Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
17 мая 2012, 22:42 • Культура

«Начали кричать, что я скупщик краденого»

Николай Задорожный: Начали кричать, что я скупщик краденого

«Начали кричать, что я скупщик краденого»
@ фрагмент иконы

Tекст: Елена Побегуца

«Жители Европы: немцы, голландцы, французы – помогли сохранить нашу, казалось, утраченную культуру», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Московского частного музея русской иконы Николай Задорожный. Он прокомментировал обвинения в свой адрес со стороны МВД по поводу ввоза в Россию уникальной иконы XVII века.

Директор Музея русской иконы Николай Задорожный был задержан на днях в аэропорту Домодедово за контрабанду иконы. Сотрудники управления уголовного розыска МВД России заявили искусствоведу, что он незаконно ввозит в страну утраченную в 1994 году икону «Троица Ветхозаветная», написанную в XVII веке иконописцем Кириллом Улановым.

Жители Европы: немцы, голландцы, французы – помогли сохранить нашу, казалось, утраченную культуру

«В аэропорту Домодедово сотрудники управления уголовного розыска МВД России совместно с представителями ФСБ и НЦ Интерпола задержали 64-летнего директора частного музея Николая Задорожного, который пытался незаконно провезти в Россию похищенную почти 20 лет назад икону XVII века», – сообщил газете ВЗГЛЯД представитель главного управления уголовного розыска МВД России.

«Эта храмовая икона размером 142 см на 123 см представляет собой большую историческую ценность. По предварительным оценкам, ее стоимость составляет 1 млн долларов. Задорожный пытался провезти похищенную икону в Россию из Германии», – отметил собеседник.

Представитель МВД пояснил, что икона раньше находилась в краеведческом музее Устюжны Вологодской области. В 1994 году ее похитили, через некоторое время след иконы обнаружился в Германии. «Как она попала в эту страну, сейчас выясняют следователи. Все это время икона находилась в международном розыске», – добавили в управлении.

«Уже назначено искусствоведческое исследование, направленное на установление подлинности иконы. По предварительной экспертизе, это та самая икона, которая была украдена в 1994 году. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 226 УК РФ («Незаконное перемещение через госграницу культурных ценностей в крупном размере»)», – сказал представитель ГУУР МВД России.

В департаменте культуры Вологодской области газете ВЗГЛЯД сообщили, что с директором Музея русской иконы Николаем Задорожным была соответствующая договоренность в письменной форме о возвращении «Троицы Ветхозаветной» в краеведческий музей Устюжны. «Мы очень ждем, что икона к нам все-таки вернется», – сказала представитель ведомства.

Сам Задорожный выразил удивление действиями правоохранительных органов и рассказал, что купил икону за 25 тыс. евро на частные деньги – специально для того, чтобы вернуть в Россию.

Николай Задорожный: в моих действиях не было корысти, фальши и никакой «задней мысли»(фото: pravmir.ru)

Николай Задорожный: в моих действиях не было корысти, фальши и никакой «задней мысли» (фото: pravmir.ru)

ВЗГЛЯД: Николай Васильевич, в чем конкретно, по версии сотрудников МВД, заключались незаконные действия с вашей стороны?

Николай Задорожный: Они сказали, что у меня скупка краденого, и обвинили меня в контрабанде. Я объясняю для себя, что им просто необходимо как-то отчитаться за свою бездеятельность и неэффективность работы. Люди приобрели икону на свои деньги, соответственно, легче ее конфисковать и таким образом отчитаться перед начальством.

ВЗГЛЯД: Вы согласовывали покупку и возвращение иконы в Россию с Министерством культуры или другими ведомствами, заинтересованными в этом деле?

Н. З.: Да, мы держали постоянный контакт с Министерством культуры, в частности договаривались с Виктором Петраковым (начальник управления по сохранению культурных ценностей Министерства культуры России – прим. ВЗГЛЯД) о возвращении иконы. Плюс ко всему я располагал письмом от департамента культуры Вологодской области о том, что мы возвращаем в краеведческий музей города Устюжны икону «Троица Ветхозаветная».

