Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

13 комментариев
23 сентября 2011, 17:42 • Культура

«Мы все равно остаемся в минусе»

Владимир Бортко: В России окупаются фильмы не дороже $2 млн

«Мы все равно остаемся в минусе»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Василий Смирнов

«Давайте просто вернем государственные деньги на государственную студию. Точка», – так прокомментировал известный кинорежиссер Владимир Бортко споры по поводу судьбы «Ленфильма». В интервью газете ВЗГЛЯД мэтр также посетовал на то, что в России сложно снимать рентабельное коммерческое кино.

Судьба легендарного «Ленфильма» вновь оказалась в центре внимания. Новый губернатор Петербурга Георгий Полтавченко попросил федеральное правительство передать киностудию в ведение города. Решение обратиться с подобным ходатайством в Москву было принято накануне после посещения «Ленфильма» вице-губернатором Петербурга Василием Кичеджи и председателем Комитета по культуре города Антоном Губанковым. На сегодня такое решение – по сути, единственная альтернатива передаче студии в частные руки, против которой выступают такие мэтры, как Александр Сокуров и Алексей Герман-старший.

Тарас Бульба» собрал 17 миллионов. Стоил 15. Я уже думал – мы вернем свои деньги. Но нет, там же надо еще с прокатчиками делиться…

Напомним, знаменитые кинорежиссеры обратились к премьер-министру Владимиру Путину с открытым письмом, в котором просили его воспрепятствовать продаже «Ленфильма» структурам миллиардера, основного владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова. По мнению Германа и Сокурова, «поглощение «Ленфильма» гигантом, который в любом случае будет ориентирован только на коммерческую телевизионную продукцию, приведет к необратимым последствиям в кинематографической географии России».

Однако в Минкульте до сих пор отвечали, что опасения творцов безосновательны, а новая киностудия будет не частной, а частно-государственной: «Мы очень благодарны всем инвесторам, которые готовы нам помогать выполнять эту государственную задачу»,рассказывала замминистра Екатерина Чуковская.

Позже появились сообщения, что Сокуров вновь обсудит судьбу киностудии с премьер-министром Путиным.

А на днях открытое письмо главе российского правительства написал и Алексей Герман-младший: «Уважаемый Владимир Владимирович, я обращаюсь к Вам с просьбой о помощи и защите работников культуры от преследующего исключительно свои интересы крупного бизнеса, преувеличивающего реальную эффективность собственных вложений и сознательно рисующего ложные картины прекрасного будущего «Ленфильма», картины, которые не имеют никакого отношения к реальности», отмечал он.

Незадолго до этих событий в Петербурге прошел круглый стол, посвященный состоянию современного кинематографа. Уже на нем заходила речь о «Ленфильме». В частности, знаменитый кинорежиссер Владимир Бортко («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Тарас Бульба») согласился с коллегами Германом и Сокуровым. По его словам, легендарной студии объективно нужны средства на модернизацию, но дать их должно государство, а не частное лицо. «Понятно, что «Ленфильм» разрушается. Потому что там сейчас почти ничего не снимается. «Ленфильму» нужно полное обновление», признал Бортко и напомнил, что на студии есть проблемы и со светом, и со звуком, и много с чем еще. Выход из этой ситуации Бортко видит в одном: «Давайте просто вернем государственные деньги на государственную студию. Точка», сказал он.

По завершении круглого стола газета ВЗГЛЯД задала кинорежиссеру еще несколько вопросов.

ВЗГЛЯД: Владимир Владимирович, Герман и Сокуров не предлагали вам присоединиться к ним, поставить свою подпись под открытым письмом?

Владимир Бортко: Предлагали, наверное... В принципе, я поддерживаю все это. Но подписей не ставил. Мы как-то каждый занимаемся своим делом, они одним, я другим.

ВЗГЛЯД: А чем конкретно вы сейчас занимаетесь? Что снимаете?

В.Б.: Картину «Сталин». Точнее, еще не снимаю, пока только пишу сценарий. Планируется полнометражный художественный фильм. Но больше пока ничего не могу сказать. Вы понимаете, со «Сталиным» все непросто захотят это делать или не захотят, будут давать деньги или не будут и т. д.

ВЗГЛЯД: Раз уж вы заговорили о деньгах, скажите, можно ли в России в принципе снимать рентабельное кино?

В.Б.: Конечно. Почему нет? У нас есть «Любовь-морковь»... Что там еще? «Самый лучший фильм»... То есть, для этого должны быть фильмы соответствующего уровня и дешевые. Фильм в нашей стране может окупиться, только если он стоит не более 2 миллионов долларов.

Вот я получил 17 миллионов то есть, не я получил, а наш фильм «Тарас Бульба» собрал. Но он стоил 15. Казалось бы плюс 2 миллиона? Я уже думал мы вернем свои деньги. Но нет, там же надо еще с прокатчиками делиться... И мы все равно остаемся в минусе.

ВЗГЛЯД: Ваш последний проект «Петр Первый. Завещание» тоже не окупился?

В.Б.: «Петр» и не должен так окупаться. Это же телевизионная продукция. У него были хорошие рейтинги. С телевидением в этом смысле все как раз в порядке.

ВЗГЛЯД: Какая последняя российская картина вас, скажем так, «зацепила»?

В.Б.: Не знаю... «Петр Первый».

ВЗГЛЯД: Ваши коллеги озвучивают мнение, что стране необходимо построить как можно больше кинотеатров (в частности, оно звучало и на форуме «Кино России 2020»), и тогда ситуация с отечественным кино, которое находится сейчас не в лучшем состоянии, поменяется?

В.Б.: Я не специалист в прокате. Но, во всяком случае, это логично чем больше кинотеатров, тем больше вероятность, что люди посмотрят в них что-то. Но ситуацию только этим не изменить. Почему в Америке так хорошо обстоят дела с кино? Одна из основных причин среди прочих заключается в том, что у них это национальный вид искусства. А у нас нет... Вы когда в последний раз ходили в кино?

ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к 3D и прочим современным технологиям в кинематографе? Будущее за ними?

В.Б.: 3D у нас уже было, еще в 1950-е годы. Это называлось стереокино. Но потом как-то не прижилось. Если сейчас приживется, ну что же, пусть будет.

ВЗГЛЯД: Ваши коллеги недавно спорили о том, кто сейчас больше нужен российскому кинематографу: творцы или «ремесленники». Каково ваше мнение по этому вопросу?

В.Б.: А это не имеет значения, не нужно разделять. Актера учат играть, певца учат петь. Это просто способ что-то рассказать. Это как знание математики и только. Дважды два будет четыре, а не восемь. Кино такая же профессия, как и все остальные. Ее просто нужно знать, каким бы талантливым ты ни был.

..............