Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

13 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

12 комментариев
17 мая 2012, 22:42 • Культура

«Начали кричать, что я скупщик краденого»

Николай Задорожный: Начали кричать, что я скупщик краденого

«Начали кричать, что я скупщик краденого»
@ фрагмент иконы

Tекст: Елена Побегуца

«Жители Европы: немцы, голландцы, французы – помогли сохранить нашу, казалось, утраченную культуру», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Московского частного музея русской иконы Николай Задорожный. Он прокомментировал обвинения в свой адрес со стороны МВД по поводу ввоза в Россию уникальной иконы XVII века.

Директор Музея русской иконы Николай Задорожный был задержан на днях в аэропорту Домодедово за контрабанду иконы. Сотрудники управления уголовного розыска МВД России заявили искусствоведу, что он незаконно ввозит в страну утраченную в 1994 году икону «Троица Ветхозаветная», написанную в XVII веке иконописцем Кириллом Улановым.

Жители Европы: немцы, голландцы, французы – помогли сохранить нашу, казалось, утраченную культуру

«В аэропорту Домодедово сотрудники управления уголовного розыска МВД России совместно с представителями ФСБ и НЦ Интерпола задержали 64-летнего директора частного музея Николая Задорожного, который пытался незаконно провезти в Россию похищенную почти 20 лет назад икону XVII века», – сообщил газете ВЗГЛЯД представитель главного управления уголовного розыска МВД России.

«Эта храмовая икона размером 142 см на 123 см представляет собой большую историческую ценность. По предварительным оценкам, ее стоимость составляет 1 млн долларов. Задорожный пытался провезти похищенную икону в Россию из Германии», – отметил собеседник.

Представитель МВД пояснил, что икона раньше находилась в краеведческом музее Устюжны Вологодской области. В 1994 году ее похитили, через некоторое время след иконы обнаружился в Германии. «Как она попала в эту страну, сейчас выясняют следователи. Все это время икона находилась в международном розыске», – добавили в управлении.

«Уже назначено искусствоведческое исследование, направленное на установление подлинности иконы. По предварительной экспертизе, это та самая икона, которая была украдена в 1994 году. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 226 УК РФ («Незаконное перемещение через госграницу культурных ценностей в крупном размере»)», – сказал представитель ГУУР МВД России.

В департаменте культуры Вологодской области газете ВЗГЛЯД сообщили, что с директором Музея русской иконы Николаем Задорожным была соответствующая договоренность в письменной форме о возвращении «Троицы Ветхозаветной» в краеведческий музей Устюжны. «Мы очень ждем, что икона к нам все-таки вернется», – сказала представитель ведомства.

Сам Задорожный выразил удивление действиями правоохранительных органов и рассказал, что купил икону за 25 тыс. евро на частные деньги – специально для того, чтобы вернуть в Россию.

Николай Задорожный: в моих действиях не было корысти, фальши и никакой «задней мысли»(фото: pravmir.ru)

Николай Задорожный: в моих действиях не было корысти, фальши и никакой «задней мысли» (фото: pravmir.ru)

ВЗГЛЯД: Николай Васильевич, в чем конкретно, по версии сотрудников МВД, заключались незаконные действия с вашей стороны?

Николай Задорожный: Они сказали, что у меня скупка краденого, и обвинили меня в контрабанде. Я объясняю для себя, что им просто необходимо как-то отчитаться за свою бездеятельность и неэффективность работы. Люди приобрели икону на свои деньги, соответственно, легче ее конфисковать и таким образом отчитаться перед начальством.

ВЗГЛЯД: Вы согласовывали покупку и возвращение иконы в Россию с Министерством культуры или другими ведомствами, заинтересованными в этом деле?

Н. З.: Да, мы держали постоянный контакт с Министерством культуры, в частности договаривались с Виктором Петраковым (начальник управления по сохранению культурных ценностей Министерства культуры России – прим. ВЗГЛЯД) о возвращении иконы. Плюс ко всему я располагал письмом от департамента культуры Вологодской области о том, что мы возвращаем в краеведческий музей города Устюжны икону «Троица Ветхозаветная».

