Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
25 апреля 2012, 17:00 • Культура

«Альтернативная летопись мира»

Константин Рыков: Нам нужен был свой Гарри Поттер

«Альтернативная летопись мира»
@ из личного архива

Tекст: Екатерина Маврикова

«Идет человек по лесу, навстречу ему мутант. Какие еще есть варианты? Сидит человек в подвале, навстречу ему мутант. Идет мутант по лесу, навстречу ему человек. И вот это бесконечное перетирание одного и того же сюжета заставляет читателя быстро уставать. У «Этногенеза» такой проблемы нет», – объяснил в интервью газете ВЗГЛЯД издатель и медиапродюсер Константин Рыков.

Одному из самых популярных литературных сериалов «Этногенез» исполнилось три года. Общий тираж всех печатных книг за эти годы составил больше 2 миллионов экземпляров, а количество скачанных цифровых копий и прослушиваний сериала практически не поддается оценке и исчисляется миллионами контактов. Общий кассовый сбор составил свыше 600 миллионов рублей, что делает «Этногенез» одним из немногих коммерчески успешных проектов, появившихся на литературном рынке за последние годы. О том, как задумывался литературный сериал и в чем его уникальность, газете ВЗГЛЯД рассказал его создатель Константин Рыков.

В «Миллиардере-3» были полностью предсказаны события Болотной

ВЗГЛЯД: Вы придумали «Этногенез» в 2001 году. Как это произошло?

Константин Рыков: Идея пришла мне в голову в пять часов утра. Я подумал, что было бы круто создать виртуальную героиню. У нас на тот момент не было ни одного виртуального персонажа, ни одного супергероя. Если посмотреть на западные, восточные, да любые медиа, любую информационную культуру – такие персонажи есть везде. И сразу во многих жанрах – и в комиксах, и в литературе, и в кино. А у нас не было. Нам нужен был свой Гарри Поттер. Вообще, тогда интернет только-только становился популярным и во всем мире появлялись интересные и совершенно новые проекты.

ВЗГЛЯД: Так вы создали Марусю Гумилеву. Но от истории 13-летней девочки далеко до масштабного проекта, каким является «Этногенез» сейчас.

К.Р.: Проект готовился несколько лет. Я его обдумывал, писал разные варианты сценариев. В какой-то момент я подумал, что было бы безумно интересно создать целый мир, в который читатель мог бы погружаться. Когда я оканчивал университет, я был очень увлечен творчеством Льва Гумилева. У него есть знаменитая «Пассионарная теория этногенеза». Гениальная. Он пытался понять, что заставляет людей совершать поступки, которые меняют судьбу человечества? Почему где-то появляется вдруг человек, который способен переломить в себе инстинкт самосохранения и страх и совершить что-то великое? Македонский, например. Что заставило человека, живущего в Македонии, пройти через весь мир? Что движет такими людьми? Самое интересное, что сам Гумилев так и не смог найти ответ, что является источником пассионарности. У него были разные теории на этот счет. И на меня его этот труд произвел ошеломляющий эффект. И я действительно стал его адептом. Зная меня, смешно звучит, но так оно и получилось.

Идея проекта развивалась как снежный ком. Стало понятно, что интересно придумать, что будет в будущем, что в прошлом. Фактически, «Этногенез» – альтернативная летопись мира.

#{image=484310}ВЗГЛЯД: Серьезная заявка. Но сегодня есть немало литературных сериалов. Это вообще очень популярный жанр. В чем разительное отличие «Этногенеза»?

К.Р.: В 2006 году, когда я начал заниматься издательским бизнесом, я понял, что нужно создавать героиню прежде всего в тексте. И она должна жить в большом мире. Конструкция «Этногенеза» сильно отличается от аналогов именно тем, что в нем существует множество параллельных сюжетных линий, которые находятся даже не в трех временных плоскостях, а в шести. Во-первых, это настоящее, недалекое будущее и недалекое прошлое. Во-вторых, это далекое будущее, которое уже является футурологией. Мы можем себе представить, каким будет будущее в 2020 году, но очень сложно представить его через две тысячи лет. Мы же не знаем, как пойдет эволюция. Она может пойти в обратную сторону. В истории были примеры, когда цивилизация сотни лет шла в обратном направлении развития. В-третьих, есть далекое неизвестное прошлое. Например, времена Пангеи. Есть же масса теорий. Возможно, мы вообще не первое поколение людей на планете Земля. Ей миллиарды лет. А что было здесь миллионы лет назад? Возможно, существовали такие же цивилизации. Для истории и природы несколько десятков тысяч лет – это мгновения. Ну и, в-четвертых, внутри «Этногенеза» есть так называемые хроноспазмы – пространства, где времени не существует.

Классически сегодня основные модели миров существуют или в трилогиях, или это истории из семи книжек. Но в данном случае это 12 параллельных сюжетов, которые происходят в разных временных плоскостях и при этом замыкаются между собой.

ВЗГЛЯД: Ко всему прочему «Этногенез» – история межжанровая. У вас есть и исторические сюжеты, и детективы, и фантастика...

