Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
4 июля 2011, 16:01 • Культура

Фестиваль захлестнуло

Завершился самый политкорректный ММКФ

Фестиваль захлестнуло
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Денис Шлянцев

Жюри 33-го Московского международного кинофестиваля в знак укрепления дружбы России и Испании наградило и «Золотым» и «Серебряным» Георгиями испанскую картину «Волны». Не исключено, что на выборе сказались и личные предпочтения председателя жюри. Российский фаворит взял лишь спецприз – и то в буквальном смысле под давлением общественности.

В выходные завершился 10-дневный марафон и ежегодный праздник столичных киноманов – 33-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). На церемонии закрытия, которая прошла в кинотеатре «Пушкинский», присутствовали местные кинозвезды (Леонид Ярмольник, Рената Литвинова, Виктория Толстоганова, Мария Шукшина, Нонна Гришаева, Елена Захарова, Алена Бабенко) и VIP-гости (Константин Эрнст, Алла Вербер, Павел Астахов, Вячеслав Зайцев). За голливудский лоск отвечали актрисы Энди Макдауэлл и Хелен Миррен.

Волны» сняты в модной медитативной манере, что позволило некоторым критикам презрительно высказаться: «Тарковщина

Выбор жюри основного конкурса под председательством Джеральдины Чаплин был вполне предсказуемым. Главный приз «Золотой Георгий» за лучший фильм достался испанским «Волнам» режиссера Альберто Мораиса, а актер фильма Карлос Альварес-Новоа удостоен «Серебряного Георгия» за лучшее исполнение мужской роли.

«Волны» сняты в модной медитативной манере, что позволило некоторым критикам презрительно высказаться: «Тарковщина», – а другим вспомнить фестивальных фаворитов – последователей (или эпигонов – кому как нравится) Тарковского вроде Андрея Звягинцева. Тематика «Волн» также рассчитана на горячий фестивальный прием: гражданская война в Испании, беженцы...

К тому же Джеральдина Чаплин в последнее время по работе зачастила в Испанию («Сетка от комаров», «Монах», «Остров внутри»), так что почти с самого начала можно было догадаться, кому она, скорее всего, будет симпатизировать. «Волны» также покорили не только жюри, но и авторитетов от ФИПРЕССИ, которые и вручили картине свой приз.

Выбор жюри основного конкурса был вполне предсказуемым – кадр из фильма «Волны» (фото: moscowfilmfestival.ru)

Выбор жюри основного конкурса был вполне предсказуемым – кадр из фильма «Волны» (фото: moscowfilmfestival.ru)

Сложный по конструкции (в теории), но предельно ясный и явно нашедший своего зрителя фильм «Шапито-шоу» Сергея Лобана – при всей своей неформатности и в хорошем смысле слова «местечковости» – взял специальный приз жюри «Серебряный Георгий». Видимо, жюри не смогло остаться равнодушным к аншлагам на всех трех показах (!) и более чем положительному сарафанному радио. Также «Шапито-шоу» всю дорогу держалось в лидерах рейтинга Международного жюри Федерации киноклубов, потому и было награждено призом и дипломом федерации.

Лучшим режиссером был назван Вонг Чинг По. За свою работу «Месть. История любви» он был удостоен «Серебряного Георгия». В «Мести» режиссер, что свойственно азиатскому кинематографу последних лет, изобрел и продемонстрировал новаторские способы членовредительства, например в отношении эмбрионов, снабдив непотребства глубокомысленными псевдорелигиозными титрами. Видимо, этим он и покорил российскую критику, которая также вручила фильму приз.

«Серебряный Георгий» за лучшее исполнение женской роли совершенно заслуженно достался Уршуле Грабовской за проникновенное исполнение роли Иоанны, которая во время фашистской оккупации Варшавы прячет у себя восьмилетнюю Розу. Картина Феликса Фалька «Иоанна» была также удостоена приза российской кинокритики и специального диплома Федерации киноклубов.

Специального упоминания жюри удостоилась болгарская картина «Кеды» Валерия Йорданова и Ивана Владимирова, действие которой разворачивается в импровизированной молодежной коммуне на берегу моря. Жюри не смутили абсолютно плоские и неправдоподобные персонажи и отсутствие внятного сюжета, похоже, столь высокую оценку фильм заслужил лишь благодаря красивым морским пейзажам и киногеничным молодым актерам. Также «Кеды» почему-то приглянулись и Международному жюри Федерации киноклубов, которые удостоили фильм призом и дипломом федерации.

Жюри конкурса «Перспективы», состоящее из двух режиссеров (Александр Котт – Россия, Ермек Шинарбаев – Казахстан) и одного киноведа (Миролюб Вучкович) на безрыбье отдало «Серебряного Георгия» за лучший фильм конкурса литовско-венгерской картине «Анархия в Жирмунае» Саулюса Друнги – инфантильному высказыванию на безнадежно устаревшую тему анархически настроенной молодежи, для остроты приправленную лесбийским «перчиком». Также жюри специально упомянуло российскую картину «БАгИ» Андрея Богатырева.

«Серебряный Георгий» за лучший фильм документального конкурса достался картине «В ад и обратно» Данфунга Денниса, рассказывающей про раненного в Афганистане 25-летнего сержанта. (Хотя многие болели за более светлую картину «Марафонец» про индийского четырехлетнего бегуна или за таежный рай глазами Вернера Херцога – «Счастливые люди: год в тайге»).

«Приз зрительских симпатий» отошел картине сербской картине «Монтевидео – божественное видение» Драгана Белогрлича. Оно, в общем-то, и понятно: какой российский зритель не любит фильмы про футбол, а «Монтевидео» – про футбол и есть, но не в эстетском варианте («Гарпастум»), а в самом что ни на есть зрительском – с драмой и обязательным хэппи-эндом.

Приз генерального информационного партнера фестиваля ИД «Коммерсантъ» был вручен Николаю Хомерики за его третью картину «Сердца бумеранг», снятую в монохроме и отличающуюся от предыдущей работы («Сказка про темноту») более мрачным настроем и камео Ренаты Литвиновой.

Наконец, почетные гости фестиваля также дождались своих заслуженных наград. Джон Малкович, приехавший на премьеру «Трансформеров-3», получил приз «За вклад в мировой кинематограф» (надеемся, не только «Трансформерами»), а специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского» достался Хелен Миррен, чьей персоне и вкладу в мировой кинематограф была посвящена небольшая, но вполне репрезентативная ретроспектива.

33-й ММКФ завершился, оставив традиционное для московского киносмотра впечатление: пусть конкурс был не из самых сильных, зато самое большое удовольствие получили те, кто не гонялся за сомнительными новинками, а спокойно собирал сливки со специальных программ и наслаждался ретроспективами.

..............