А 15 апреля, когда основатель нашего музея Михаил Абрамов передавал украденные в советское время иконы в музей Великого Устюга, на встречу прилетел губернатор области и обратился к Абрамову с просьбой оказать помощь в возвращении «Троицы» на родину. Дело в том, что суммы, необходимой для покупки иконы, не было. В одной из газет Вологодской области публиковали призыв к жителям помочь в сборе нужной суммы, но деньги собрать не удалось. Абрамов, конечно, не отказал, и меня уполномочили выкупить икону в Германии. Поэтому я запасся письмом от департамента культуры, на частные деньги полетел в Германию и по договоренности с ее владельцем Вернером Бунгертом купил икону. Мы подписали с ним договор купли-продажи, акт приема-передачи – в целом весь пакет документов.

ВЗГЛЯД: Для сотрудников МВД, производивших задержание, пакет документов представлял какую-то юридическую ценность? Как они объяснили свои действия?

Н. З.: Я не представляю. Они начали кричать, что я скупщик краденого, хотя в Германии икона  краденой не считается. Ведь я приобрел ее после того, как Интерполом было установлено, что Вернер – ее законный покупатель и владелец. Когда 14 мая в Домодедово я прошел «красный коридор», объяснил таможеннику, что везу историческую ценность, икону XVII века, заполнил все необходимые декларации, документы и уже вышел в вестибюль аэропорта с женой, нас окружили сотрудники уголовного розыска и задержали на пять с половиной часов.

ВЗГЛЯД: Министерство культуры и департамент культуры Вологодской области знали о том, что икону возвращают в Россию. Были ли договоренности с аналогичными ведомствами в Германии?

Н. З.: Из Германии запрещено вывозить только те ценности, которые являются национальными. Поскольку икона считалась законно принадлежащей немецкому гражданину и являлась ценностью, принадлежащей российскому народу, я, купив ее, просто сдал в багаж в аэропорту и не получил никаких претензий со стороны таможенников.

Они начали кричать, что я скупщик краденого, хотя в Германии икона краденой не считается. Ведь я приобрел ее после того, как Интерполом было установлено, что Вернер – ее законный покупатель и владелец

ВЗГЛЯД: Расскажите, как вы нашли информацию о местонахождении иконы?

Н. З.: Мы заметили икону в каталоге аукционного дома Michael Zeller в Линдау на юге Германии и сразу же сообщили о находке основателю Музея русской иконы Михаилу Абрамову. В один из пунктов деятельности музея входит возвращение утерянных в годы войны ценностей собственникам, на историческую родину.

Абрамов уже тогда принял решение поехать в Германию и попытаться выкупить икону на аукционе. Вскоре возникла договоренность с департаментом культуры Вологодской области о возвращении иконы в музей города Устюжна.

Икону мы обнаружили в аукционном каталоге два года назад. Когда я приехал на аукцион, оказалось, что там уже побывал Интерпол, установил имя владельца. После этого икону сняли с торгов, провели исследование, был суд, и владельца иконы, немецкого гражданина, признали законным и добросовестным приобретателем.

ВЗГЛЯД: Николай Васильевич, в каком году обнаружился след иконы в Германии?

Н. З.: Икона была украдена в 1994 году, в Европе появилась в 1996-м и была куплена гражданином Германии Вернером Бунгертом.

ВЗГЛЯД: А немецкий приобретатель, выставивший икону на торги в Линдау, знал, что она краденая?

Н. З.: Нет, Вернер об этом даже не догадывался. Он узнал этот факт во время проверки Интерпола и из дальнейших исследований.

ВЗГЛЯД: Располагал ли ваш продавец документами на икону «Троицы Ветхозаветной»? Какие это были документы?

#{interviewcult}Н. З.: Он назвал фамилию и имя русского, который много лет живет в Германии и, собственно, продал ему эту икону. Полиция Германии сделала обыск в его доме и не нашла ничего, относящегося к краже. В свою очередь продавец, некий Белевич, сказал, что купил икону у какого-то поляка, и цепочка прервалась.

