Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
16 июня 2011, 16:08 • Культура

«Успех ровесников будоражит честолюбие»

Виталий Пуханов: Социальное взросление вредит писательскому

«Успех ровесников будоражит честолюбие»
@ gallery.vavilon.ru

Tекст: Кирилл Решетников

«Некоторые «списочники» сегодня показывают уровень не менее, а иногда и более высокий, чем лауреаты. Им надо дать еще один шанс. Особенно тем, кто не пошел дальше длинного списка и выбыл по возрасту», – объяснил газете ВЗГЛЯД решение об изменениях правил вручения премии «Дебют» Виталий Пуханов.

Литературная премия «Дебют», учрежденная в 2000 году международным фондом «Поколение» при непосредственном участии его президента, депутата Госдумы Андрея Скоча, – единственный в России успешный проект, посвященный поиску и поддержке начинающих авторов. Из «Дебюта» вышли такие известные ныне писатели, как Сергей Шаргунов и Денис Осокин, а также зачинатель современной русской драмы Василий Сигарев. Премия была задумана как награда для авторов в возрасте до 25 лет, и это ограничение действовало на протяжении 11 сезонов. Однако в преддверии 12-го рабочего цикла «Дебюта» организаторы объявили о том, что возрастную планку конкурсантов решено повысить до 35 лет.

Социальное взросление в России идет в ущерб писательскому развитию

С точки зрения скептика, такое нововведение означает, что единственная в стране молодежная литературная премия перестала быть молодежной. Ответственный секретарь «Дебюта» поэт Виталий Пуханов объяснил газете ВЗГЛЯД, почему это не так.

ВЗГЛЯД: Насколько можно понять, причина «возрастной реформы» заключается в желании ввести на территорию «Дебюта» авторов с более показательными и оформленными результатами, чтобы была возможность эффективнее продвигать лауреатов и тех, кто попал в отборочные списки, причем продвигать не только в России, но и за рубежом. Так ли это?

Виталий Пуханов: Дело в том, что писатели не старше 35 лет – это и есть территория «Дебюта». Премия основана в 2000 году, и самым старшим «дебютантам» как раз около 35. Эффективное продвижение молодой русской литературы за рубежом – это одна из идей руководителя премии Андрея Скоча. Другой резон: некоторые «списочники» сегодня показывают уровень не менее, а иногда и более высокий, чем лауреаты. Им надо дать еще один шанс. Особенно тем, кто не пошел дальше длинного списка и выбыл по возрасту.

ВЗГЛЯД: Критики и оппоненты наверняка зададут очевидный вопрос: если теперь возрастная планка так высока, то можно ли продолжать считать «Дебют» молодежной премией, ориентированной на поощрение начинающих и открытие новых имен?

В. П.: У «Дебюта» помимо возрастной планки есть еще одно системное отличие от «взрослых» премий: у нас отсутствует система номинирования. Чтобы участвовать в конкурсе, автору достаточно прислать рукопись. То есть про него еще никто не знает, только он сам. Очень важно, что открытие нового имени и присуждение премии – не совсем одно и то же. В «Дебюте» ведется большая, не видная миру работа с теми, кто «проклюнулся», но до «листов» не дотянул. Автор может попасть в «длинный» или в «короткий» список со второго, третьего раза, и все это время мы с ним в контакте. Поощрением может быть не премия, а для начала – письмо от организаторов «Дебюта».

12-я премия «Дебют» будет вручаться по новым правилам (фото: litcult.ru)

12-я премия «Дебют» будет вручаться по новым правилам (фото: litcult.ru)

ВЗГЛЯД: Верно ли, по-вашему, считать, что человек в современном мире (и в современной России) дольше остается молодым, чем, скажем, 20 лет назад? Или, может быть, это зависит от социальной группы?

В. П.: Скорее это зависит от условий, в которых развивается писатель. Первые стихи, первый рассказ – событие молодости. Но в современной России человек, наоборот, вынужден рано взрослеть. Долгая молодость, инфантильность – привилегия граждан благополучных стран. Молодой россиянин должен рано начать зарабатывать себе на жизнь, на оплату учебы, потому что не может взять, как в Европе, кредит. Социальное взросление идет в ущерб писательскому развитию. Еще и поэтому повышение возрастной планки «Дебюта» справедливо.

