Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
29 сентября 2011, 22:06 • Культура

Феномен Лиозновой

Умерла Татьяна Лиознова

Феномен Лиозновой
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Соломатин

Татьяна Михайловна Лиознова останется в истории одним из выдающихся режиссеров. Она сняла всего девять картин, но среди них три ленты, ставшие культовыми: «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал».

Татьяна Доронина и Ирина Муравьева впервые по-настоящему раскрылись у Лиозновой, а многие прекрасные актеры вообще навсегда «приклеились» к персонажам ее фильмов. Броневой и Тихонов сыграли много ролей, а остались Мюллером и Штирлицем. Они смеялись над этим, сердились, но ничего поделать уже не могли.

Штирлиц шел по коридору» – что это, цитата? Нет, это кадр, который так четко отпечатывается в памяти, что кажется документальным

Феномен Лиозновой сложно объяснить. В ее фильмах на первый взгляд нет ничего необычного. Однако эти картины по непонятной причине производят сильнейшее впечатление, остаются в памяти каждым кадром. «Торчим у всех на виду, как три тополя на Плющихе», – говорит Вицин в «Джентльменах удачи», а уж «Семнадцать мгновений» разошлись на цитаты едва ли не полностью.

Лиознову отличала невероятной силы творческая интуиция. Именно Татьяна Михайловна настояла на том, чтобы «Три тополя на Плющихе» назывались именно так, а не «Три тополя на Шаболовке», хотя основой сценария послужил рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Мелочь? Но такие мелочи и отличают шедевр от пусть хорошей, пусть добротно сделанной, но обычной картины. Тихонов и Броневой получили в «Семнадцати мгновениях» нехарактерные для себя роли, но запомнились именно по ним. Случайность? А то, что племянница Шелленберга пересматривала фильм, чтобы лишний раз взглянуть на «дядю Вальтера», – тоже случайность?

Профессиональные фотографы завидуют тем из своих коллег, у которых каждый кадр выглядит так, будто все люди и предметы в нем расставлены специально. Научить этому невозможно, такое качество либо есть, либо его нет. У Лиозновой каждый кадр будто «вылеплен». Это создает неповторимую иллюзию достоверности. На кинофестивале в Мар-дель-Плата в 1968 году «Три тополя» получили первую премию «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность». Откуда такая оценка? Фильмы Лиозновой ни в коем случае не копируют реальность, в них очень большой элемент стилизации, но когда мы их смотрим, нам кажется, что все было именно так.

Фадеев, посетив студенческий спектакль Лиозновой, увидел в танцующей Кармен Любку Шевцову и настоял, чтобы этот танец вошел в фильм Герасимова «Молодая гвардия». «Штирлиц шел по коридору» – что это, цитата? Нет, это кадр, который так четко отпечатывается в памяти, что кажется документальным.

На днях моя дочь, взяв на руки кошку, пошутила: «Как радистка Кэт с ребеночком». Она видела этот фильм только один раз.