Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

15 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
9 июня 2011, 20:07 • Культура

Все плохо, но не слишком

Эксперты отреагировали на письмо Союзмульфильма

Все плохо, но не слишком
@ vesti.ru

Tекст: Денис Нижегородцев, Анастасия Петрова

Группа известных мультипликаторов обратилась к руководству страны с просьбой взять киностудию «Союзмультфильм» в свои руки. По их мнению, без господдержки качественной мультипликации в стране не будет. Их коллеги заявили газете ВЗГЛЯД, что с изложенным в обращении к Медведеву и Путину согласны лишь отчасти.

Группа аниматоров обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой оказать помощь российской мультипликации.

Без поддержки государства в России даже большие студии не смогут выжить

В открытом письме художники напоминают о величии отечественной индустрии мультипликационных фильмов в былые времена и сетуют на то, что вместо советских мультфильмов в телеэфир попадают «низкопробные поделки иностранных аниматоров», а также на то, что легендарная киностудия «Союзмультфильм», которая отмечает на этой неделе 75-летие, находится в бедственном положении.

«В 2003 году студию разделили на две организации: творческо-производственное объединение «Союзмультфильм» и Фильмофонд, который ведает всей коллекцией фильмов студии. И пользуется ею своеобразно, поскольку считает хозяином этой коллекции себя, а не киностудию, в стенах которой создавались фильмы конкретными творцами.

Какая выручка, какие финансы, куда идет прибыль от использования коллекции Союзмультфильма – известно ограниченному количеству деятелей Фильмофонда. Кроме того, Фильмофонд озабочен жаждой лишить авторов фильмов их законного авторского права на творческий результат, что четко защищалось советским законодательством», – говорится в письме.

Авторы документа отмечают, что с 2009 года Союзмультфильм практически потерял свою финансовую, административную и территориальную независимость. «Земельный участок без ведома администрации киностудии в результате троекратной перепродажи перешел в собственность холдинга «Базовый Элемент». Очевидно, у представителей этого холдинга не было детства, и они не смотрели мультфильмы», – пишут авторы письма.

По мнению мультипликаторов, эта индустрия не может существовать без серьезной господдержки.

Также в письме предлагается провести заседание Фонда развития кино с участием мультипликаторов. В конце письма авторы пишут, что у них нет иллюзий по поводу обращения и они отлично понимают, «какими схемами заканчиваются подобные обращения».

При обсуждении обращения мнения разделились. Вопросы вызвало, в частности, заявление, что вместо хороших советских мультфильмов показывают плохие зарубежные, а также утверждение о необходимости господдержки. «Можно было бы сокрушаться, если бы на талантливых отечественных аниматоров давили круглосуточно такие монстры, как «Дисней» или «Пиксар», и поэтому ничего не росло бы на этой выжженной земле. Растет ведь. И неплохо продается», – пишет колумнист газеты ВЗГЛЯД Михаил Бударагин и задается вопросом: «Не очень понятно, почему миллионы должен получить Союзмультфильм, а не «Смешарики». На каких основаниях? За былые заслуги?»

Художественный руководитель мультстудии «Петербург» и коммерчески успешного проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров в интервью газете ВЗГЛЯД признался, что мнение коллег по части вопросов разделяет. «Полностью присоединяясь к требованию моих коллег и друзей, написавших это тревожное письмо президенту и премьер-министру, по поводу необходимости полноценной финансовой поддержки российской мультипликации и полного отсутствия системы профессионального образования в отечественном анимационном кино, которая не может не субсидироваться государством», – сказал он.

«Надо всего-навсего, чтобы президент и премьер-министр потребовали со всего лишь одного государственного предприятия – ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ранее ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» – прим. ВЗГЛЯД), возглавляемого бывшим замминистра культуры А. А. Голутвой, получающего огромные доходы от продажи коллекции Союзмультфильма за рубежом и непонятно куда девающего эти деньги, чтобы ФГУП выполнял свои прямые функции по полному финансированию кинопроизводства студии «Союзмультфильм» и тех мероприятий по ее возрождению, которые отчетливо, с цифрами в руках предлагают авторы письма. Денег для всего этого у ОГК более чем достаточно.

Если государство не сможет «справиться» с одним ФГУПом, то возникнет вопрос, насколько эффективно сможет осваивать государственные деньги новый ФГУП – возрожденный госгигант «Союзмультфильм»?» – добавил он.