ВЗГЛЯД: В пресс-релизе сказано, что издательства хотят заключать контракты с теми, у кого в активе не только первые опыты, но и готовые книги. Речь, очевидно, идет о книгах, изданных без поддержки «Дебюта», то есть до того, как автор попал в поле зрения премии. Значит ли это, что помощь авторам в издании первых книг больше не будет приоритетной задачей «Дебюта»?

В. П.: Не будем делать вид, что издатели пекут книги молодых авторов, как горячие пирожки. На самом деле издаваться удается единицам, остальные сидят в обнимку с рукописями. Это и есть потенциальные книги в переводе на другие языки. Помощь «Дебюта» по линии первых русских изданий по-прежнему нужна и по-прежнему приоритетна.

ВЗГЛЯД: Готовы ли организаторы к тому, что с этого момента авторский контингент «Дебюта», возможно, кардинально изменится и в среде конкурсантов возникнет другая культурная и психологическая атмосфера, связанная с приходом взрослых дяденек и тетенек?

В. П.: «Дебют» – не только текущий конкурс. В культурном контексте уже закрепилось понятие: «поколение «Дебют». Это литераторы до 35 лет и даже старше. Поколение «Дебют» – это несколько социальных психологий и несколько молодежных субкультур. Но есть и общее, об этом надо говорить более подробно, чем позволяет интервью.

ВЗГЛЯД: Каковы успехи международной программы премии?

В. П.: Наш приоритет – англоязычный рынок. И он же самый трудный. Но у издательства Glas, с которым мы сотрудничаем, большой опыт. На английском вышли уже две книги, сейчас переводится третья, на подходе четвертая. Наиболее успешна сегодня книга на немецком языке. Полные залы на презентациях, рецензии в прессе. Издательство Suhrkamp Verlag уже говорит о хороших продажах книги. Много прессы вызвала книга на испанском языке, которую авторы представляли в Мадриде и Барселоне. Важно то, что издательство La Otra Orilla распространяет книгу «дебютантов» не только в Испании, но и в странах Латинской Америки, а также в Соединенных Штатах, где много испаноговорящих читателей. В целом интерес к проекту обозначился и растет. В мире уже знают, что такое «Дебют».

ВЗГЛЯД: Некоторые считают, что, например, «Букер» стимулировал развитие русского романа и едва ли не возродил его. Можно ли утверждать, что «Дебют» не только фиксирует достижения молодой литературы, но и выступает стимулом для нее?

В. П.: Конечно, мы не только фиксируем, но и стимулируем. Неизвестному автору важно знать, что его где-то прочтут. Начать рукопись побуждает талант, закончить – сроки приема работ на наш конкурс. Кроме того, успех ровесников в «Дебюте» будоражит честолюбие потенциального лауреата. А самое главное – «Дебют» создает контекст, где авторы могут развиваться.

ВЗГЛЯД: По каким принципам формируется жюри?

В. П.: Председатель жюри – всегда ключевая фигура, писатель с большим именем. В этом году председателем стал Николай Коляда – не только известный драматург, прозаик, режиссер, но и замечательный педагог. Ученики Коляды из года в год побеждают в номинации «Драматургия». Члены жюри курируют каждый свою номинацию. Они известные прозаики, поэты, драматурги, издатели. В формировании жюри большую роль играет желание «старших товарищей» возиться с молодежью.

ВЗГЛЯД: Подтверждается ли мнение, что в последние годы (даже до повышения возрастного лимита) на конкурс поступают в целом более зрелые и совершенные тексты, чем на заре существования «Дебюта»?

В. П.: Да, это так. Заметно возросли базовые навыки, умение ставить слово к слову. Этот процесс сам по себе интересен на фоне роста безграмотности населения. Можно сказать, стал крепче «фундамент». Совершенство «здания» – это все-таки вопрос таланта и авторской удачи.