А 15 апреля, когда основатель нашего музея Михаил Абрамов передавал украденные в советское время иконы в музей Великого Устюга, на встречу прилетел губернатор области и обратился к Абрамову с просьбой оказать помощь в возвращении «Троицы» на родину. Дело в том, что суммы, необходимой для покупки иконы, не было. В одной из газет Вологодской области публиковали призыв к жителям помочь в сборе нужной суммы, но деньги собрать не удалось. Абрамов, конечно, не отказал, и меня уполномочили выкупить икону в Германии. Поэтому я запасся письмом от департамента культуры, на частные деньги полетел в Германию и по договоренности с ее владельцем Вернером Бунгертом купил икону. Мы подписали с ним договор купли-продажи, акт приема-передачи – в целом весь пакет документов.

ВЗГЛЯД: Для сотрудников МВД, производивших задержание, пакет документов представлял какую-то юридическую ценность? Как они объяснили свои действия?

Н. З.: Я не представляю. Они начали кричать, что я скупщик краденого, хотя в Германии икона  краденой не считается. Ведь я приобрел ее после того, как Интерполом было установлено, что Вернер – ее законный покупатель и владелец. Когда 14 мая в Домодедово я прошел «красный коридор», объяснил таможеннику, что везу историческую ценность, икону XVII века, заполнил все необходимые декларации, документы и уже вышел в вестибюль аэропорта с женой, нас окружили сотрудники уголовного розыска и задержали на пять с половиной часов.

ВЗГЛЯД: Министерство культуры и департамент культуры Вологодской области знали о том, что икону возвращают в Россию. Были ли договоренности с аналогичными ведомствами в Германии?

Н. З.: Из Германии запрещено вывозить только те ценности, которые являются национальными. Поскольку икона считалась законно принадлежащей немецкому гражданину и являлась ценностью, принадлежащей российскому народу, я, купив ее, просто сдал в багаж в аэропорту и не получил никаких претензий со стороны таможенников.

Они начали кричать, что я скупщик краденого, хотя в Германии икона краденой не считается. Ведь я приобрел ее после того, как Интерполом было установлено, что Вернер – ее законный покупатель и владелец

ВЗГЛЯД: Расскажите, как вы нашли информацию о местонахождении иконы?

Н. З.: Мы заметили икону в каталоге аукционного дома Michael Zeller в Линдау на юге Германии и сразу же сообщили о находке основателю Музея русской иконы Михаилу Абрамову. В один из пунктов деятельности музея входит возвращение утерянных в годы войны ценностей собственникам, на историческую родину.

Абрамов уже тогда принял решение поехать в Германию и попытаться выкупить икону на аукционе. Вскоре возникла договоренность с департаментом культуры Вологодской области о возвращении иконы в музей города Устюжна.

Икону мы обнаружили в аукционном каталоге два года назад. Когда я приехал на аукцион, оказалось, что там уже побывал Интерпол, установил имя владельца. После этого икону сняли с торгов, провели исследование, был суд, и владельца иконы, немецкого гражданина, признали законным и добросовестным приобретателем.

ВЗГЛЯД: Николай Васильевич, в каком году обнаружился след иконы в Германии?

Н. З.: Икона была украдена в 1994 году, в Европе появилась в 1996-м и была куплена гражданином Германии Вернером Бунгертом.

ВЗГЛЯД: А немецкий приобретатель, выставивший икону на торги в Линдау, знал, что она краденая?

Н. З.: Нет, Вернер об этом даже не догадывался. Он узнал этот факт во время проверки Интерпола и из дальнейших исследований.

ВЗГЛЯД: Располагал ли ваш продавец документами на икону «Троицы Ветхозаветной»? Какие это были документы?

#{interviewcult}Н. З.: Он назвал фамилию и имя русского, который много лет живет в Германии и, собственно, продал ему эту икону. Полиция Германии сделала обыск в его доме и не нашла ничего, относящегося к краже. В свою очередь продавец, некий Белевич, сказал, что купил икону у какого-то поляка, и цепочка прервалась.

