Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
10 января 2012, 19:28 • Культура

«Либо кретин, либо узурпатор»

Александр Проханов: Категория русского стала преступной

«Либо кретин, либо узурпатор»
@ РИА "Новости"

Tекст: Кирилл Решетников

«Смысл русской истории – в предложении миру другой судьбы, другого бытия, другого основания жизни. Это было в Средневековье, было в советский период, и это снова будет теперь», – заверил газету ВЗГЛЯД Александр Проханов, выпустивший в конце 2011 года новый роман под лаконичным названием «Русский».

ВЗГЛЯД: Читая ваш роман, в очередной раз понимаешь, что понятие русского и ключевые русские образы очень сильно профанированы, оглуплены в результате разных культурных казусов, не воспринимаются всерьез огромным количеством русских. По-вашему, могут ли такие книги, как ваша, помочь преодолеть этот эффект, или вы пишете для читателя, который его не ощущает?

Когда ты на такое отваживаешься, то ты и получаешь группу «Центр» под Москвой и ядерные ракеты, нацеленные на Эрмитаж и Третьяковскую галерею

Александр Проханов: На протяжении XX века категория русского подвергалась очень мощному давлению, репрессии. Само представление о русскости трансформировалось под воздействием политических сил. Категория русского стала категорией преступной. Русская нация, на которую легло самое страшное и грозное бремя XX века, была, по существу, лишена представления о том, что она русская. Это имело свои причины и свои неизбежные последствия. В последние советские годы это травмированное ощущение русскости стало проявлять себя, просачиваться крохотными родничками, как грунтовые воды, сквозь идеологические пласты и монолиты...

ВЗГЛЯД: И это, кажется, дало какие-то внятные результаты только сейчас.

А. П.: Сейчас, когда русская идентичность может проявляться свободно, она все равно попадает не в пустое пространство – вокруг уже культивируются другие идеологии, берут свое другие этнические космосы. Русская идея, которая вливается в наши новые государственно-идеологические меха, по-прежнему зашифрована, отравлена многими ядами. Сформулировать русскость в сегодняшнем контексте – грандиозная и абсолютно необходимая задача. Задача и религиозная, и литературная, и научная, историко-лингвистическая в частности. Этому и посвящен мой роман. Он посвящен, может быть, не столько проблемам, связанным с выявлением русскости, сколько просто рассказу о том, как ей тяжело себя являть. Это книга о том, с какими трудностями сталкивается русский человек, за которым нет, так сказать, шлейфа русской идеологии.

ВЗГЛЯД: Однако до перехода к остросюжетной фазе, в обычных обстоятельствах, ваш герой живет в свое удовольствие и не испытывает диссонансов, о которых вы говорите.

Герой «Русского» - молодой москвич. Не буржуа Бальзака, но буржуа, который возник в московской среде, среди контор и банков(фото: ripol.ru)

Герой «Русского» – молодой москвич. Не буржуа Бальзака, но буржуа, который возник в московской среде, среди контор и банков (фото: ripol.ru)

А. П.: Я взял героя из столичной среды, где категория русского оказывается ненужной, смешной, карикатурной. Но я сделал это специально – я хотел показать, как этот человек движется через траншеи и рвы сегодняшней реальности и как он постепенно, ценой ужасных катастроф и трат обретает в себе русского.

ВЗГЛЯД: Вы не впервые помещаете в центр внимания столичного буржуа-индивидуалиста – таким же был изначально и персонаж вашего предыдущего  романа «Алюминиевое лицо». Похоже, что на пороге нового десятилетия вашим героем становится не традиционный человек из народа и уж тем более не подвижник советского образца, а некто, являющийся их полной противоположностью.

