Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
9 июня 2011, 20:07 • Культура

Все плохо, но не слишком

Эксперты отреагировали на письмо Союзмульфильма

Все плохо, но не слишком
@ vesti.ru

Tекст: Денис Нижегородцев, Анастасия Петрова

Группа известных мультипликаторов обратилась к руководству страны с просьбой взять киностудию «Союзмультфильм» в свои руки. По их мнению, без господдержки качественной мультипликации в стране не будет. Их коллеги заявили газете ВЗГЛЯД, что с изложенным в обращении к Медведеву и Путину согласны лишь отчасти.

Группа аниматоров обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой оказать помощь российской мультипликации.

Без поддержки государства в России даже большие студии не смогут выжить

В открытом письме художники напоминают о величии отечественной индустрии мультипликационных фильмов в былые времена и сетуют на то, что вместо советских мультфильмов в телеэфир попадают «низкопробные поделки иностранных аниматоров», а также на то, что легендарная киностудия «Союзмультфильм», которая отмечает на этой неделе 75-летие, находится в бедственном положении.

«В 2003 году студию разделили на две организации: творческо-производственное объединение «Союзмультфильм» и Фильмофонд, который ведает всей коллекцией фильмов студии. И пользуется ею своеобразно, поскольку считает хозяином этой коллекции себя, а не киностудию, в стенах которой создавались фильмы конкретными творцами.

Какая выручка, какие финансы, куда идет прибыль от использования коллекции Союзмультфильма – известно ограниченному количеству деятелей Фильмофонда. Кроме того, Фильмофонд озабочен жаждой лишить авторов фильмов их законного авторского права на творческий результат, что четко защищалось советским законодательством», – говорится в письме.

Авторы документа отмечают, что с 2009 года Союзмультфильм практически потерял свою финансовую, административную и территориальную независимость. «Земельный участок без ведома администрации киностудии в результате троекратной перепродажи перешел в собственность холдинга «Базовый Элемент». Очевидно, у представителей этого холдинга не было детства, и они не смотрели мультфильмы», – пишут авторы письма.

По мнению мультипликаторов, эта индустрия не может существовать без серьезной господдержки.

Также в письме предлагается провести заседание Фонда развития кино с участием мультипликаторов. В конце письма авторы пишут, что у них нет иллюзий по поводу обращения и они отлично понимают, «какими схемами заканчиваются подобные обращения».

При обсуждении обращения мнения разделились. Вопросы вызвало, в частности, заявление, что вместо хороших советских мультфильмов показывают плохие зарубежные, а также утверждение о необходимости господдержки. «Можно было бы сокрушаться, если бы на талантливых отечественных аниматоров давили круглосуточно такие монстры, как «Дисней» или «Пиксар», и поэтому ничего не росло бы на этой выжженной земле. Растет ведь. И неплохо продается», – пишет колумнист газеты ВЗГЛЯД Михаил Бударагин и задается вопросом: «Не очень понятно, почему миллионы должен получить Союзмультфильм, а не «Смешарики». На каких основаниях? За былые заслуги?»

Художественный руководитель мультстудии «Петербург» и коммерчески успешного проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров в интервью газете ВЗГЛЯД признался, что мнение коллег по части вопросов разделяет. «Полностью присоединяясь к требованию моих коллег и друзей, написавших это тревожное письмо президенту и премьер-министру, по поводу необходимости полноценной финансовой поддержки российской мультипликации и полного отсутствия системы профессионального образования в отечественном анимационном кино, которая не может не субсидироваться государством», – сказал он.

«Надо всего-навсего, чтобы президент и премьер-министр потребовали со всего лишь одного государственного предприятия – ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ранее ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» – прим. ВЗГЛЯД), возглавляемого бывшим замминистра культуры А. А. Голутвой, получающего огромные доходы от продажи коллекции Союзмультфильма за рубежом и непонятно куда девающего эти деньги, чтобы ФГУП выполнял свои прямые функции по полному финансированию кинопроизводства студии «Союзмультфильм» и тех мероприятий по ее возрождению, которые отчетливо, с цифрами в руках предлагают авторы письма. Денег для всего этого у ОГК более чем достаточно.

Если государство не сможет «справиться» с одним ФГУПом, то возникнет вопрос, насколько эффективно сможет осваивать государственные деньги новый ФГУП – возрожденный госгигант «Союзмультфильм»?» – добавил он.