ВЗГЛЯД: Стоимость иконы оценивается в 1 млн евро на черном рынке, вы приобрели ее за 25 тыс. евро. Почему продавец уступил ее за эту сумму?

Н. З.: Я знаю аукционное дело и могу сказать, что «Троица» – замечательная и уникальная вещь. Что такое «черный рынок» – я не понимаю, если честно. Но я и сам могу оценить икону в такую же сумму. Дело в том, что я сотрудничал в течение года с аукционным домом в Лондоне и немножко владею ценовой ситуацией.

Вернер Бунгерт – просто замечательный человек, ему 85 лет. Он пожелал, чтобы икона вернулась в Россию, и продал ее за ту сумму, за которую когда-то приобрел. Когда мы сняли икону со стены, он огорчился, сказал, что стена опустела, что им будет ее очень не хватать. Получилось, что чувство справедливости было сильнее жажды обогащения, стяжательства. А сотрудники розыска, не разобравшись в ситуации, вместо того, чтобы сказать спасибо, помочь чем-то, поступили совсем странно.

Я уверен, что все будет нормально, поскольку в моих действиях не было никакой корысти и фальши, никакой «задней мысли».

ВЗГЛЯД: Министерство внутренних дел сообщило, что вы уже привлекались за контрабанду. Насколько это соответствует действительности? Когда произошел этот случай?

Н. З.: Это было в 1985 году, я привлекался за контрабанду. Но, понимаете, оценивать поступки советского периода с позиции сегодняшнего времени неправильно, потому что тогда иконы были никому не нужны. На мой взгляд, то, чем я тогда занимался, – это своего рода спасение древнерусского искусства. Запад имел большой интерес к русскому искусству тогда, и экономическая воронка, так сказать, высасывала из-под кучи голубиных перьев все ценности. Сейчас происходит обратный процесс – процесс возвращения предметов старины, искусства в Россию. В наш музей Абрамов вернул 300 экспонатов из Европы.

В те годы это было противозаконно, да. Но если бы не поток контрабанды в советское время, все бы погибло. Это сейчас возник огромный интерес, в храмах не хватает икон, появилось множество собирателей, потому что экономические условия выровнялись и позволяют заниматься этим  делом. В советское время был лишь маленький круг коллекционеров-чудаков, которые что-то там покупали. Вот так среди всех перевозивших исторические ценности в советское время из стран Запада мне «повезло», и я попался.

Если широко посмотреть на то, что происходило тогда, можно увидеть, что жители Европы: немцы, голландцы, французы – помогли сохранить нашу, казалось, утраченную культуру.

ВЗГЛЯД: Николай Васильевич, что же в итоге будет с иконой?

Н. З.: Мы подписали договор безвозмездного дарения музею в Вологодской области, а также договор экспонирования. В нашем Музее русской иконы «Троица Ветхозаветная» кисти Кирилла Уланова будет выставляться в течение шести месяцев. Потом мы передадим ее в Устюженский краеведческий музей.

***

Справка. Икона Кирилла Уланова «Троица Ветхозаветная». Дата создания 1689–1690 годы. Размеры 142 на 123 см. Происходит из церкви Петра и Павла в г. Устюжне Железнопольской. Реставрировалась в 1973 году художниками Т. П. Рыбаковой, В. А. Митрофановым. Надпись на иконе: «7198 лета писал сей образ пресвятыя Троицы царев писец Кирил Уланов по обещанию причетника церковнаго Евсевия Акилова сына Козлова и детей. Шесть местных образов, как то: в честь сия святыя Живоначальныя Троицы, так тоже Сретения Господня, Боголюпския Божиея Матере, Христа Спасителя с предстоящими, Петра и Павла и Воскресения Христова подновлял, не изменяя прежняго вида, устюженский 3 ги(льдии) купец Дмитрие Онрианович Сретенской, в бытность тогда церковнаго старосты 3 ги(льдии) купца Семена Семеновича Солодовникова на собственное ево иждивение в 1850-м году».

Икона украдена из музея в 1994 году.

..............