А. П.: Когда исчезло такое явление, как советский человек, на его место, действительно, пришел наскоро сформированный буржуа. Но он может быть вчерашним секретарем обкома или даже секретарем ЦК КПСС – мы знаем тому примеры. Поэтому нынешние люди, как старые, так и молодые, – это не квинтэссенция буржуазности. Особенно если учесть, что в мировом масштабе буржуазность терпит крах. Она убывает, уродуется, лишается гемоглобина, у нее черные провалившиеся щеки и гнилые зубы. Герой «Русского», молодой москвич – это не классический буржуа, не буржуа Бальзака. Это буржуа, который возник в определенной московской среде, среди контор, банков, средств массовой информации. Это не тот, кто открывает мануфактуры и фабрики, всерьез трудится, производит продукт. Нет, это маленький пузырек нашего общества, который стал таким, потому что нет другой среды, нет другого места для жизни. Я думаю, что в этом смысле, скажем, современные священники и монахи тоже в какой-то степени буржуазны. Так что я всего лишь показал этого человека как данность. Он никакой – он просто неглупый, образованный. Он, как любой буржуа, потребитель и эстет-гедонист. У него есть хорошая работа, вкусная еда, очаровательная женщина – он все это потребляет. Но в какой-то момент у него из-под носа это выхватывают и подставляют ему корыто с его собственными кровавыми потрохами. И вот тогда он начинает свою Одиссею, отправляется искать свои истоки и тот путь, который ему предназначен.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: В последнее время мы видим, как буржуазная публика увлекается русской идеей. Но вряд ли кто-нибудь из этих людей, даже несмотря на склонность некоторых из них к политическому протесту, согласится последовать за вашим героем. Они ценят благосостояние, смотрят в сторону Европы, жертвенность и возвышающие лишения – не их выбор. Вы готовы к тому, что ваши книги ничего не скажут этим людям, нашедшим, по их мнению, свою русскость?

А. П.: Что такое русский буржуа? Это все равно что русский «Фиат» или русский Сен-Лоран. Прилагательное «русский» в данном случае определяет всего лишь место, где пребывает тот или иной человек или предмет. Тогда как обычно, говоря «русский», мы все-таки стремимся вскрыть какие-то свойства того явления, к которому относится это слово. А российский буржуа, который собирается жить в Европе, вообще напоминает какого-нибудь африканца из Республики Чад, который, скажем, решил жить в России, стать африканским русским.

ВЗГЛЯД: Да, но новые патриоты не собираются жить в Европе – они, насколько можно понять, хотят сделать европейское государство из России.

А. П.: Но ведь и наши либералы хотят переделать Россию по тем же самым образцам, так что этот новый квазинационализм и либерализм смыкаются. Люди, который кричат: «Хватит кормить Кавказ!» – могут быть как националистами, так и либералами. В этом смысле между ними нет никакой разницы. Человек, который говорит, что хочет перековать Россию, условно говоря, в штат Оклахома или в Люксембург – либо кретин, либо какой-нибудь страшный узурпатор и насильник. Это форма извращения русскости, глубоко антирусское явление. Странно было бы обнаружить немецкого философа-националиста, который хотел бы сделать Германию сплошным Мулен Ружем.

ВЗГЛЯД: А вообще, видите ли вы сейчас вокруг себя достаточное количество соотечественников, чье представление о России совпадает с вашим? Многим ли присуща та пассионарность, которая близка вам?

А. П.: Для меня русскость – это русское мессианство. Ведь не может быть, например, еврея, который не является носителем некой мессианской идеи. Определение еврейства связано ведь не с формой носа или черепа, вопреки тому, что говорил Гиммлер. Еврейство – это мессианское миросознание, оно зафиксировано в Ветхом Завете. Это миссия богоизбранного народа, который движется своим путем и за это получает страшные тумаки от судьбы и от самого Господа Бога. Путь еврейского народа – это сплошные жертвы. Одна из них относится к недавнему времени и называется холокост. У русских другое мессианство, чем у евреев, но это тоже мессианский народ. Смысл русской истории – в предложении миру другой судьбы, другого бытия, другого основания жизни. Это было в Средневековье, было в советский период, и это снова будет теперь. Ведь недаром все к месту и не к месту талдычат, что духовное спасение придет из России. Но мир не терпит такого нахального обращения, при котором ему все время тычут в нос укоризной и говорят: ты живешь не так, живи по-другому, по-нашему. Когда ты на такое отваживаешься, то ты и получаешь группу «Центр» под Москвой и ядерные ракеты, нацеленные на Эрмитаж и Третьяковскую галерею. И для того чтобы предлагать миру какие-то небывалые альтернативы, нужны огромное мужество, огромные ресурсы и огромная жертвенность. Если жертвенность уйдет из России, Россия исчезнет. Останется просто огромная территория, где ловкие люди будут зарабатывать на газе, лесе и проститутках. Рациональная жизнь в России невозможна. Рациональная жизнь в России – это благосостояние Прохорова и 500 млрд долларов, переведенных за границу. Буржуазная модель отвратительна и гибельна.

ВЗГЛЯД: Да, но ясно ли все это тем, с кем вам приходится вести диалог? Воспринимаются ли ваши слова, слышны ли они?

А. П.: Даже если мир отвергнет мое мировоззрение, я все равно останусь его носителем. А ведь я не уродливая частность, я прожил всю жизнь вместе с человечеством и с моим народом. И поэтому если это мировоззрение присутствует в моем сознании и в моих книгах, значит, оно абсолютно адекватно.