинском СССР.

В остросюжетной части фильма рассказывается о том, как после начала войны сплоченная команда зэков, состоящая как из «политических» во главе с Донцовым, так и из уголовников, дает отпор группе немецких диверсантов, высадившихся неподалеку от лагеря. Оказавшись лицом к лицу с немцами после бегства лагерного начальства, заключенные одерживают победу над захватчиками. Но возвратившиеся вскоре чекисты расстреливают победителей, а Мещерскую казнят по специальному распоряжению Берии.

Именно такой сюжетный поворот и стал главным из тех моментов, которые вызвали возмущение части зрителей. «Наши внутренние войска в панике бросают всё и бегут от фашистов, а под конец – когда фашистов побеждают интеллигенты и уголовники – наши внутренние войска возвращаются и расстреливают поголовно всех, кто защищал Родину», – так излагает кульминацию и развязку фильма один из активных противников телепремьеры 22 июня, шеф-редактор веб-проекта «Однако» Виктор Мараховский. По мнению недовольных, данный сюжет, не основанный ни на каких реальных событиях, очерняет отечественную историю и оскорбляет доживших до наших дней ветеранов, равно как и память павших.

Впрочем, противники показа картины по НТВ недовольны и многим другим. По их мнению, фильм вообще навязывает зрителю огрубленный и тенденциозный взгляд на советские реалии, а некоторых особенно возмутила, так сказать, псевдоэротическая линия, суть которой заключается в многочисленных сексуальных посягательствах «сталинских соколов» на героиню Нонны Гришаевой.

«Этот фильм не основан ни на каких исторических фактах, – сказал газете ВЗГЛЯД Виктор Мараховский. – Ничего подобного в исторических источниках не зафиксировано. Я спрашивал профессиональных историков – никто не смог припомнить ничего, что напоминало бы этот сюжет. Насколько я понимаю, создатели подобного кино исходят из мысли о том, что такого не было, но такое могло бы быть. Но это «могло бы быть» в их понимании разрастается до невероятных масштабов, до любой некрофилии и до каких угодно перестроечных страшилок».

По мнению Мараховского, речь в данном случае идет о безответственности творческой интеллигенции и, в частности, кинематографистов, выросших на перестроечной идеологии, а также о недостатке государственного контроля над контентом, транслируемым в массы. «Все это – творчество в духе «миллиард расстрелянных лично Сталиным», – заключает журналист.

На канале НТВ газете ВЗГЛЯД не стали давать подробных комментариев по поводу вышеописанной общественной реакции. «Фильм нам понравился, и мы поставили его в сетку. То, что появляется в блогах, – это всего лишь мнения каких-то отдельных людей», – сказал газете представитель пресс-службы канала, посоветовав обратиться за дальнейшими комментариями к производителям фильма.

В свою очередь, директор исполнителя главной роли Максима Аверина Николай Коренев сказал газете ВЗГЛЯД, что комментировать пока нечего, поскольку премьера еще не состоялась, а режиссер фильма Александр Устюгов не вышел на связь, сославшись на занятость.

Чем закончится начатая недовольными «антипремьерная» кампания (и будет ли столь же негативной реакция телезрителей в случае, если эта затея возмущенной общественности не увенчается успехом), покажет время.

Пока можно лишь напомнить, что аналогичная кампания против демонстрации на НТВ фильма «4 дня в мае», запланированной недавно на 9 мая, завершилась в пользу недовольных. Русско-немецкий фильм о дружбе советского военного и немецкого мальчика, где не совсем привычным для русского зрителя образом показаны события конца войны, вызвал похожую негативную реакцию, и после просьб со стороны ветеранских организаций показ картины на НТВ был отменен.