ВЗГЛЯД: Стоимость иконы оценивается в 1 млн евро на черном рынке, вы приобрели ее за 25 тыс. евро. Почему продавец уступил ее за эту сумму?

Н. З.: Я знаю аукционное дело и могу сказать, что «Троица» – замечательная и уникальная вещь. Что такое «черный рынок» – я не понимаю, если честно. Но я и сам могу оценить икону в такую же сумму. Дело в том, что я сотрудничал в течение года с аукционным домом в Лондоне и немножко владею ценовой ситуацией.

Вернер Бунгерт – просто замечательный человек, ему 85 лет. Он пожелал, чтобы икона вернулась в Россию, и продал ее за ту сумму, за которую когда-то приобрел. Когда мы сняли икону со стены, он огорчился, сказал, что стена опустела, что им будет ее очень не хватать. Получилось, что чувство справедливости было сильнее жажды обогащения, стяжательства. А сотрудники розыска, не разобравшись в ситуации, вместо того, чтобы сказать спасибо, помочь чем-то, поступили совсем странно.

Я уверен, что все будет нормально, поскольку в моих действиях не было никакой корысти и фальши, никакой «задней мысли».

ВЗГЛЯД: Министерство внутренних дел сообщило, что вы уже привлекались за контрабанду. Насколько это соответствует действительности? Когда произошел этот случай?

Н. З.: Это было в 1985 году, я привлекался за контрабанду. Но, понимаете, оценивать поступки советского периода с позиции сегодняшнего времени неправильно, потому что тогда иконы были никому не нужны. На мой взгляд, то, чем я тогда занимался, – это своего рода спасение древнерусского искусства. Запад имел большой интерес к русскому искусству тогда, и экономическая воронка, так сказать, высасывала из-под кучи голубиных перьев все ценности. Сейчас происходит обратный процесс – процесс возвращения предметов старины, искусства в Россию. В наш музей Абрамов вернул 300 экспонатов из Европы.

В те годы это было противозаконно, да. Но если бы не поток контрабанды в советское время, все бы погибло. Это сейчас возник огромный интерес, в храмах не хватает икон, появилось множество собирателей, потому что экономические условия выровнялись и позволяют заниматься этим  делом. В советское время был лишь маленький круг коллекционеров-чудаков, которые что-то там покупали. Вот так среди всех перевозивших исторические ценности в советское время из стран Запада мне «повезло», и я попался.

Если широко посмотреть на то, что происходило тогда, можно увидеть, что жители Европы: немцы, голландцы, французы – помогли сохранить нашу, казалось, утраченную культуру.

ВЗГЛЯД: Николай Васильевич, что же в итоге будет с иконой?

Н. З.: Мы подписали договор безвозмездного дарения музею в Вологодской области, а также договор экспонирования. В нашем Музее русской иконы «Троица Ветхозаветная» кисти Кирилла Уланова будет выставляться в течение шести месяцев. Потом мы передадим ее в Устюженский краеведческий музей.

***

Справка. Икона Кирилла Уланова «Троица Ветхозаветная». Дата создания 1689–1690 годы. Размеры 142 на 123 см. Происходит из церкви Петра и Павла в г. Устюжне Железнопольской. Реставрировалась в 1973 году художниками Т. П. Рыбаковой, В. А. Митрофановым. Надпись на иконе: «7198 лета писал сей образ пресвятыя Троицы царев писец Кирил Уланов по обещанию причетника церковнаго Евсевия Акилова сына Козлова и детей. Шесть местных образов, как то: в честь сия святыя Живоначальныя Троицы, так тоже Сретения Господня, Боголюпския Божиея Матере, Христа Спасителя с предстоящими, Петра и Павла и Воскресения Христова подновлял, не изменяя прежняго вида, устюженский 3 ги(льдии) купец Дмитрие Онрианович Сретенской, в бытность тогда церковнаго старосты 3 ги(льдии) купца Семена Семеновича Солодовникова на собственное ево иждивение в 1850-м году».

Икона украдена из музея в 1994 году.