Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
25 августа 2011, 15:47 • Культура

«Поменьше всяких революций»

Олег Малов: Надо научиться отвечать за свою подпись

«Поменьше всяких революций»
@ week08.conservatory.ru

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

«Замминистра предложил мне подумать о должности ректора. Сказал приблизительно такие слова: «Почему у нас, в Москве, все думают, что в Петербурге нет никого, способного возглавить такой вуз?» – признался в интервью газете ВЗГЛЯД и.о. ректора консерватории Северной столицы Олег Малов в свой первый рабочий день в новой должности.

В старейшем музыкальном вузе страны – петербургской консерватории им. Римского-Корсакова – появился новый руководитель, правда, пока в ранге и.о. Место знаменитого скрипача Сергея Стадлера, который, к слову, до сих пор оспаривает свое увольнение, занял другой известный музыкант – пианист, профессор консерватории Олег Малов. Назначение нового руководителя вызывает пристальный интерес еще и потому, что последние несколько лет вуз был источником не столько музыкальных новостей, сколько скандальных и даже криминальных.

Управление коллективом исходя из принципов личной приязни или неприязни на всех действовало не очень благотворно

Напомним, еще в 2008 году при тогдашнем ректоре Александре Чайковском УБЭП начал проводить обыски в консерватории, сообщалось о многочисленных нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности. Ректор ушел на больничный, ситуация некоторое время находилась в «подвешенном» состоянии, пока в июне его не уволили. Отголоском той ситуации стало и увольнение президента консерватории Станислава Гаудасинского в октябре 2008-го. В том же году и.о. ректора стал назначенный приказом из Москвы знаменитый скрипач Сергей Стадлер.

Но вскоре и у Стадлера начались проблемы, схожие с трудностями предшественника. В феврале 2011 года было возбуждено уже второе уголовное дело по факту мошенничества в вузе. Следователи начали выяснять, куда делись миллионы рублей, выделенные на ремонт крыши и автоматизацию работы вуза. А еще возникли вопросы к подписи ректора – его именем имели право подписываться сразу несколько должностных лиц, и это еще больше все запутывало.

В апреле Минкульт уволил Стадлера. Однако последний находился на больничном и заявил, что приказ не имеет силы. Об окончательном увольнении ректора сообщалось 15 июля, но Сергей Стадлер все еще с ним не согласен.

Во вторник у только что назначенного и.о. ректора Олега Малова был первый рабочий день в новом качестве. Газете ВЗГЛЯД попросила его рассказать о своих первых шагах на новом посту и об отношении к деятельности предшественника.

ВЗГЛЯД: Олег Юрьевич, когда и от кого вы узнали о своем назначении?

Олег Малов: Официальное назначение произошло 19 августа в Москве, куда меня пригласили на собеседование в Министерство культуры. С замминистра, и.о. министра Андреем Бусыгиным мы проговорили около часа, я рассказал ему обо всех наших проблемах и о своих планах. Потом был подписан приказ. Во вторник у меня уже первый рабочий день в новом качестве.

Санкт-Петербургская консерватория из-за своих последний руководителей не вылезает из скандалов и судебных исков (фото: wikipedia.org)

Санкт-Петербургская консерватория из-за своих последний руководителей не вылезает из скандалов и судебных исков (фото: wikipedia.org)

ВЗГЛЯД: Но в СМИ проходила информация, что вы узнали о своем назначении еще весной...

О.М.: Весной у меня была беседа с другим заместителем министра культуры – Павлом Хорошиловым. Мы обсудили целый ряд вопросов, и он предложил мне подумать о должности ректора. Сказал приблизительно такие слова: «Почему у нас, в Москве, все думают, что в Петербурге нет никого, способного возглавить такой вуз?» Потом я уже министру высказал свое мнение о том, что это не так, и доложил о готовности возглавить консерваторию, если мне, конечно, доверят.

ВЗГЛЯД: Какова сейчас ситуация с бывшим ректором Сергеем Стадлером?

О.М.: Сергея Валентиновича в первый раз отстранили от должности еще в конце марта. А потом были четыре месяца, когда ситуация находилась в «подвешенном» состоянии. Окончательно его уволили только 15 июля. 19 августа я спросил у сотрудников Министерства культуры о том, как обстоят дела с иском Стадлера о восстановлении на рабочем месте. Мне было сказано, причем при свидетелях, что на сегодняшний день в Министерстве нет никаких данных по этому поводу.

В ту же пятницу, когда я уже вернулся в Петербург, появилась информация в СМИ, что Стадлер выиграл в суде (о том, что ходят такие слухи, сообщила «Фонтанка.Ru», однако официального подтверждения информации не было, а сам Стадлер на недавней пресс-конференции отказался сообщить, в какой суд он подавал иск, если вообще подавал – прим. ВЗГЛЯД). Так это или нет, не знаю. Могу сказать только, что судится он не с консерваторией, а с Министерством культуры. И я не буду заниматься этим вопросом.

ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к своим предшественникам, как оцениваете их деятельность на посту ректора?

О.М.: Я вступаю в 40-й год своего преподавания и застал в консерватории не одного и даже не двух руководителей. Считайте сами: Павел Серебряков, Юрий Большиянов, Владислав Чернушенко, Сергей Ролдугин, Александр Чайковский и теперь Сергей Стадлер – шесть человек. Я помню хорошо каждого из них – и как педагогов, музыкантов, и как руководителей. 15 лет я был членом Ученого совета вуза и имел возможность наблюдать, как они ведут дела. Я не хотел бы сейчас их сравнивать, давать оценки, скажу только, что у каждого были определенные положительные качества. Замечу, однако, что когда к власти в консерватории пришел Сергей Валентинович, началась волна увольнений среди тех, кто выступал против него каким-либо образом. И наоборот – если звучали восторженные отзывы о ректоре, этот человек в тот же момент повышался в должности, либо его представляли к какому-то званию. Сами понимаете, что управление коллективом исходя из принципов личной приязни или неприязни на всех действовало не очень благотворно.

ВЗГЛЯД: А что вы думаете о хозяйственной ситуации в вузе, уголовных делах, связанных с ремонтом крыши, неизвестно куда девшихся бюджетных миллионах? Как вы теперь намерены решать хозяйственные вопросы?

О.М.: О тех случаях, которые вы перечислили, лучше пусть скажут правоохранительные органы. Что касается меня, то мы договорились с учредителем (Министерство культуры – прим. ВЗГЛЯД) о том, что я не касаюсь нарушений закона в сфере хозяйственной деятельности. Мы начинаем работать практически с чистого листа, и хозяйством займутся совершенно новые люди. Кстати, я убежден, что нынешняя структура управления не соответствует нашим задачам. Проректоров должно быть не семь, как сейчас, а три. Нужно вернуться к классической схеме, когда у ректора было три заместителя – по учебной работе, по научной работе и по административно-хозяйственной части. С тех пор как появились должности первых проректоров, проректора по общим вопросам, который вообще непонятно чем занимается, управление стало очень запутанным.

ВЗГЛЯД: Может ли в принципе возглавлять ваш вуз не музыкант, а просто грамотный менеджер?

О.М.: Во всяком случае положительных примеров такого руководства пока что не было. И важно даже не то, что человек должен понимать музыку, прежде всего у него должен быть контакт с конкретными людьми, которые годами работают здесь. Абстрактному менеджеру, который только что пришел сюда, будет очень сложно добиться тех отношений, которые складываются между нами годами и даже десятилетиями.

К тому же коллектив консерватории – это не просто коллектив какого-то предприятия, это очень сложное образование. Как и в любом творческом вузе, в наших воспитанниках с самого детства стремятся развивать индивидуальность. Более-менее командные, коллективные навыки развиты разве что только у дирижеров-хоровиков, к остальным нужен особый подход.

ВЗГЛЯД: Вы ведь еще и успешный музыкант, пианист. Как планируете совмещать концертный график с новым постом в консерватории?

О.М.: Да, график у меня довольно интенсивный. В июне я выступал с большим концертом в Амстердаме, готовится еще один концерт, осенью должен выйти диск. Но я рассчитываю на квалифицированных помощников, которые будут в моей команде. К тому же занятость зависит от того, как ты сам умеешь организовать собственную жизнь. В общем, я планирую продолжать концертную деятельность, может быть, только не так интенсивно, как раньше.

ВЗГЛЯД: Определили для себя первые шаги в ранге руководителя вуза?

О.М.: Во-первых, надеюсь с помощью коллег разобраться в документации вуза – сейчас как раз этим занимаюсь. Хочу стать профессиональным администратором и научиться отвечать за свою подпись, свои слова и решения, а не говорить о том, что меня кто-то обманул и подставил. В целом, мой девиз на посту ректора – поменьше всяких революций и преобразований. Нужно просто создать комфортную обстановку для работы и творчества в консерватории. В ближайшее время я также планирую, насколько это возможно, прекратить все гражданские дела, разобраться с исками к консерватории, которые подали бывшие проректоры, пришедшие со Стадлером. А сам Стадлер, напомню, судится не с нами, а с Министерством культуры.

ВЗГЛЯД: Сергей Стадлер может остаться преподавателем консерватории?

О.М.: Вы знаете, он и на посту ректора не преподавал, не вел занятий. Его это, видимо, не интересовало. И я не думаю, что что-то изменится сейчас.

..............