К.Р.: Да-да, возможны любые приемы, форматы, способы развития сюжета. Внутри «Этногенеза» может быть даже дамский роман. Запросто. И человек не устает от проекта. Во многих аналогичных литературных сериалах сюжетные линии однотипны. Например, постапокалиптика. Идет человек по лесу, навстречу ему мутант. Какие еще есть варианты? Сидит человек в подвале, навстречу ему мутант. Идет мутант по лесу, навстречу ему человек. И вот это бесконечное перетирание одного и того же сюжета заставляет читателя быстро уставать. Потому что любой мир есть ограниченная емкость. У «Этногенеза» такой проблемы нет. Например, в некоторых сериях есть разноцветные линзы – белые, синие и красные, с помощью которых герои могут передвигаться в пространстве и времени. Когда мы придумали эти линзы, стало понятно, что должны существовать люди-странники, которые бесконечно путешествуют с помощью этих линз и жизнь которых проходит как бы вне временной линейки. Каждая такая придумка усложняет мир «Этногенеза», делает его конструкцию более интересной, порождает новые серии. Получается, что сериал можно продолжать бесконечно.

ВЗГЛЯД: На какую аудиторию вы рассчитывали изначально и что получилось в итоге?

#{interviewcult}К.Р.: У меня принцип – когда ты что-то делаешь, лучше делать это под себя. Я изначально ориентировался на то, что было бы интересно мне, о чем мне было бы интересно почитать. Сейчас у «Этногенеза» есть огромная молодежная аудитория, но при этом на презентации рядом со школьниками запросто можно увидеть бабушек и дедушек. Читатели есть в любом возрастном сегменте, хотя первые книжки действительно были подростковыми. Многие мои знакомые издатели говорили, что я совершаю ошибку, потому что это в принципе не читающая аудитория. Оказалось, что если не создавать продукт, то и потребителя нет. Подростки читают еще как. Причем «Этногенез» прививает любовь к чтению, любовь к познанию.

ВЗГЛЯД: Помимо того, что «Этногенез» – увлекательный конструктор, с которым интересно работать, есть ли у вас некая сверхцель? Что вы хотите объяснить, показать читателю?

К.Р.: С одной стороны, у меня была задача попробовать предсказать, что нас ждет. С другой – проявить в людях интерес к будущему, к технологиям. Мы постарались собрать в «Этногенезе» все возможные тайны и загадки мира. Путешествия во времени, телепортация, чтение мыслей, переселение на другие планеты, как в серии «Сомнамбула». Это обязательно произойдет. Вопрос – когда.

ВЗГЛЯД: И удалось что-то предсказать?

К.Р.: В «Миллиардере-3» были полностью предсказаны события Болотной. Правда, это было показано как огромный мировой заговор. Или от смешного – в «Марусе» действие происходит в 2020 году, и там милиция уже называется полицией. Еще – у нас все герои пользуются коммуникаторами, устройствами, которые объединяют телефон и компьютер. Когда «Маруся» писалась, это все казалось будущим, хоть и недалеким. А вот – уже состоялось. Или, например, Сколково. Сюжет книжки развивается в так называемом Зеленом городе, где живут и работают ученые. Реализовалось? Реализовалось. Кстати, Дмитрий Анатольевич Медведев, когда ездил, по-моему, в Норвегию смотреть на похожие технологии, сказал, что в России нужно строить сеть Зеленых городов.

ВЗГЛЯД: Литературный рынок сейчас переживает огромный кризис. В чем, как вы считаете, основная причина?

К.Р.: Мы делали исследование, и выяснилось, что сегодня в московском метро 50% читающих людей читают книги с электронных носителей. Почему человек перестает покупать книги? Не потому, что электронная книга лучше обычной, а просто потому, что доступ к электронным книгам быстрее и стоимость их совершенно иная. За прошлый год общий показатель книжной индустрии – «минус» 40%. То есть через два года литературного рынка, который существовал раньше, просто не будет. Он будет электронным. Издателям будет невыгодно печатать книжки, они останутся как раритет.

ВЗГЛЯД: И как это отражается на «Этногенезе»?

К.Р.: Мы долгое время бесплатно продвигали «Этногенез» в электронке. Была такая стратегия. Год назад я, например, разослал 28 книг всем, кто прислал письмо на мой адрес – 25 тысячам человек. Но так как печатный рынок смыкается, электронный формат остается единственным способом заработать. И показатели «Этногенеза» здесь хорошие. Например, в Apple Store по сборам он лидирует. И с каждым месяцем аудитория удваивается или утраивается. Дело в том, что мы всегда делали ставку на технологии – на доступ к тексту в разных форматах на сайте, в разных типах приложений, на социальные сети. И в момент, когда весь рынок начал сжиматься, «Этногенез» за счет своей технологичности выиграл.

ВЗГЛЯД: У вас как у издателя и продюсера есть претензии к своему детищу?

К.Р.: Емкость «Этногенеза» дает возможность исправлять ошибки, добавить что-то или переделать. Например, мы в свое время в «Миллиардере» зашли в тупик – в какой-то момент неправильно сложили сюжетную линию. Выпутались очень просто. Почему тот или иной персонаж не помнит, что участвовал в неких событиях? Ему стерли память!