Известный петербургский мультипликатор Константин Бронзит, чей мультфильм «Уборная история – любовная история» был номинирован на «Оскар» в 2009 году, заявил газете ВЗГЛЯД, что не стал бы сгущать краски. «Наших выдающихся мастеров, которые пожаловались президенту, можно понять. Для них Союзмультфильм – это дом родной. Они там выросли как творческие личности, и, конечно, им больно смотреть на то, как дом родной заколачивают досками, прямо как в мультфильме Норштейна «Сказка сказок». Но говорить, что все сегодня тотально плохо, конечно, нельзя», – сказал он.

Союзмультфильм является не просто студией, производящей фильмы, а бесспорным явлением отечественной культуры

«У нас в городе, например, есть две большие студии: студия «Мельница» и студия «Петербург». Они другие немного, конечно, делают мультфильмы, направленные больше на коммерческую сторону, делают сериалы, а не ту штучную продукцию, какую делал Союзмультфильм. Но они живут и, в общем, довольно успешно, насколько это вообще сегодня возможно в нашей мультипликации. Тут нужна эта самая оговорка – «насколько возможно». Потому что, действительно, без поддержки государства в России даже большие студии не смогут выжить, пока на полный хозрасчет никто не может позволить себе перейти. В этом смысле обращение мастеров к президенту, конечно, справедливое», – добавил он.

«Это письмо написали мои друзья, – рассказал газете ВЗГЛЯД художник-мультипликатор Вячеслав Челобреев. – Могу сказать, что все изложенное в письме соответствуют действительности. Это вопли отчаяния. Таких писем было немало. И мы надеемся, что в этот раз обратят внимание. Союзмультфильм является не просто студией, производящей фильмы, а бесспорным явлением отечественной культуры».

В то же время в Фильмофонде, на который жаловались авторы письма, проблем, о которых пишут мультипликаторы, не видят. «Каждый может высказывать все, что думает, – заявил газете ВЗГЛЯД представитель ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» Сергей Горбунов. – Союзмультфильм, конечно уже не тот, что был раньше. Он растет, развивается, меняется, и, хочу заметить, не в худшую сторону. В настоящее  время идут масштабные проекты, участие в которых принимают такие именитые мэтры, как Михаил Шемякин и Станислав Соколов. Финансирование идет из разных источников. В том числе и от продажи авторских прав. Деньги от которых идут и на начисления авторам, и на поддержку самой студии. Каждый год мы берем трех–четырех дебютантов, выпускников, которые приходят со своими работами. Их проекты финансируются и реализовываются. И возможно, через несколько лет услышите о новых Норштейнах и Хитруках», – заключил он.

Крупнейшая в России студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» образована в 1936 году приказом Главного управления кинофотопромышленности. В 1970-е годы на Союзмультфильме производилось в среднем около 30 фильмов в год, он считался крупнейшей в Европе студией анимации, но к середине 1980-х годов производство фильмов резко сократилось. В годы перестройки студия начинает поиск путей выхода из экономического кризиса, вызванного недофинансированием, и в 1989 году становится арендным предприятием, заключив арендный договор на 10 лет. После различных кризисных преобразований предприятия в 1990-х годах в 2003 году киностудия «Союзмультфильм» была отделена от ее коллекции, появились два отдельных предприятия: Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» и киностудия «Союзмультфильм».

Согласно принятым руководством России решениям, остающееся за Союзмультфильмом здание на ул. Долгоруковской (являющееся перестроенным под нужды студии православным храмом) и прилегающая к нему территория (на которой, в частности, было расположено кладбище) должны быть возвращены Русской православной церкви.

В конце 2008 года было объявлено, что Фильмофонду киностудии «Союзмультфильм» будут переданы фильмофонды ряда государственных киностудий. Объединение было завершено к 1 июня 2010 года: в результате реорганизации фильмофонды пяти киностудий (Ленфильм, Центрнаучфильм, детских и юношеских фильмов им. М. Горького, Свердловской киностудии и студии «Диафильм») присоединены к фильмофонду киностудии «Союзмультфильм», переименованному в федеральное государственное унитарное предприятие «Объединенная государственная киноколлекция».

С 2006 года студия – единственный правообладатель крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации во всех странах мира. В настоящее время на Союзмультфильме производится четыре–пять фильмов в год.