Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
28 ноября 2012, 22:40 • Культура

«Только спонсорские деньги»

Михаил Мень: Архив Тарковского хотел купить фон Триер

«Только спонсорские деньги»
@ sothebys.com

Tекст: Ольга Самофалова

«Ларс фон Триер – большой почитатель творчества Тарковского, и, безусловно, он хотел что-то почерпнуть для себя в этих документах. Мы уже шутим, что после этого поражения на аукционе он новую «Меланхолию» снимет», – рассказал газете ВЗГЛЯД губернатор Ивановской области Михаил Мень, который победил фон Триера в борьбе за архив Андрея Тарковского.

Уникальный архив кинорежиссера Андрея Тарковского 28 ноября был продан на аукционе Sothbey's в Лондоне за 1,3 млн фунтов, или почти 2 млн долларов. При этом начальная цена лота составляла 100 тыс. фунтов. Лот включал в себя письма кинорежиссера, принадлежащие ему записные книжки, печатные версии сценариев к фильмам, 32 аудиозаписи и 13 записей на дисках, где Тарковский рассказывает о своих картинах.

Ларс фон Триер – большой почитатель творчества Тарковского, и, безусловно, он хотел что-то почерпнуть для себя, для своих работ, для своего творчества в этих документах

Новость о распродаже неизвестного архива личных документов Тарковского появилась в этом месяце и стала полной неожиданностью в том числе для семьи Тарковских. Эти документы оказались в руках бывшей помощницы Тарковского Ольги Сурковой, проживающей в Голландии. Она и решила их продать с аукциона.

В итоге архив был приобретен официальным представителем Ивановской области. Губернатор региона Михаил Мень в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, как Россия боролась за архив Тарковского, где область взяла почти 2 млн долларов и увидит ли знаменитый архив Ларс фон Триер, который также принял участие в торгах.

ВЗГЛЯД: Михаил Александрович, расскажите, как проходили торги? Сколько было претендентов?

М. М.: Мало кто ожидал, что бороться за этот лот будут целых 22 участника. На финишную прямую вышли в итоге три участника – это представитель Ивановской области, известный датский режиссер Ларс фон Триер, а также один предприниматель и коллекционер из Латвии. Если бы мы проиграли, то допустили бы возможность того, что архив мог так и не вернуться в Россию. Поэтому у нас не было другого выбора, как идти до конца. И мы поздравляем прогрессивную творческую общественность с этим.

Михаил Мень, губернатор Ивановской области(фото: ИТАР-ТАСС)

Михаил Мень, губернатор Ивановской области (фото: ИТАР-ТАСС)

ВЗГЛЯД: Цена архива возросла в 15 раз от первоначальной именно потому, что разгорелась борьба между тремя участниками, которые очень хотели получить архив?

М. М.: Все были очень серьезно настроены на победу. Ларс фон Триер – большой почитатель творчества Тарковского, и, безусловно, он хотел что-то почерпнуть для себя, для своих работ, для своего творчества в этих документах. Мы уже шутим здесь, что после этого поражения на аукционе он новую «Меланхолию» снимет. Мы очень уважаем этого режиссера и обязательно пригласим его в Юрьевец на кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Мы пригласим его не только познакомиться с этим архивом, но дадим возможность работать с документами столько, сколько ему будет угодно. Потому что мы понимаем, что он боролся на аукционе совершенно искренне и хотел получить этот архив уж точно не из коммерческих целей.

ВЗГЛЯД: Откуда Ивановская область взяла деньги на покупку архива Тарковского? Удалось найти спонсоров? Кто это?

М. М.: Мы пока не может озвучить фамилии спонсоров, потому что кто-то из меценатов хочет раскрыть свое имя, а кто-то нет. Однако в ближайшее время мы обязательно поставим общественность в известность, кто стал главными меценатами в решении этого главного для страны вопроса.

ВЗГЛЯД: Спонсоры готовы заплатить полностью 1,3 млн фунтов за архив, или придется вложить и бюджетные средства?

М. М.: О бюджетных средствах даже речи не могло быть. Только спонсорские и меценатские деньги будут задействованы на покупку этого архива. У нас в стране есть неравнодушные люди.

ВЗГЛЯД: Куда отправится архив Тарковского?

М. М.: Надеюсь, что уже в ближайшее время этот архив появится у нас в музее Андрея Тарковского в городе Юрьевце Ивановской области. Специалисты Министерства культуры посмотрели и оценили актив перед продажей: он действительно очень важен. Там много личных вещей, фотоархивов, сценариев, правленных непосредственно рукой Андрея Арсеньевича, знаменитое письмо к Брежневу, в котором Тарковский просит, чтобы в Советском Союзе было показано кино «Андрей Рублев».

Я и с прагматичной точки зрения смотрю на приобретение этого архива. Юрьевец – город со слабо развитой экономикой. В советские годы там были предприятия, но они давно уже не работают. Поэтому туристическая привлекательность может стать базой для дальнейшего развития этого исторического и красивого города. И, конечно, приобретение этого архива многократно усилит позиции музея в городе. Мы благодарны Минкультуры за поддержку в решении этого вопроса и будем еще обращаться в министерство, чтобы нам помогли вывести и грамотно архивировать эти ценности. А потом можно будет подумать уже и о другом статусе этого музея.

ВЗГЛЯД: Минкультуры выяснило, какой самый ценный документ в этом архиве?

М. М.: Самый ценный экспертами пока не назывался. Надо получить архив и более детально в нем разобраться, а уже после этого делать какие-то выводы. Но это 36 кг – большой объем для архива. Я уверен, что он изменит наш музей кардинально.

ВЗГЛЯД: В архиве есть аудио- и видеозаписи. В музее можно будет их прослушать и просмотреть?

М. М.: У нас рядом с музеем расположен культурный центр имени Андрея Тарковского, в котором есть все технические средства. Мы, безусловно, задействуем его для того, чтобы у всех желающих была возможность ознакомиться хотя бы с копиями этого архива, в том числе и с аудиовизуальными документами.

ВЗГЛЯД: Какие-то подробности узнавали о владелице архива, бывшей помощнице Тарковского Ольге Сурковой?

М. М.: Мы получили достаточно информации от семьи Тарковских. Она действительно работала в команде Андрея Тарковского. Но я бы не хотел осуждать, обвинять людей в чем-то. Я думаю, каждый принимает решение самостоятельно и в силу каких-то своих убеждений.

ВЗГЛЯД: Речи о том, чтобы просто передать этот архив России, а не продавать, не было?

М. М.: Нет.

ВЗГЛЯД: Минкультуры оценивало стоимость архива? Много переплатили?

М. М.: Попыток сделать оценки никто не предпринимал. Это уникальный архив, и трудно сказать, сколько он стоит. Я считаю, что в России наследие Тарковского недооценено. Но если мы посмотрим на мировую школу кино, то за рубежом, по сути, знают двух режиссеров из нашей страны, по которым все учатся, – это Эйзенштейн и Тарковский. Больше не знают никого. Я очень рад, что мы сейчас всколыхнули волну памяти в России. У нас находится дом-музей кинорежиссера, теперь проходит кинофестиваль «Зеркало» его имени. Когда в одном из СМИ прозвучало, что за настоящим кино теперь надо ездить в Ивановскую область, то понимаешь, что только ради этого уже стоит работать.