Известный петербургский мультипликатор Константин Бронзит, чей мультфильм «Уборная история – любовная история» был номинирован на «Оскар» в 2009 году, заявил газете ВЗГЛЯД, что не стал бы сгущать краски. «Наших выдающихся мастеров, которые пожаловались президенту, можно понять. Для них Союзмультфильм – это дом родной. Они там выросли как творческие личности, и, конечно, им больно смотреть на то, как дом родной заколачивают досками, прямо как в мультфильме Норштейна «Сказка сказок». Но говорить, что все сегодня тотально плохо, конечно, нельзя», – сказал он.

Союзмультфильм является не просто студией, производящей фильмы, а бесспорным явлением отечественной культуры

«У нас в городе, например, есть две большие студии: студия «Мельница» и студия «Петербург». Они другие немного, конечно, делают мультфильмы, направленные больше на коммерческую сторону, делают сериалы, а не ту штучную продукцию, какую делал Союзмультфильм. Но они живут и, в общем, довольно успешно, насколько это вообще сегодня возможно в нашей мультипликации. Тут нужна эта самая оговорка – «насколько возможно». Потому что, действительно, без поддержки государства в России даже большие студии не смогут выжить, пока на полный хозрасчет никто не может позволить себе перейти. В этом смысле обращение мастеров к президенту, конечно, справедливое», – добавил он.

«Это письмо написали мои друзья, – рассказал газете ВЗГЛЯД художник-мультипликатор Вячеслав Челобреев. – Могу сказать, что все изложенное в письме соответствуют действительности. Это вопли отчаяния. Таких писем было немало. И мы надеемся, что в этот раз обратят внимание. Союзмультфильм является не просто студией, производящей фильмы, а бесспорным явлением отечественной культуры».

В то же время в Фильмофонде, на который жаловались авторы письма, проблем, о которых пишут мультипликаторы, не видят. «Каждый может высказывать все, что думает, – заявил газете ВЗГЛЯД представитель ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» Сергей Горбунов. – Союзмультфильм, конечно уже не тот, что был раньше. Он растет, развивается, меняется, и, хочу заметить, не в худшую сторону. В настоящее  время идут масштабные проекты, участие в которых принимают такие именитые мэтры, как Михаил Шемякин и Станислав Соколов. Финансирование идет из разных источников. В том числе и от продажи авторских прав. Деньги от которых идут и на начисления авторам, и на поддержку самой студии. Каждый год мы берем трех–четырех дебютантов, выпускников, которые приходят со своими работами. Их проекты финансируются и реализовываются. И возможно, через несколько лет услышите о новых Норштейнах и Хитруках», – заключил он.

Крупнейшая в России студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» образована в 1936 году приказом Главного управления кинофотопромышленности. В 1970-е годы на Союзмультфильме производилось в среднем около 30 фильмов в год, он считался крупнейшей в Европе студией анимации, но к середине 1980-х годов производство фильмов резко сократилось. В годы перестройки студия начинает поиск путей выхода из экономического кризиса, вызванного недофинансированием, и в 1989 году становится арендным предприятием, заключив арендный договор на 10 лет. После различных кризисных преобразований предприятия в 1990-х годах в 2003 году киностудия «Союзмультфильм» была отделена от ее коллекции, появились два отдельных предприятия: Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» и киностудия «Союзмультфильм».

Согласно принятым руководством России решениям, остающееся за Союзмультфильмом здание на ул. Долгоруковской (являющееся перестроенным под нужды студии православным храмом) и прилегающая к нему территория (на которой, в частности, было расположено кладбище) должны быть возвращены Русской православной церкви.

В конце 2008 года было объявлено, что Фильмофонду киностудии «Союзмультфильм» будут переданы фильмофонды ряда государственных киностудий. Объединение было завершено к 1 июня 2010 года: в результате реорганизации фильмофонды пяти киностудий (Ленфильм, Центрнаучфильм, детских и юношеских фильмов им. М. Горького, Свердловской киностудии и студии «Диафильм») присоединены к фильмофонду киностудии «Союзмультфильм», переименованному в федеральное государственное унитарное предприятие «Объединенная государственная киноколлекция».

С 2006 года студия – единственный правообладатель крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации во всех странах мира. В настоящее время на Союзмультфильме производится четыре–пять фильмов в год.

..............